Мифы и факты о «цифровом слабоумии»

Теодор Седин
Ноябрь 17, 2015
12.6k
2
Наука
в избранное


Термин «digital dementia» пришел из Южной Кореи, раньше всех ставшей на путь оцифровывания страны. Сегодня 83,8% жителей Южной Кореи имеют доступ в Интернет, у 73% корейцев есть смартфон (это даже больше, чем в США – 56,4%, и почти в 3 раза больше, чем в России – 36,2%). Именно в «стране утренней свежести» впервые заметили молниеносное отупение населения. Люди (преимущественно молодёжь) страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Более того, в их «сером веществе» были найдены изменения сродни тем, что случаются после черепно-мозговых травм и на ранней стадии деменции. Проще говоря, слабоумие.

С одной стороны, смартфоны сделали нашу жизнь гораздо проще, внеся в неё разнообразие и комфорт. И в туалете сидеть стало интереснее, и в интернет можно выходить куда попало, и тексты писать. Пара нажатий пальцами по сенсору – и любая информация у твоих ног. Но за все прелести нужно платить, в данном случае своим собственным мозгом. Лично наша страна вступила в цифровую стадию совсем недавно, в то время как товарищи из зарубежья варятся в цифровом котле как минимум лет 20. Протестировав светлые головы представителей цифрового поколения, учёные пришли к выводу, что мозги у них устроены иначе. Всё очень просто: в их головах не задерживается так много информации, как у их родителей. Зачем, когда можно обратиться к источнику, который всегда под рукой. Но если так рассуждать, то последними гениями с энциклопедическими знаниями были кроманьонцы. В их мрачных головах хранилась уйма информации о том, как сделать наконечник копья, выпотрошить дикую тварь, добыть огонь. А потом появилась письменность, и человек стал плавно «деградировать». Дело в том, что знаний стало столько, что уместить в голове их было просто невозможно. А сейчас объёмы растут в геометрической прогрессии. За последние 10 лет было создано больше данных, чем за всю историю человечества. После такого что-то не знать становится не так стыдно. А ведь наш мозг формировался в тёмную эпоху собирательства. Для примера, наши далёкие волосатые предки с неправильным прикусом могли за всю жизнь встретить не более 1000 человек. Нынче за один поход на работу ты можешь встретить столько же.

Многие приводят страшные цифры: 16-летний ребёнок проводит за экраном в среднем 1 год, 18-летний – 4 года. В среднем на общение с экраном в день тратится не меньше 8 часов. Но ведь не все 8 часов тратятся впустую. Да, большинство времени уделяется отнюдь не учёбе, а общению и играм. Но разве не общение формирует социум? Просто общение онлайн – новая форма. К тому же, глупо в таком возрасте отказываться от такой кладези информации. А мы знаем, что абсолютно любые знания важны.

Маститые учёные, потратившие жизнь на исследование этой проблемы, называют это время «украденным», поскольку оно использовано впустую. Оно не потрачено на разговоры с родителями, на чтение книг и музыку. Явный бред, поскольку каждый слушает музыку в сети, некоторые благодаря интернету овладевают азами игры на инструменте. А помнят ли они себя в 18 лет? Часто с родителями общались? Родители и рады отдохнуть после работы.

Так и наш мозг подстраивается под новые потребности. Но при этом нужно и важно уметь отсеивать ненужную информацию. Определить, что в потоке новостей главное, а что второстепенное, и уметь делать это быстро. Старое классическое понятийное мышление, когда важно было понять суть вещей, сильно устарело, оно слишком «тормозит» процесс обработки огромного вала информации. Чтобы защититься от информационных перегрузок, наш мозг пошел по пути клипового мышления.

Учёные трубят о том, что мир сжался почти до размеров экрана планшета. Теперь дети не гоняют по улицам и дворам, не лазают по деревьям, не пускают кораблики в прудах и лужах, не прыгают по камням, не бегают под дождем, не болтают друг с другом часами, не воруют черешню, а сидят, уткнувшись в смартфон или планшет. Спортом никто не занимается, сплошное отращивание пятой точки. Да, безусловно, в интернете проводится много бесполезного времени, но все дело в планировании и контроле этого самого времени. И 50 лет назад находились личности, которые проводили часы, уткнувшись в потолок, пренебрегая житейскими удовольствиями.

Главная беда в том, что носители неспособны к анализу, мир для них превращается в набор разрозненных фрагментов. В сентябре 2011 года уважаемая британская газета «Дейли телеграф» опубликовала открытое письмо 200 британских учителей, психиатров, нейрофизиологов. Они пытались привлечь внимание общества и людей, принимающих решения, к проблеме погружения детей и подростков в цифровой мир, которое драматически сказывается на их способности к обучению. Спросите любого учителя, и он вам скажет, что учить детей стало несоизмеримо труднее. Они плохо запоминают, не могут сконцентрировать внимание, быстро устают, стоит отвернуться – немедленно хватаются за смартфон. В такой ситуации трудно рассчитывать, что школа научит ребенка думать, потому что в его мозге просто нет материала для думания.
Кроме того, у представителей цифрового поколения формируется принципиально иной механизм запоминания: они фиксируют не факты и содержание, а место, где находится нужная информация. Восприятие мира для них становится другим.

Но не спеши разбивать ноутбук и выбрасывать в окно «айфон». Иначе справиться с объёмами информации невозможно. Только если уничтожить всё техническое оборудование и вернуться на дерево. Более того, после всех возмущений и требований учёные умы заявляют, что уровень интеллекта детей-пользователей интернета не падает, а наоборот, растет за счет эрудиции, ибо даёт гораздо больше информации, чем родители и учебники. К тому же, привычка «гуглить» не является признаком слабоумия, просто новое поколение гораздо прагматичные старого. Ну стал бы ты идти в библиотеку, если у тебя под боком кладезь информации. Скажешь, обленились? Но ведь лень – двигатель прогресса, не забывай.

Клиповое мышление – это следующая ступень эволюции человека, потому что является переходным этапом к многозадачности. Юлий Цезарь мог делать сразу несколько дел. Цифровое поколение может одновременно «скролить», переписываться и слушать музыку. Хотя его можно натренировать. Но цифровые дети от рождения наделены гениальным даром Гая Юлия Цезаря. Хотя и здесь нагадили вездесущие учёные. Проводили они опыты над студентами «многозадачниками» и «немногозадачниками», заставляли их акцентировать внимание на геометрических фигурах, незаметно меняя их, под громкую музыку. Оказалось, что немногозадачники способны выполнять поставленные объёмы.

Что нам делать? Жить своей жизнью. Раньше над людьми, погружёнными в беспробудное чтение смеялись, теперь всё наоборот. Нельзя игнорировать технологии, так что, когда в следующий раз когда твоя бабушка будет кричать: «Весь день сидишь за компюдактером своим! Ослепнешь, облучишься!» – просто игнорируй. Если скрываться от технологий, можно выпасть из жизни. Поэтому просто не проводи бесцельные часы за компьютером и следуй нашим советам. Если тебе, конечно, хочется.