Стена первая: непризнание
Чтобы начать лечение недуга или решить какую-то проблему, необходимо её осознать, принять её существование. Это серьёзнейшая проблема в данном контексте. Человек способен признать собственную физическую слабость, может согласиться со своим непрофессионализмом, но никогда, вообще никогда глупец не признает, что он глуп. Даже наоборот: чем глупее человек, тем более он уверен в своём уме, считает, что находится на грани гениальности.
Вот представь: есть некий человек с IQ в районе комнатной температуры, но думает он, что является мудрецом, достигшим просвещения. Это получается, ему нужно не просто признать свою глупость, а спуститься от уровня мудреца к уровню идиота. Путь непосильный для глупого.
Если человек признаёт, что глуповат (неважно, в какой форме, будь то шутка или настоящее сожаление), значит, он не так уж и глуп. Другой вопрос, станет ли он предпринимать какие-то действия, начнёт ли развиваться, или же продолжит шутить и грустить. В общем, без преодоления этой стены ничего сделать не получится; пробить её со стороны на практике тоже оказывается невозможно. Логические аргументы не оказывают влияния на глупца — они рассыпаются о баррикады из конспирологии и заученных мнений авторитетов, зачастую даже неправильно понятых. Прямые оскорбления вроде «ты дурак» натыкаются на такой же ответ: «Сам дурак». Ведь он полагает себя мудрецом, почти гением — для него дураком является тот, кто пробивает «стену», яростно кидаясь на воздвигнутые баррикады.
Ты меня ни в чём не убедишь, тебе меня не переспорить!Подытожит он — и ты в итоге поймёшь, что так и есть.
Стена вторая: остановка развития
В большинстве случаев интеллектуальное развитие человека останавливается в возрасте 16–22 лет, то есть после окончания школы или вуза. Дальше всё — только накапливается сомнительный опыт, которым люди так любят прикрывать отсутствие извилин.
С моё поживи — потом и поговорим.Слыхал такое? Конечно, слыхал. Каждый в жизни встречал таких умников, единственное достижение которых заключается в том, что они дожили до 40–50–60 лет. Ничего себе достижение! И плевать, что, окончив школу, этот мудрый старец в жизни больше ни одной книги или научной статьи не прочитал. Его мнение, по его же разумению, обретает вес, ведь он старше.
Таким людям ничего невозможно доказать или объяснить, потому что признание своей глупости в данном случае уничтожает их единственное достижение — возраст. Да, вот такой абсурд. «Всю жизнь был идиотом, им и останусь, — рассуждают они. — Мне уже под 40, и меня обязаны слушать, ведь опыт!» А ещё лет через 10–15 к этой обязанности слушать прибавится и обязанность слушая уважать.
Так и получается, что в мире полным-полно 30–40- и даже 50–60-летних людей с уровнем развития 15-летнего школьника. Зачастую весь их жизненный опыт лишь нагромождение всевозможных заблуждений, какой-то простой работы, поездок на море раз в год и просмотр отечественных сериалов. Вот этот опыт они предлагают уважать, этим опытом они гордятся, принимая его выше даже эмпирических знаний.
Что значит «покопаться в голове» и что там можно найти
Стена третья: отсутствие свободного времени
Справедливости ради нужно отметить, что широкий кругозор и интеллектуальное развитие по сути продукт великого рандома. Одним повезло, и у них в определённый момент оказалось достаточно много свободного времени. Эти люди развились лучше. Другим не повезло: времени на личностное развитие просто не было. Серьёзно, это же большая проблема. Как может развиться человек, если он работает, скажем, часов по 10, а то и по 12 с учётом дороги туда-обратно. Ещё поспать нужно часов 7–8 хотя бы, и что остаётся от суток? Времени остаётся, чтобы ванну принять, поесть и немного передохнуть от такого ритма. Плюс почти каждому необходима какая-то разрядка, хотя бы периодически. Речь о том же алкоголе, любимом сериале, компьютерной игре или футболе.
Тайм-менеджмент практически бесполезен в этом плане: процесс познания, развития кругозора — штука творческая. Во всяком случае, находится это дело в том же отсеке мозга, где и все остальные творческие начинания. Невозможно по строгому графику включить заинтересованность, скажем, войной в Югославии. Это приходит само. Сидишь ты часа в три ночи, и внезапно мозг задаёт вопрос: «А что такое электромагнитные волны, почему они разной длины и как это вообще работает?» Через 2–3 часа с чувством удовлетворённости мозг отпускает тебя спать — ты нашёл ответ и что-то даже запомнил. Вроде бесполезно в повседневной жизни, но было интересно, и кругозор расширился.