Это очень жутко, но факт остается фактом: Рома Зверь играет Майка Науменко в фильме про Виктора Цоя. Оба — легенды, оба мертвы, песни обоих поют по сей день. Смысл их прост и понятен, а если есть сложности, то нужно немного знать про времена, когда были написаны песни. Но находятся люди, которые ищут в текстах скрытые смыслы. В песне Stairway to Heaven нашли скрытое послание дьяволу, а в All Along the Watchtower Боба Дилана нашли зашифрованный библейский сюжет, где распятый на Голгофе Христос общается с раскаявшимся вором.
Скрытый смысл находят во всех видах искусства, и это, твою мать, только его портит. Поскольку очень сложно совладать с собой, когда напыщенный мальчик рассказывает, что пытался зашифровать репер Хаски или Юрий Быков в своем творчестве. Допустим, есть такие творцы: вспомнить хотя бы гениев Возрождения. Но чаще всего вилка на столе обозначает лишь вилку.
Вот классический пример. Достаточно просто снять кино про то, как главный герой на протяжении всего фильма ходит и борется со злодеем, чтобы в конце победить босса. А потом твои труды будут обсуждать на тему ксенофобии, сексизма, феминизма и прочих «измов», искать глубинные смыслы и считать олицетворением целой страны. Но все, что делает герой, — ходит и убивает плохих, как правило, парней. По таким лекалам сняты «Брат», «Убить Билла», «Джон Уик», «Таксист» и чуть ли не все фильмы в категории «герой-одиночка пришел корчить героическое выражение лица на камеру и надирать задницы». Эти лекала при наличии таланта и здравой мысли помогут почти гарантированно снять шедевр. Но каким бы талантливым ты ни был, это весьма банальный и простой способ сделать интересное кино. А главное, он использовался столько раз, что даже приобрел некую популярность в Голливуде. Чаще снимаются только фильмы из категории «он и она» — не порнуха (что ты!), а фильмы про любовь. Мы не против такой ролевой модели, а даже, наоборот, всеми руками «за». Но есть одна вещь, которая крайне бесит: хватит искать даже в таких простых историях скрытые смыслы! Людям просто нужен герой, который будет всех уничтожать. Нужно придумать как можно более уважительную причину, и готов новый «Отчаянный» или «Драйв». Беспроигрышный сюжет! Главное — выдумать историю пожалостливее. Так что, как видим, герой-возмездие — это не что иное, как попытка режиссеров привлечь людей в залы кинотеатров. И тот же «Брат» точно такой же фильм. Даже для самого Балабанова он не был главным в карьере, и к его успеху сам режиссер относился сомнительно, поскольку изначально снимал кино для масс. Поэтому все возгласы о том, что это «самый русский фильм», а в Даниле Багрове скрыт образ простого народа, просто смешны.Мы еще можем понять, почему этими поисками занимаются критики. Потому что говорить очевидные вещи неинтересно, и за них платят меньше. То ли дело найти частичку ницшеанства в пердильной комедии про копов! Кроме того, это отличный способ показать собственную эрудицию и владение словом. Лучше места, чем критика, просто не придумаешь. Да и придумать что-то сложно, ведь все ходы прописаны и существующие 7 типов сюжета (хотя кто-то говорит, что их больше) затраханы и замучены дикими фантазиями режиссеров до такой степени, что банальность сюжета не всегда бросается в глаза. И в общем-то это хорошо, это правильно, ведь надо же понимать, что режиссеры все это осознают и очень хотят прославиться, заработать денег и войти в историю. Если запомниться новатором не получится, то будешь использовать любые ходы. Тарантино, например, особенно не мучился и самым наглым и талантливым образом вставлял куски из чужих фильмов в свои шедевры. Не надо обожествлять творцов и думать, что они пытались что-то донести, заложить скрытые смыслы и прочистить мозги обществу. Вашу мать, они же люди, их дети хотят жрать, причем много! Их самих изнутри разъедает комплекс творца, вот и пытаются максимально изящно изъебну… исхитриться, чтобы людей проняло, а их имена запомнили.
Есть, конечно, мудрецы и философы, которые оставляют послания. Но их же единицы. Даже в промозглой и нудной череде артхаусных фильмов редко встретишь действительно что-то новое. Постановщики просто сваливают в кучу известные режиссерские приемы, добавляют абсурда и вуаля: пойми мой сложный посыл! Ну вот не верится, что бесспорно лучший фильм в истории человечества — «Зеленый слоник», аллюзия на чеченскую войну и состояние общества рубежа миллениумов. Просто ребята угорали и снимали пронзительное и нечеловечески талантливое треш-кино. А что еще можно было снять с известным акционистом и бунтарем Осмоловским, Епифанцевым (который в то время был еще безумнее), Пахомом и Маслаевым? Правильный ответ: шедевр. Но очень нестандартный. Там есть сюжет и есть смысл, но как только начинаешь искать скрытые послания, то все удовольствие от просмотра теряется.
Ну хорошо. Давай для наглядности искать смысл в фильмах. Если чернокожий парень стреляет из пистолета в белого, в «сноуфлейка», «беляша», то что это значит? Режиссер как бы намекает, что у него есть афролюбовник и этой сценой он признается ему: «Я тоже хочу, чтобы ты в меня «стрельнул», моя черная любовь!»? Если исходить из законов скрытого смысла, то да.
Давай все-таки не забывать, что кино, несмотря на свои педагогические и просветительские функции, должно развлекать. И чем проще ты к нему относишься, тем больше удовольствия получаешь при просмотре. С кино ровно та же беда, что и с книгами. Когда человек мало читает, в его библиорационе появляется какая-то книга, которая «переворачивает мир». Это омерзительно. Читай побольше, и тогда книги будут просвещать, а не подталкивать к убийству Джона Леннона.
Умные книжки вроде «Полифонизма романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» интересны только как наглядное пособие на тему «Какие немыслимые вещи можно выудить из простого на самом деле текста». Точно так же и с кино. Книга и фильм дают тебе ровно столько, сколько ты получил при просмотре. Все! Не надо копаться и искать зацепки: люди просто пишут, просто снимают. Потому что творческие. Потому что денег хотят. Да с половиной из них и общаться было не о чем. То же самое «Преступление и наказание» проще, чем кажется. Но вопли критиков, многие из которых были такими же несчастными, как герои произведения, превратили роман в главную трагедию русской литературы и до сих пор из образов пытаются что-то выудить. Еще раз: произведения создают люди, и они просто демонстрируют все как есть. Не надо засорять себе голову лишними проблемами, поскольку ни кино, ни фильмы не должны портить жизнь и доводить до сумасшествия. Не старайся прочувствовать на себе трагедию стихов Бродского. Человек писал о том, как жил. А ты работаешь в кофейне и сочиняешь херню.