Кино по субботам #46

Теодор Седин
Ноябрь 28, 2015
13.2k
2
Культура
в избранное

Припорошило Русь святую снегом,
кругом предательство и льётся кровь.
Но нам, признаться, надоело это,
мы лучше про кино напишем вновь.
Ведь там как раз про всё про это:
про ложь, предательство, убийства и любовь.
Не обошлось, конечно же, без смеха.
Какая жизнь – такое и кино.

1. Портной из Панамы (The Tailor of Panama), 2001

Пирс Броснан в роли очередного британского разведчика. Только теперь он не амбициозный стреляющий на поражение Джеймс Бонд, а незадачливый агент МИ6, которого близко к серьёзным делам не подпускают. Хотя фирменные бондовские ужимки, ухмылки и методы соблазнения остались, другое дело, что они не срабатывают. Вот он и пытается вернуть себе расположение, ища способ выведать важную тайну путём шантажа высококлассного портного, шьющего самому президенту.

Фильм блестяще высмеивает все шпионско-политические картины. Надо отдать дань уважения самоиронии Броснана, который снялся в картине в промежутке между двумя частями бондианы. Сыграл, как всегда, хорошо, лучше только Джеффри Раш в роли несчастного портного. Фильм пропитан иронией, остроумными диалогами и отменной игрой. Правда, латиноамериканские страсти не достаточно латиноамериканские, и детектив весьма предсказуемый. Однако если хочется провести вечер за просмотром ироничного, легкого и, самое главное, интересного детектива, а не пердильного боевика, то это, как говорится, попадание в десятку.

2. Полуночный экспресс (Midnight Express), 1978

Мы, конечно, не подстрекатели, но на волне ненависти к Турции этот фильм заходит блестяще. Как говорится, лучше сдохнуть, чем попасть в турецкую тюрьму. Фильм как раз про такого паренька, который решил разжиться гашишом, но не повезло – попал в лапы сурового закона имени Ататюрка. И тут начинается полное горести и сострадания к главному герою повествование о жестоком быте в азиатской тюрьме (хотя сам виноват).

Насилие, мужеложество, все виды содомии, травокурение, травля, издевательство и тотальная ненависть ко всему турецкому народу. Впрочем, их как-то нигде не любят, если бы фильм снимали греки, сербы или армяне, то он бы наверняка закончился ядерным ударом по Анкаре и возвращению исконных территорий.

Но фильм вовсе не о разности продвинутой несчастной западной и подлой, жесткой турецкой культуры (хотя об этом говорит каждый кадр), а о том, как ломается человек в нечеловеческих условиях. Это притча о насилии и власти, о беззащитности человека перед системой подавления. Антураж выбран только потому, что фильм основан на реальных событиях. Такой персонаж, как Билли Хейс, действительно страдал в стамбульских застенках. Сам Хейс сказал, что многое в фильме показано с преувеличением, но без них фильм смотрелся бы тусклее. Всё, от сценария до актёрской работы на высшем уровне, даже личная драма второстепенных персонажей прописана лучше, чем конституция РФ. И если по ходу фильма ты невольно вздрагиваешь от творящегося на экране и начинаешь сопереживать героям, то море оваций режиссеру Аллану Паркеру.
И не ищи в кадре поезд. «Полуночный экспресс» – слэнговое название побега из тюрьмы.

3. Вальс с Баширом (Vals Im Bashir), 2008

Ещё один фильм в нашей подборке на ещё одну неудобную тему конфликта двух разных миров. Однако здесь мы имеем дело с анимацией, которая подчеркивает атмосферу картины лучше, чем красоты Новой Зеландии во «Властелине колец».

Фильм также основан на реальных событиях, и событиями этими была Первая Ливанская Война между Израилем и Ливаном. Снят евреем Ари Фольманом. После такого многие не захотят смотреть сей шедевр, сетуя на то, что «знаем мы этих евреев, опять себя выставят невинными овечками, а остальных – кровожадными тварями». Однако Фольману удалось создать фильм, который повествует о бессмысленности войны. И пускай события рассказываются устами одной стороны, в фильме нет однобокости. Виноваты все, и жертвами выставлены также все. И пускай эта война ничего не значит ни для нас, ни для американцев, ни для австрийцев – ни для кого, кроме воюющих сторон, но кошки на душе после просмотра скребутся даже у коренного тунгуса. И в этом триумф и гений Фольмана. Человек умудряется сначала сравнивать действия пулемётчика с каким-то инопланетным искусством, а в следующем кадре мы видим глубоко несчастного человека, чья душа убита этой самой войной.
Фильм строго обязателен для просмотра всем любителям военных фильмов, документалистики, хорошей анимации и лент политического характера и любителям Джонни Роттена. Там звучит его песня «This is not a love song».

4. Пи (Pi), 1997

Да, у нас сегодня выдалась чрезвычайно серьёзная подборка. Но иногда полезно потратить уикэнд на просмотр подобного кино. Тем более Даррен Аронофски умеет снимать тяжелое психологическое кино, которое заставляет о многом задуматься.

Собственно говоря, это мрачный черно-белый фильм про математика, который разгадывает универсальный цифровой код, способный навести шороха на биржевых акциях. И чем ближе разгадка, тем больше безумия. Изящный фильм не для всех, про выбор между порядком и хаосом, святостью и дьявольщиной, мудростью и невежеством. Про то, как гениальный разум может довести до полного безумия, особенно когда не можешь совладать с могучей силой, о которой так мечтал.

Очень стильный, хоть и медлительный фильм. Не все поймут, не многие досмотрят, но даже они восхитятся тем, как за минимум средств можно снять шедевр.

5. Укол зонтиком (Le coup du parapluie), 1980

Тем, кто не хочет смотреть ироничного «Портного» и тяжелые «Пи», «Экспресс» и «Вальс» мы рекомендуем классическую, слегка подзабытую комедию родом из Франции. Да ещё с Пьером Ришаром – эталонным французским комиком 70-80-х. Французы всегда славились своими комедиями, которые нередко переснимали в Голливуде, но эта заслуживает отдельных аплодисментов.

Лихая, совершенно безумная «черная» комедия, где «чернота» не мешает ленте быть смешной, как это часто бывает. Нигде нет попытки скатиться в крайности, она смешная до безумия, динамичная, интригующая, настоящая – режиссеру последнего «Бонда» и «Миссия невыполнима» стоило бы поучиться у Жерара Ури. Фильм смотрится на одном дыхании, и не хочется, чтобы заканчивался.
У Ришара, как всегда, недотёпистый прозрачный герой, однако сделать так, чтобы он на протяжении полутора часов от фильма к фильму не вызывал раздражения, – большое искусство, как и узнаваемая с первой ноты музыка Владимира Космы, которая только окончательно зацементировала статус шедевра.