Культура

Кино по субботам #96

  • 17009
  • 0
  • Иван Калягин

Недавно слушали лекцию одного умного старикана, который говорил, что весь мир — это текст. И даже фильмы — это текст, только нашедший себе новую, более жизнеспособную форму. То есть, если ты смотришь кино по Виктору Гюго, то ты одновременно читаешь книгу Виктора Гюго, пускай и неосознанно. Точка зрения спорная, но приятная.

Получается, что мы своими киноманскими подборками вписали тебе в голову много интересных книг, сюжетов и истин. Так что без лишних слов продолжим свою просветительскую деятельность и предложим очередные пять фильмов, которые достойны того, чтобы ты их посмотрел.

1. Секретарша (Secretary), 2001

brodude.ru_11.11.2016_5sX5IDnGAqU9Z

Фильм о любви, но о любви в реалиях неприкрытого садомазохизма. Как раз для тех пар, которые почитают творчество Захер-Мазоха, Маркиза де Сада или просто любят использовать плеть в своих постельных играх. Если подруга шлепки не одобряет, то не бойся ее шокировать этим фильмом — в нем нет ничего экстремального, зато есть молодая Мэгги Джилленхол, которая вызывает симпатию, в роли очень странной и очень озабоченной секретарши. Авторы фильма объясняют ее тягу к битью психологическими отклонениями, о которых мы узнаем буквально в начале фильма. Героиню выписывают из психиатрической больницы, после чего она устраивается на работу к мистеру Грэю (ничего не напоминает?) — чудику и юристу.

В итоге две ненормальности находят друг друга и начинают заполнять себя тем, чего им так не хватало в жизни. Юрист, как оказалось, имеет тягу к садизму, но а с девушкой ты уже все понял — она сама провоцирует его унижать себя. При этом всё это проходит в таком романтическом и заводном ключе, что превращает «Секретаршу» в легкий и понятный фильм, который говорит о вечном — о любви, которая всегда побеждает. Шикарный выбор для просмотра с подругой.

2. Идеальный мужчина (Un homme idéal), 2015

brodude.ru_11.11.2016_y0HFoEoXAQzg6

Французское кино никогда не спутаешь с российским или американским. И не потому, что там ты увидишь французские физиономии — в фильмах Франции есть своя атмосфера, очень специфическая. Они даже триллеры снимают не так, как все. Пытаются опереться на чувственное восприятие мира, потому и добавляют любовь даже в фильмы ужасов.

Например, недавно мы посмотрели триллер «Идеальный мужчина», который поначалу показался нам пересъемкой американского фильма «Слова», но всё оказалось куда более изящнее и жестче. Начинается история, впрочем, так же: молодой парень, который никак не может издать свою книгу, находит очень интересный дневник ветерана Алжирской войны. В этом дневнике заложена живая история человека, который прошел через жернова войны и вышел из нее другим. Дневник начинается со слов «Сегодня утром я убил человека».

Сам понимаешь, что грузчику, которого опрокидывают все издательства, сложно справиться с отвратительным желаниям выдать этот дневник за свой роман. И когда это происходит, то он становится «молодым гением французской литературы» — его почитают, с ним заключают контракты, он дает интервью и выступает на телевидении, у него даже появляется прекрасная жена. Но проходит несколько лет, агент требует новую книгу, а «писатель» никак не может писать, да и не умел никогда. К тому же объявляется сослуживец того самого ветерана, чей дневник был благополучно украден «писателем». Мир начинает рушится, и парню предстоит либо заделывать дыры в своей хрупкой истории, либо поступить мужественно — открыться миру. Какой путь он выберет? И много ли времени у него осталось, чтобы что-то изменить?

3. Мешки для трупов (Body Bags), 1993

brodude.ru_11.11.2016_3z1TqMRwgw8lN

Результат совместного творчества трех культовых режиссеров: Джона Карпентера, Тоуба Хупера и Ларри Салкиса. Почему трех? Потому что «Мешки для трупов» представляют собой киноальманах, состоящий из трех историй, которые практически ничем не связаны друг с другом. Захотелось парням снять по фильму, и они решили сделать это в рамках одной картины — получилось убедительно.

Название готовит нас к чему-то богомерзкому, где вместо крови будет кетчуп, а вместо сюжета — жуткий китч. Но когда ты начнешь смотреть «Мешки для трупов», то облегченно вздохнешь — это вполне себе нормальный фильм с поправкой на то, что в нем больше юмора, чем ужаса. Причем юмора высшей пробы, где есть отсылки к различным социальным «нормам поведения» и «страхам», вроде боязни 40-летнего мужика потерять все свои волосы, отчего он начинает принимать всякую дрянь, чтобы сделать волосы гуще и длиннее, как у звезд глэм-рока. Но за волосы придется заплатить, как и за всё в этом мире. В общем, если ты хочешь отдохнуть, посмеяться и посмотреть хоррор старой школы, то тебе нужно в мешок для трупов.

4. Сломанные цветы (Broken Flowers), 2005

brodude.ru_11.11.2016_OSuzIs4upCpqh

Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля порой служит доводом к тому, чтобы забросить фильм куда подальше, ведь «опять это чертово авторское кино!». Но здесь ситуация иная. «Сломанные цветы» снял Джим Джармуш — один из немногих режиссеров, который может подать авторский фильм таким образом, что он зацепит даже фаната «Крепкого орешка» и «Терминатора», причем без всяких взрывов и погонь. Вот что бывает, когда режиссер снимает на «жизненные» темы.

В фильме снимается много звезд, но главной является Билл Мюррей, который превосходно сыграл человека, истратившего свою жизнь на секс. Он сменил много подруг, но не нашел ту, с которой можно было завести настоящую семью, начать настоящую жизнь. Но не подруги в этом виноваты, а он сам — он патологический бабник, что приемлемо, когда тебе 20, но не когда тебе 50.

И вот однажды он открывает розовый конверт, который содержит историю двадцатилетней давности. Одна из его бывших женщин сообщает ему о том, что была беременна от него и родила сына, которому сейчас уже 19 лет. Письмо, разумеется, оказалось еще и анонимным. Представь себе, что это ты получил такое запоздалое письмо. Какая у тебя будет реакция? Многие мужики сбегают от этого, но не в тот момент, когда они уже никому не нужны. Мужчине ничего не остается, как вспомнить всех своих подруг, с которыми он спал двадцать лет назад, чтобы найти сына и попытаться объясниться ему.

5. Слепота (Blindness), 2008

brodude.ru_11.11.2016_3bGFSRlreHRR2

Есть один португальский писатель, который отечественному читателю известен слабо — его зову Жозе Сарамаго, и он получил Нобелевскую премию 1988 года. Он известен прежде всего как серьезный критик организованной религии, общества потребления и диктатуры. Жозе Сарамаго не из тех писателей, которые «отправляют твою голову в отпуск». Его книги — это пропитанные магическим реализмом тексты, которые наивно полагают, что могут что-то изменить в массовом сознании, но даже если они изменили одну человеческую судьбу, то были написаны не зря.

К чему мы заладили про писателя? Да ведь дело в том, что «Слепота» — это экранизация его романа Ensaio sobre a cegueira. Автор не хотел отдавать права на экранизацию, пока в дом к нему не пробрались продюсер Нив Фичман и сценарист Дон МакКеллар, которые «популярно» объяснили, почему книге требуется экранизация.

В итоге автор согласился, но на премьеру попасть не смог — врачи запретили. Впрочем, сам режиссер прилетел в Лиссабон, чтобы показать автору фильм. Откуда такое раболепие? Просто и фильм, и его сюжет вышли потрясающими. Нам дают обширное место действия — мегаполис, который не имеет названия (это было требованием автора). В этом мегаполисе начинается странная эпидемия — люди начинают слепнуть. Весь город теряет зрение, лишь одна женщина может видеть, и она пытается помочь людям, но сможет ли? Фильм, надо сказать, вызвал бурю негодования у всевозможных общественных организаций, представляющих интересы слепых. И вот нам интересно, как они фильм смотрели-то?