Культура

Классика,
обязательная к прочтению #9

  • 10319
  • 1
  • Иван Калягин

Снова задаем себе вопрос: что же такое литературная классика? Найти ответ непросто, ведь всегда будут люди, которые примутся оспаривать «классичность» Эдгара Алана По, Говарда Лавкрафта или Уильяма Берроуза. Они начнут рассказывать нам о Пушкине, Толстом и Достоевском, будто кроме них никого нельзя причислить к классической литературе. Но рано или поздно любой читающий человек приходит к мысли, что классика рождается из традиции, а традиция начинается с бунта, скандала. Достоевский был сенсаций, человеком, который бросил вызов прошлому поколению писателей, и только потом он стал классикой. Так происходило практически с каждой легендой мировой литературы: Гете, Байрон, Булгаков, Набоков и т.д.

Не будем зацикливаться на вступлении, ведь главное, что ты найдешь сегодня в этой статье — это новые книжные рекомендации. Хороших книг очень много, потому данная подборка прекратится еще совсем не скоро, друг наш.

1. «Свет погас», Редьярд Киплинг

brodude.ru_5.07.2016_DsMJSKpt9fdz0
Русский читатель знает Киплинга, прежде всего, по таким книгам как «Книга джунглей» и «Ким». Да, эти творения, наряду со сборником стихов «Если...», принесли Редьярду мировую славу. В детстве множество людей читало историю о Маугли, так что слог этого писателя и тебе должен быть знаком. Но вряд ли ты в курсе, что сам господин Редьярд был не просто парнем который писал детские книжки. Он был военным журналистом, который объездил практически весь земной шар, а основную часть жизнь провел в Британской Индии — там было на что посмотреть, будь уверен. То есть, описания экзотического быта, которыми пестрят страницы романов Киплинга, крайне правдоподобны, ведь он видел все собственными глазами.
У него есть и серьезные, взрослые произведения, которые не стыдно прочитать зрелому мужику. К примеру, роман «Свет погас». Эта книга представляет собой душераздирающую историю взлета и падения художника, которого зовут Дик Хелдер. История эта очень нравоучительна. Дик Хелдер, по воле случая, становится художником-баталистом. Он зарисовывает сражения, которые происходят перед его глазами. Естественно все бои проходят на территориях колониальных владении Британии. В скором времени он становится настолько популярным, что его приглашают в Лондон продлить контракт. Далее он становится одержим идеей заработка денег — Лондон его развращает. Он успешно проводит выставки, его картины распродаются, но что-то происходит с его личностью, да еще и любовные истории начинают напоминать о себе. В целом, «Свет погас» — отличная книга, которая поможет тебе поменять некоторые взгляды на жизнь, чтобы ты не совершал тех ошибок, которые сделал несчастный художник Хелдер. Сама история крайне динамична, читается легко, но, при этом, не является примитивным развлекательным чтивом.

2. «Избранные стихи 1934–1953», Дилан Томас

Бывает читаешь какие-нибудь современные стихи и понимаешь, что это ведь полная ерунда, читать невозможно, и вообще какой полоумный их пишет, а главное — для чего? Но я тебе скажу, что даже в ХХ веке были гении, которые могли хорошенько всыпать этим манерным поэтам, что обитали при дворах императоров прошлого, и писали для таких же аристократов.

Одним из таких гениев, без сомнения, можно назвать Дилана Томаса. В англоязычном мире он считается белой вороной, ведь даже в век рационализма он обращался к романтическим и мистическим образам прошлого. И действительно, его стихи пропитаны символизмом, причем не заумным, а певучим, яростным, несколько шаманским.
Дилан Томас — наследник кельтов, настоящий валлиец. Когда читаешь его тексты, то даже при отсутствии четкого ритма, понимаешь, что в голове рождаются очень яркие образы, настоящая песня. Конечно, с первого прочтения можно и не понять, о чем тот или иной стих, но прочувствовать его смысл у тебя наверняка получится. Если говорить о поэзии ХХ века, то Дилан Томас очень даже классик. Кстати, если ты смотрел фильм «Интерстеллар», то отрывок из его стиха точно слышал: «Не уходи безропотно во тьму, будь яростней пред ночью всех ночей, не дай погаснуть свету своему!» Также есть два неплохих фильма касающихся биографии Дилана Томаса: «Запретная любовь» и «Зажигая звезды».

3. «Люцифер», Йост ван ден Вондел

brodude.ru_5.07.2016_J67fPe6OgEHed

Все знают Джона Мильтона и его эпическую поэму «Потерянный рай», которая считается настоящей жемчужиной мировой литературы, и входит в список обязательных к прочтению книг, практически в любом университете страны. Но, если говорить начистоту, то Мильтон немного пересказал более раннее произведение. Не будем говорить, что это плагиат, назовем это дело «значительным влиянием». Так вот, его духовным наставником был поэт и драматург «Золотого века» нидерландской литературы — Йост ван ден Вондел. Именно он заложил основу для современного нидерландского литературного языка.
Прожил почти сотню лет, успев застать сразу два века: XVI и XVII. Вондел был по своей природе крайне религиозен. Но так уж вышло, что в один из периодов его жизни разрушились закостенелые основы религии, царствовала реформация, и у литераторов была некая свобода интерпретации библейских текстов, даже властители этому покровительствовали, ведь им хотелось уйти от влияния Папы Римского.
Трагедия «Люцифер» посвящается Фердинанду Третьему, тогдашнему императору Священной Римской империи. Драму можно назвать не просто предтечей «Потерянного рая» Мильтона, но и самостоятельным и крайне сильным произведением, которое следует прочитать просто для того, чтобы быть более образованным парнем. При этом, несмотря на свой возраст («Люцифер» был написан в 1654 году), читать это произведение легко. Вондел создал некую фантазию на библейский сюжет восстания Сатаны в Раю. Получился такой боевик, сдобренный многочисленными диалогами в стихотворной форме, которые придают повествованию динамичный темп. Читать не скучно, даже если ты закостенелый атеист, ведь любой писатель, пускай и пришибленный кальвинизмом, пытается передать через свои произведения окружающую действительность. Представим, что «Люцифер» — это трагедия о бунте. Как внутреннем, так и явном — против господ, Бога, твоей мамаши — без разницы. В «Люцифере» удивительно то, что уже тогда отрицательный герой вызывает некую жалость, ведь читатель понимает, что мотивы у восставшего воинства были, и инфернальных существ можно понять.

4. «Вендиго», Алджернон Блэквуд

brodude.ru_5.07.2016_z2UtvUywI6IAX

Говард Лавкрафт, ровно как и все его современники, пишущие в жанре литературы ужасов, хорошо отзывались об одном англичанине, авторе многочисленных рассказов на тему непознанной мистической силы — Алджерноне Блэквуде. Сам Блэквуд был парень не промах — заядлый путешественник, настоящий мужчина, успевший поработать на золотых приисках Аляски и поохотиться на лосей в диких лесах Канады. Ему не был чужд труд фермера, репортера (работал в газете «Нью-Йорк Таймс» и «Нью-Йорк Сан»), и даже шпиона (работал в Швейцарии секретным агентом короны).

Все еще сомневаешься, что этому человеку есть что тебе рассказать? И пусть тебя не пугает его помешательство на эзотерических культах, в частности на учении ордена «Золотой зари», в котором правил балом Алистер Кроули. Оккультизм не сделал из Блэквуда идиота, скорее придал его рассказам особый шарм, с ароматом восточных пряностей. Безусловно, этот писатель является талантливым рассказчиком, который пытался прощупать почву иррационального в человеческой природе. Сборник «Вендиго» — это компиляция его ранних рассказов, среди которых хочется выделить «Ивы», «Лес мертвых», «Он ждет» и, непосредственно «Вендиго». Для литературы ужасов, Алджернон Блэквуд давно стал таким же каноном, как для литературы магического реализма — Маркес.

5. «Лунный камень», Уилки Коллинз

brodude.ru_5.07.2016_ONgthELceIqCj

Нельзя обойтись без хорошего детектива, да еще такого, о котором Томас Элиот сказал следующее: «Лунный камень — самый первый, самый длинный и самый лучший детективный роман в английской литературе после произведений Артура Конана Дойла». Грешно не верить нобелевскому лауреату, коим является Элиот.
Сам Уилки Коллинз стоит в числе первых авторов, сформировавших классический английский детектив. В нем есть и психологическая точность, и сочетание логического мышления с романтическими глупостями, без которых любая книга была бы слишком пресной. Повествование романа ведется от разных персонажей, что позволит посмотреть на проблему с различных ракурсов. Особо привлекает описание быта и представителей викторианского общества, которое кажется нам пускай и экзотичным, но очень занимательным. Коллинз и сам являлся представителем такого общества, и его заботили не только козырные сюжетные ходы, но и моральный портрет социума, к которому он принадлежал. В итоге, мы наблюдаем предельно честную картинку, которая находит отклик даже у читателя далекого от детективной литературы. В целом, если ты хочешь получить самый настоящий детектив, то «Лунный камень» именно то, что тебе нужно. А если от классических сюжетов тебе тошно и все кажется предсказуемым, то обрати внимание на современные норвежские детективы.