Культура

Кино по субботам #108

  • 14720
  • 0
  • Теодор Седин

Календари настойчиво уверяют, будто бы сегодня суббота, а это значит, что настало время для очередной киноподборки для тех, у кого шаббат ассоциируется исключительно с синематографом.

Многие спрашивают, где мы только находим столько замечательных кинолент. Всё благодаря режиссерам, которые каждый год снимают тысячи кошерных фильмов. Под такой толщей просто нереально посмотреть все фильмы. Поэтому не бойся, «Кино по субботам #666» быть!

1. Голова-ластик (Eraserhead), 1977

Весьма странный, довольно неоднозначный и вместе с тем легендарный фильм Дэвида Линча. Все, конечно скажут, что «Человек-слон» лучше, ну а кто ж тебе мешает пересмотреть его — пожалуйста, смотри. Но мы бы настоятельно рекомендовали еще раз историю несчастного Генри, его подруги и их жуткого ребенка. Дело в том, что каждый раз она смотрится по-новому. Наверное, это и есть «эффект Линча».

Зрителям, привыкшим к так называемому «нормальному кино», будет сложно досмотреть его до конца. Ведь сюжета как такового в нем нет. Угрюмая атмосфера, практически полное отсутствие сюжета и странные, очень странные диалоги. И тотальный сюрреализм, обволакивающий эту картину целиком и полностью. Поэтому она напоминает сон наяву.

Попытайся посмотреть и понять фильм, особенно если прежде этого делать не доводилось. Именно с этой картины всё и началось. Без нее бы не было ни «Твин Пикса», ни «Малхолланд Драйв», ни «Человека-слона».

2. Таможня дает добро (Rien à déclarer), 2010

Что ни говори, а французские комедии все-таки шикарны. Социальные драмы они снимают в одном, порядком задолбавшем, призывающим к толерантности ключе. Хорошие боевики они снимают раз в десятилетие, а вот с комедиями у них с 60-х полный порядок.

Вот и здесь — очень смешная и очень приятная комедия в лучших традициях жанра. Во многом фильм вытягивает на достойный уровень великолепный актерский дуэт. Благодаря им даже специфический франко-бельгийский юмор не создает вопросов.

Сюжет, кстати, строится вокруг вечного добрососедского соперничества двух гордых стран. На этот раз противостоят друг другу, как несложно догадаться, таможенные службы Франции и Бельгии. Последние недолюбливают своих оппонентов и вообще постоянно обзываются и унижают. «Лягушатники» же, в свою очередь, всё это терпят, ведь они «не такие тупые, как бельгийцы», но в глубине души французы так же ненавидят своих коллег по цеху. Но волею судеб в ситуацию вмешивается любовь (слава богу, не однополая), и двум самым ярким представителям таможен приходится столкнуться лбами.

Так что если хочется посмотреть добрую смешную комедию, без пердильности, в лучших, порядком забытых традициях — то ничего лучше на этой неделе ты не найдешь.

3. Подозрительные лица (The Usual Suspects), 1995

После первого часа просмотра «Подозрительных лиц» возникает стойкое ощущение, что ты уже где-то нечто похожее видел. Точно, в «Бешеных псах», там так же повествование идет в разных временных плоскостях, нарочно всё перемешано, только преступников на этот раз пятеро и грабят они вовсе не ювелирный магазин. Тут всё гораздо сложнее, и именно в этот момент и начинается самая горячая часть представления. Расписывать ее в подробностях — дело неблагодарное, поскольку любое сказанное слово будет расцениваться как спойлер, и смотреть будет уже не интересно. Разве что скажем, что подозреваемые на самом деле... а черт с ним. Лучше давай мы похвалим актеров, которые воплотили в жизнь режиссерский замысел. Кстати, о режиссере — Кристофер Маккуори, мое почтение, один из лучших экшн-триллеров 90-х, вне всяких сомнений.

Итак, брат одного из самых недооцененных актеров Голливуда (Алека) Стивен Болдуин, человек с глазами обкурыша Бенисио Дель Торо и порядком забытый Кевин Поллак держат марку. Парни выложились по максимуму. В искренности исполнения своих ролей им не откажешь. Настоящие виртуозы своего дела, что еще сказать. Чазз Пальминтери — гений. Габриел Бирн — гений с подозрительным лицом. В общем, все, кто работал над картиной, заслуживают наивысшей похвалы. Срочно смотри недооцененный по достоинству шедевр.

4. 28 дней спустя (28 Days Later...), 2002

Интересный факт: слово «fuck» произносится в фильме 61 раз. Еще один не менее интересный факт: режиссер фильма — Дэнни Бойл, человек, снявший «На игле», «Миллионера из трущоб» и историю про то, как Джеймса Франко придавило камнем. И еще один интересный факт — это фильм ужасов. Да, Дэнни Бойл сумел таки снять фильм ужасов, фильм, как кажется, совсем не свойственного ему жанра.

Сюжет картины в общих чертах кажется не слишком революционным: из-за нелепой случайности мегаполис Лондон и вся Англия превратились в зону отчуждения, где малые группы людей выживают в схватках с ожившими мертвецами. Но здесь нет идиотских штампов, персонажей, которые борются каждый за себя. Здесь показано общество, как оно есть, и как оно в принципе, по всей логике, должно действовать в случае апокалипсиса. И, как всегда в фильмах Бойла, на славу потрудились прекрасные актеры. Лучше них — только декораторы, которые за скудные средства сумели сделать очень впечатляющие декорации. Благодаря этому «28 дней спустя» не лишен человеческого обаяния, что редкость для фильмов ужасов.

5. Цыпленок с черносливом (Poulet aux prunes), 2011

Некоторые фильмы называют «волшебными», хотя они того вовсе не заслуживают. В случае с «Цыпленком с черносливом» сомневаться не приходится, поскольку вся магия выплескивается на зрителя с первых минут. И описывать что-то конкретно не получается, разве что только свои эмоции после просмотра.

Тихий вкрадчивый голос рассказывает нам про талантливого тегеранского музыканта, который потерял свою любимую скрипку и пытается найти соответствующий себе инструмент. История грустная, веселого в ней немного, но берет она именно своей атмосферой, своими цветом и светом. Именно оттенки создают волшебство. С летних на зимние, с зимних на летние, меланхолия картин Шагала, комедия с изрядным количеством абсурда, порой нелепые и смешные истории и невообразимая доброта. Оказывается, вот что нужно для волшебной во всех смыслах трагикомедии, которая еще долго не выйдет из головы.