Культура

Несколько отличных нераспиаренных
концертов, которые порадуют твою душу

  • 3851
  • 1
  • Теодор Седин

Мы не будем советовать концерты, которые и так на слуху. Никаких «Металлики», Radiohead и других легенд... Или почти никаких. Только хорошая музыка от товарищей, которые не намозолили глаза. Не все концерты есть целиком на YouTube — некоторые придется поискать на других хостингах, соцсетях и прочих местах, поэтому мы выложили только куски. К сожалению, сюда не попал самый лучший перформанс — концерт группы «Краски» в городе Калач-на-Дону в 2001-м, но, надеемся, тебе и без него будет интересно. Наслаждайся.


Это грандиозно! Это великолепно! Это божественно! Это нежно и в то же время грубо. Эти музыканты могут сыграть на всем: на адских литаврах, ангельских арфах и даже на Сейшельских островах. Девид Гилмор хорош и в составе Pink Floyd, и сольном плавании. В его концертах нет той эпичности, что бытует на «Стене», нет массивных декораций, огромных крылатых свиней, только главное действующее лицо в простой черной майке и с гитарой наперевес. Грандиозность остается в тот момент, когда он начинает играть. Суровые мужчины стоят как величественные исполины и играют богоподобную музыку — что может быть лучше? Все концерты Гилмора отличаются особенной душевностью, словно это камерное выступление для своих.


Стинг признавался, что большую часть своей карьеры он играл музыку, которая не очень-то ему нравилась. Всё для того, чтобы на седьмом десятке он мог играть исключительно то, что он хочет, периодически зарабатывая деньги реюнионами группы The Police.
Видимо, на концерт в Даремском кафедральном соборе Христа и Святой Девы Марии Стинга вдохновила работа над самым фольклорным своим альбомом — «The Last Ship». Еще никогда в его музыке не было столько народных мотивов и нордического спокойствия. Может, возраст, переосмысление, ведь игрался концерт на родине. Что двигало музыкантом — желание провести новый эксперимент или ностальгия — мы не знаем, и не важно. Главное, что ему удалось сотворить настоящую сказку. Это очень рождественский концерт, с очень характерной музыкой. Не развеселой и праздничной, а тревожной и зимней. В концерте исполняются старинные английские народные песни, произведения классиков, а также собственные композиции Стинга. К подобным исканиям и экспериментам Стинга можно относиться по-разному, однако это всегда очень музыкально, профессионально и глубоко. У него есть одна особенность — он выглядит гармонично в любом жанре, будь то джаз или симфоническая музыка.


Только вот не надо этого презрительного взгляда, ты сам не знаешь, от чего отказываешься. Это лучшее, что было в диско музыке. Это трио родных братьев, которые слишком любят музыку, чтобы халтурить. Да, Бари, Робин и Морис выглядят слишком сладенько, как женоподобные бородачи из 80-х, но как они поют — практически не отличить от записи. А какая музыка, а какие голоса. Это высший профессионализм и поп-музыка, которую стыдно назвать попсой.


Все лайвы этого мегаталантливого «черного брата» завораживают. В них есть какая-то зловещая магия, которая в совокупности с голосом и битами вводит слушателя в буйный транс. Одни называют это долбанутым, полностью безумным репчиком, другие — изящным неформатом. Какая разница, если он разрывает зрителей по обе стороны камеры в клочья?


Фэд Гаджет был слишком неординарной личностью, чтобы после смерти стать таким же культовым, как Джим Моррисон или Хендрикс. Ему не повезло с жанром, поскольку его экспериментальный пост-панк не обрел вселенской популярности. На Западе его знают гораздо лучше, да. Но не все, только любители жанра. И 2002-й год был не лучшим временем для смерти постаревшей и славившейся обороты легенды. Но без Фрэнка Тови (Настоящее имя Фэда) не было бы пост-панка и, возможно, электронной музыки в том виде, в котором мы ее знаем. Он был настоящим демиургом жанра, его Игги Попом и Джи Джи Аллином, Джаггером и Моррисоном. Это при том, что ярких психопатов в британской новой волне было больше, чем блох на бродячей псине. Достаточно посмотреть это выступление, чтобы всё осознать. Послушать эту странную, завораживающую музыку и посмотреть, как этот красивый человек обмазывается кремом и разбрасывается собственными волосами.


Джек Уайт в «Лапалузе» — талантливейший рок-н-ролльщик на фестивале, который должен посетить каждый уважающий себя любитель музыки. Стоит ли расписывать достоинства Уайта, человека, который показал, что эмоций и самоотдачи всё еще достаточно для настоящего рока? Просто посмотри эту прелесть, в которой великолепно всё: и музыка, и звук, и сама атмосфера. Эти черно-синие цвета, как и на концерте Гилмора, воссоздают на сцене настоящую магию.


Дзуккеро — личность в нашей стране не слишком известная. Может быть, его диск есть в машине у твоего папы, может быть, ты слышал его на радио, которое крутит качественную музыку девяностых и нулевых. У этого парня луженая глотка и хриплый, как у настоящей рок-звезды, голос. Мой отец говорил про такие голоса: «Он сначала его пропил, прокурил, а потом проиграл в карты». Но у Дзуккеро есть какая-то душевность и эмоция, которая делает из певца народного любимца. Очень странный персонаж, похожий в своей кепке и бесформенном пиджаке на бродягу времен Великой депрессии. Но его очень хочется назвать итальянским Джо Кокером или, на худой конец, Крисом Ни. Потому что сам Дзуккеро к этому стремился всю свою жизнь.
Этот концерт позволит тебе открыть для себя хорошо знакомого забытого музыканта и целый ряд оперных песен, которые так и хочется закачать в свой плеер. В одиночку Дзуккеро практически не поет, потому что к нему на сцену выходят Эрик Клэптон, Долорес О'Райордан из старого ансамбля имени бабушкиного хора «Cranberries» и многие другие. Атмосфера — как на семейном вечере, где вместо «Клен ты мой опавший» запели неожиданно хорошие песни.


Коль уж вспомнили «святое», то почему бы про него не поговорить. Хороший концерт Джо Кокера отличить очень легко — это тот концерт, где он блестяще спел свою легендарную «With a Little Help From My Friends". А плохо он не пел только в те годы, когда едва стоял на ногах и ширялся героином. Почему бы не посмотреть концерт Кокера в Дортмунде? Отличная атмосфера, а я когда-то писал под него свой диплом. Светлые воспоминания и прекрасные, всеми любимые песни.


Нил Янг писал, возможно, лучшую музыку, которую можно включить фоном. Его фолк и блюз слишком мелодичны и лиричны, чтобы испытывать какой-то всплеск диких эмоций. Если вдруг тебе захочется расслабиться, то смело включай этот концерт. Может быть, он слишком американский, но он поможет испытать тот королевский балдеж, о котором любит говорить Руслан Гительман, и удовольствие от хорошей музыки, которая сама лезет в уши.


Это классика, это великолепие, это тот самый концерт, на котором было исполнено лучшее соло «Лестницы в небо». Это были Цеппелины, которых любили и ненавидели, боялись и обожали. Сейчас Роберта Планта живьем сложно слушать, а тогда он был просто великолепен. Группа была на грани, но выдавала такие концерты, с которыми не сравнится даже встреча с НЛО и взятие Рейхстага.


Немного постаревших рок-н-ролльщиков, которые сумели вплести в адские запилы электрогитары и грохот ритм-секции музыку барокко, ренессанса и классиков. Jethro Tull выглядят как музыканты, которые слишком устали от современной музыки и реалий бизнеса и остервенело играют только то, что хотят. Получился интеллигентный разрыв толпы и шаблонов, особенно когда Мартин Барре играет «Empty Cafe», а потом группа показывает весь свой талант, играя «Greensleeves».


Название группы взято из китайского фильма о девушке по имени Шу Шу, которую преследовали кошмарные несчастья: всё, что она предпринимала, лишь ухудшало ее положение, и кончилось всё это тем, что ее окончательно загнали в угол и раздавили. Всё это не шутки и не метафоры: если Джейми Стюарт поет о самоубийстве своего отца, это значит, что именно это и имеется в виду — произошедшее недавно реальное самоубийство его отца. Тема страдания, отчаяния, безысходности вроде бы предполагает и надрывный голос, и странную, изломанную в самой себе музыку. Голос Джейми — то надрывно-визгливый, то маниакально-шепчущий — отдает явной театрализацией, преувеличением. И в этом вся прелесть «Шу Шу». Они играют истерично и драматично, вызывая странные эмоции. И плевать, что играют в каком-то подвале и снято все на телефон, эмоций хватает.


Кажется, что знойные латиносы из «Марс Вольта» распались недавно, но прошло 4 года. За 12 лет творчества они наглядно доказали, что такое настоящий прогрессив-рок и как надо его играть. Говорить про них, наверное, и не требуется, тут нужно просто смотреть.