Это очень жутко, но факт остается фактом: Рома Зверь играет Майка Науменко в фильме про Виктора Цоя. Оба — легенды, оба мертвы, песни обоих поют по сей день. Смысл их прост и понятен, а если есть сложности, то нужно немного знать про времена, когда были написаны песни. Но находятся люди, которые ищут в текстах скрытые смыслы. В песне Stairway to Heaven нашли скрытое послание дьяволу, а в All Along the Watchtower Боба Дилана нашли зашифрованный библейский сюжет, где распятый на Голгофе Христос общается с раскаявшимся вором.
Скрытый смысл находят во всех видах искусства, и это, твою мать, только его портит. Поскольку очень сложно совладать с собой, когда напыщенный мальчик рассказывает, что пытался зашифровать репер Хаски или Юрий Быков в своем творчестве. Допустим, есть такие творцы: вспомнить хотя бы гениев Возрождения. Но чаще всего вилка на столе обозначает лишь вилку.
Мы еще можем понять, почему этими поисками занимаются критики. Потому что говорить очевидные вещи неинтересно, и за них платят меньше. То ли дело найти частичку ницшеанства в пердильной комедии про копов! Кроме того, это отличный способ показать собственную эрудицию и владение словом. Лучше места, чем критика, просто не придумаешь. Да и придумать что-то сложно, ведь все ходы прописаны и существующие 7 типов сюжета (хотя кто-то говорит, что их больше) затраханы и замучены дикими фантазиями режиссеров до такой степени, что банальность сюжета не всегда бросается в глаза. И в общем-то это хорошо, это правильно, ведь надо же понимать, что режиссеры все это осознают и очень хотят прославиться, заработать денег и войти в историю. Если запомниться новатором не получится, то будешь использовать любые ходы. Тарантино, например, особенно не мучился и самым наглым и талантливым образом вставлял куски из чужих фильмов в свои шедевры. Не надо обожествлять творцов и думать, что они пытались что-то донести, заложить скрытые смыслы и прочистить мозги обществу. Вашу мать, они же люди, их дети хотят жрать, причем много! Их самих изнутри разъедает комплекс творца, вот и пытаются максимально изящно изъебну… исхитриться, чтобы людей проняло, а их имена запомнили.
Есть, конечно, мудрецы и философы, которые оставляют послания. Но их же единицы. Даже в промозглой и нудной череде артхаусных фильмов редко встретишь действительно что-то новое. Постановщики просто сваливают в кучу известные режиссерские приемы, добавляют абсурда и вуаля: пойми мой сложный посыл! Ну вот не верится, что бесспорно лучший фильм в истории человечества — «Зеленый слоник», аллюзия на чеченскую войну и состояние общества рубежа миллениумов. Просто ребята угорали и снимали пронзительное и нечеловечески талантливое треш-кино. А что еще можно было снять с известным акционистом и бунтарем Осмоловским, Епифанцевым (который в то время был еще безумнее), Пахомом и Маслаевым? Правильный ответ: шедевр. Но очень нестандартный. Там есть сюжет и есть смысл, но как только начинаешь искать скрытые послания, то все удовольствие от просмотра теряется.
Ну хорошо. Давай для наглядности искать смысл в фильмах. Если чернокожий парень стреляет из пистолета в белого, в «сноуфлейка», «беляша», то что это значит? Режиссер как бы намекает, что у него есть афролюбовник и этой сценой он признается ему: «Я тоже хочу, чтобы ты в меня «стрельнул», моя черная любовь!»? Если исходить из законов скрытого смысла, то да.
Давай все-таки не забывать, что кино, несмотря на свои педагогические и просветительские функции, должно развлекать. И чем проще ты к нему относишься, тем больше удовольствия получаешь при просмотре. С кино ровно та же беда, что и с книгами. Когда человек мало читает, в его библиорационе появляется какая-то книга, которая «переворачивает мир». Это омерзительно. Читай побольше, и тогда книги будут просвещать, а не подталкивать к убийству Джона Леннона.
Умные книжки вроде «Полифонизма романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» интересны только как наглядное пособие на тему «Какие немыслимые вещи можно выудить из простого на самом деле текста». Точно так же и с кино. Книга и фильм дают тебе ровно столько, сколько ты получил при просмотре. Все! Не надо копаться и искать зацепки: люди просто пишут, просто снимают. Потому что творческие. Потому что денег хотят. Да с половиной из них и общаться было не о чем. То же самое «Преступление и наказание» проще, чем кажется. Но вопли критиков, многие из которых были такими же несчастными, как герои произведения, превратили роман в главную трагедию русской литературы и до сих пор из образов пытаются что-то выудить. Еще раз: произведения создают люди, и они просто демонстрируют все как есть. Не надо засорять себе голову лишними проблемами, поскольку ни кино, ни фильмы не должны портить жизнь и доводить до сумасшествия. Не старайся прочувствовать на себе трагедию стихов Бродского. Человек писал о том, как жил. А ты работаешь в кофейне и сочиняешь херню.
Комментарии
(1)Лойс