Культура
25 мая, 2017

Лучшие песни на каждый день недели

Люди ненавидят понедельники, да так сильно, что потребовалось время, чтобы найти песню, точно описывающую это жуткое явление.

За всю историю человечества было написано столько песенок про дни недели, что все разом и не упомнишь. Более того, они до сих пор пишутся, но таких, которые можно было бы смело назвать гимном дня, очень мало. В основном слова «суббота» или «вторник» используются просто так, для рифмы в песнях о любви и прочих неприятностях. В наши дни музыканты разучились писать такие песни, а если и умели — то не в этой стране. Мы попытались копнуть в историю музыки как можно глубже и выяснить, какие песни лучше всего олицетворяют конкретный день. Зачем? Чтобы у тебя на каждый день был свой гимн.

Понедельник

Люди ненавидят понедельники, да так сильно, что потребовалось время, чтобы найти песню, точно описывающую это жуткое явление. Многие пытались, например, The Mamas & The Papas со своей «Monday, Monday», но получилась пресная песня о любви. У Fleetwood Mac получилась ахинея. У Shokk’a получилась отменная композиция, но она скорее про поколение. Единственную нормальную песню смог сделать только Боб Гелдоф (ирландский Игорь Николаев, только Игорь красивее), пока еще тусовался в составе группы The Boomtown Rats. Песня была написана по свежим следам трагедии в Сан-Диего, где 29 января 1979 года 16-летняя девочка открыла стрельбу по детям, направлявшимся в школу. Она убила двоих взрослых и ранила 9 учеников. Когда ее спросили, зачем она это сделала, она сказала, что ей не нравятся понедельники и ей хотелось развлечься. И никто не любит понедельники, но стрелять по людям не стоит, а то Боб Боб Гелдоф напишет веселую ироничную песню про тебя. А ведь и правда, композиция больше подходит для комедии Бена Стиллера, а не как песня про убийства. Впрочем, если учесть тот факт, что жизнь с помощью начала рабочей недели издевается над нами, всё становится на свои места.

Вторник

https://youtu.be/nvWADo6KPzA

Со вторниками еще большая проблема. Такое ощущение, что этот день недели никто не ощущает. С одной стороны, это так — в понедельник все отдыхают от выходных, а во вторник начинают работать. И получается так, что этот день как бы выпадает из жизни, бессмысленно и безобразно. «Вторник исчез с ветром» поется в песне Lynyrd Skynyrd, и в жизни происходит примерно так же. Мы любим эту песню за то, что она идеально вписалась в фильм «Под кайфом и в смятении».

Среда

Среда — тот самый день, когда сполна ощущаешь собственную ничтожность. Сколько дней позади, и сколько еще впереди. Работать осталось немного, но ты уже смертельно устал. А какой жанр лучше всего описывает подобные ситуации? Конечно же, блюз. Неторопливый, классический, мрачный и прекрасный в своей несовершенности. Поэтому берем «Wednesday Evening Blues» гениального чернокожего дядьки Джона Ли Хукера и слушаем песню, которая повлияла на современную музыку гораздо больше, чем кажется. Блюз, как типичные акынские страдания, рассказывает о проблемах певца. В частности, от него уходит жена и забирает с собой ребенка. Вечером в среду. Сюжет печальный, но настроение передает в точности.

Четверг

Песня как бы оправдывает тебя в глазах общественности. Ведь что такое четверг — проклятый день. Еще не пятница, еще работать два дня, а сил нет уже. И при этом работы накопилось столько, словно сегодня понедельник. Поэтому Гарри Нилссон и начинает песню с фразы «Thursday’s such a crazy, lazy day». Если прислушаться к аргументам автора и исполнителя, то невольно с ним соглашаешься. Он работал в понедельник, старался работать во вторник, в среду был вообще не его день. Пятница — конец недели. А четверг — просто непонятный сумасшедший день. А хриплый баритон видавшего жизнь черта, который проиграл свой голос в карты, и респектабельный блюз в лучших традициях заставляют задуматься с утра пораньше о том, чтобы не выйти на работу.

Пятница

А разве есть еще какие-то великие песни про пятницу? Говорим «пятница» — подразумеваем The Cure. Случайно срываемся на английское «Friday», имеем в виду «Пятница, Ай’м ин лав». Если твоя пятница грандиозна, если ты ждешь ее всю неделю — тогда это твоя песня. Если работаешь 3 через 3 и в пятницу выходишь на работу, тогда слушай постапокалиптический фарс Ребекки Блэк. Но мы работаем ежедневно и потому нам понятно настроение Роберта Смита, у которого во вторник был сердечный приступ, среда была мрачна, на четверг вообще плевать, понедельник — пропади он пропадом, а вот в пятницу он начинает жить. Конец недели, впереди выходные — самое время расправить крылья. У нас полстраны так живет — от пятницы до пятницы.

Но помни, умные парни заканчивают рабочую пятницу именно мурлыкающим вокалом Смита и легендарными перезвонами, в которых смешался подростковый максимализм, умеренная безбашенность, вера в светлое будущее, тревожная нервозность, саундтреки к комедиям и всё лучшее, что было в 80-х. Одним словом, только The Cure. Кэтти Перри не подходит. Она недостаточно легендарна, а ее видение пятницы — вообще ни о чем.

Суббота

А вот с субботой всё оказалось не так уж и просто. Нет, мы не собираемся рекомендовать «Суббота есть суббота» Игоря Скляра, но от этого выбор правильной песни легче не становится. Суббота — она всегда разная. Если для тебя суббота—- это полуденное похмельное пробуждение после буйного пятничного сабантуя, то твоя суббота описана в песне «Самого простого большого числа». Текст: «Проснулся в одежде, запах костра. Вчера нам было плевать. Как брат и сестра легли на кровать, но мы не брат и сестра… сегодня суббота, и нам некуда спешить», идеально передает ощущение бодуна вместе с аморфной, убаюкивающе-тревожной мелодией. Поутру слушать что-то резкое не рекомендуется.

Но бывает так, что мы и сами не знаем, чего хотим от субботы. Иногда достаточно просто погулять, уехать куда-то из города и вроде бы напиться не помешает. Великий Том Уэйтс назвал это явление «Поиском сердца субботней ночи». Великая песня из, пожалуй, лучшего альбома мсье Уэйтса. Красивая мелодия звучит так, будто в этой песне сокрыт весь смысл мироздания, хотя слова для этого подходящие. «В пятницу дали деньги, стоит звон в карманах. Ты видишь огни, трепещешь весь странно. С тобой шесть банок пивка, чтобы сердце субботней ночи найти». Главное, прислушаться к песне — Том дает подсказки: «Может, оно в бильярдных шарах или в неоне, в звонке кузена, он на телефоне. Или в улыбке, что у разносчицы видна в глазах. В слезах волшебной грусти, что в твоих глазах». Великая песня, что ни говори.

https://youtu.be/f7UHd7NVegE

Ну а если ты едешь развлекаться, то гимном субботы может стать совершенно любая песня, даже вышеупомянутый Скляр.

Воскресенье

Еще сложнее разобраться с воскресеньем. Как правило, оно не такое разнузданное, как пятница и суббота. Впрочем, всё зависит исключительно от возраста. Самое сложное в этот день — пережить тяжелое утро и не заплакать вечером. Все-таки есть в этом дне что-то драматичное и в то же время приятное. Как в знаменитой песне «Sunday Morning» ВИА имени Энди Уорхола Velvet Underground. Хотя многие считают, что в этой песне поется про непрекращающийся бодун нью-йоркской богемы: «Воскресенье, нет спасенья. Одна усталость вечно надо мной, ранним утром в воскресенье. Жизнь, что растрачена, — здесь, за спиной». Но мелодия идеально подходит для завершения недели — сказано же, что жизнь растрачена.

https://youtu.be/3qK82JvRY5s

А если на работу выходить совсем уж не хочется, и слово «понедельник» отзывается в сознании болью, то твоя песня — «Sunday, Bloody Sunday» — та редкая вещь, за которую группу U2 хочется любить. Не потому, что там есть слово «воскресение», просто вопли Боно: «Сколько, сколько еще нам нужно петь эту песнь», идеально передают настроение. Хотя здесь и поется про боль и горечь ирландской войны. Но вся жизнь — как маленькая гражданская война, в которой террористы IRA устраивают теракт в самый неподходящий момент.

Ну а если для тебя воскресенье — такой же обычный день, как и все остальные, то включай «Sunday Morning Coming Down». Простое описание воскресного дня: «Проснулся, покурил, в холодильнике банка пива. Пошел по улице, учуял запах жареной курочки, увидел в парке детей, послушал пение в воскресной школе и попросил Бога быть под кайфом». Всё просто, и, благодаря бархатной стали вокала Джонни Кэша, песня ни о чем приобретает свою магию. К тому же каждый наш день начинается с просьбы «быть под кайфом».

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: