Являясь одним из беднейших субъектов Российской Федерации, Калмыкия одновременно представляет колоссальную историческую и культурную ценность. Здесь последовательно сменяли друг друга практически все степные народы: скифы и сарматы, гунны и печенеги. На территории республики сосредоточены тысячи археологических памятников, а местные народы, сохранив древние традиции, готовы поделиться ими.
Калмыкия в истории
Древнейшие из обнаруженных стоянок датируются пятым тысячелетием до нашей эры. Эти люди вели кочевой образ жизни, изредка переходя к оседлости на берегах рек. Здесь же обнаружены следы так называемой «ямной культуры», характерной чертой которой являются погребения. Покойников хоронили в ямах под курганами, укладывая их на спину и сгибая ноги в коленях. Кочевники, крепко связанные с парнокопытным скотом, довольно рано освоили колесо, используя повозки в качестве транспорта.
Через территорию современной Калмыкии проходили маршруты Великого переселения народов. Волны кочевников из самых разных племён, подобно стихии, сметали всё на своём пути. Позже Калмыкия станет центром Хазарского каганата, раннего и одного из мощнейших государств Восточной Европы. В период рассвета Хазария будет заключать равноправные договора с самой Византией, оставаясь региональным гегемоном вплоть до возвышения Руси.
Далее по этой степи прошла Золотая Орда, захватившая полмира. Однако монгольская империя просуществовала недолго, расколовшись на несколько отдельных государств. Из этих осколков выделилась народность ойраты, которая, не найдя себе места на руинах империи, принесла присягу Русскому царству. В 1654 году началась война между Россией и Речью Посполитой. На стороне последней выступили Швеция, Турция, Молдавия и Крымское ханство. В этот непростой момент глава Калмыцкого ханства Дайчин заявил о намерении служить Российскому государству «прямою правдою». Такая помощь оказалась весьма кстати, ведь кочевники — славные воины, а, кроме того, договор гарантировал отсутствие второго фронта в тылу.
Постепенно Калмыкия стала сначала губернией в империи, а позже автономной областью в составе СССР. С началом Второй мировой пришли, наверное, самые чёрные дни в истории народа. С одной стороны в рядах Красной армии доблестно сражались десятки тысяч калмыков, многие из которых получили награды за боевые заслуги, в том числе 22 Героев Советского Союза. С другой стороны имел место коллаборационизм, ставший причиной постановления Совета Народных Комиссаров СССР «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР». Из 98 тысяч депортированных за первые 5 лет умерло около 40 тысяч человек. В 1956 году калмыки были реабилитированы и стали возвращаться на историческую родину.
Челябинская область: «Аркаим» и «Страна городов»
Элиста — центр степи
В Республике Калмыкия всего три города: уже упомянутый Лагань, Городовиковск с населением немногим больше 8 тысяч человек и столица — Элиста, играющая роль культурного, религиозного и экономического центра. Здесь проживают представители всех мировых конфессий, хотя большинство исповедует буддизм. Поэтому город полон соответствующими атрибутами. Пагода Семи Дней, выполненная в классическом буддистском стиле, располагается прямо на центральной площади Ленина. Неподалёку красуются Золотые ворота, ведущие к мемориальному комплексу в парке Дружбы.
Интересный факт: Калмыкия стала первым субъектом РФ, где шахматы попали в обязательную часть школьной программы.
Здесь же располагается один из крупнейших в Европе буддистских храмов Золотая обитель Будды Шакьямуни. 63-метровое здание вмещает в себя самую большую в России и Европе статую Будды, сам же храм, соответственно, является духовным центром республики и местом паломничества для остальных буддистов региона. В 1998-м Элиста принимала чемпионат мира по шахматам, для гостей и участников был отстроен новый район, получивший имя Сити-Чесс. Сегодня он остаётся одним из самых востребованных мест столицы, играя роль общественно-делового и культурного центра.
Челябинская область: «Аркаим» и «Страна городов»
Горящая вода
Двигаясь в сторону от в меру шумной столицы, нельзя пропустить посёлок Адык. Небольшое этнографическое поселение является центром национального фольклора. Здесь культура калмыков оживает во всех возможных воплощениях, от танца и традиционных блюд до горлового пения и костюмированного представления. К некоторым частям степного быта можно приобщиться лично, например, попробовав себя в стрельбе из настоящего, классического лука. Ровно такого, каким пользовались кочевники много веков назад.
Недалеко от посёлка находится артезианская скважина. Вода в ней насыщена метаном и потому может загореться от простой спички или зажигалки. Такая огненная вода не обжигает, если её зачерпнуть в ладони, горение продолжится ещё несколько секунд. В целом эту воду можно и пить, но концентрация метана сказывается на запахе и вкусе, хотя это не вредно для здоровья. Главное и обязательное правило — погасить за собой воду, как бы это ни звучало.
Поющие барханы
Далее по маршруту посёлок Утта, бывший важным перевалочным пунктом для кочевых народов ещё в средние века. Однако постоянное поселение появилось лишь в конце XIX века. Селение находится почти в самом центре калмыцкой степи, которая местами переходит в песчаную пустыню. Здесь есть самые настоящие барханы, которые в ветреную погоду поют. Звук похожий на музыку издают миллионы поднятых в воздух пеcчинок, которые трутся друг о друга и о блуждающих в округе диких верблюдов. Будто, чтобы утвердить статус своей небольшой пустыни, метеостанция Утты в 2010 году зафиксировала температуру на отметке +45,4, что стало новым абсолютным температурным максимумом для России.
О чём молчит пустыня: 5 самых удивительных мест Сахары
Калмыкия на Чёрных Землях
Наконец мы подходим к причинам бедственного положения Калмыкии. Около 50% её территории занимает антропогенная пустыня «Чёрные Земли», которая угрожает опустыниванием всей республике. Эти земли так названы из-за отсутствия сплошного снежного покрова зимой и обилия низкорослых растений с чёрными ветвями. Основная причина возникновения пустыни — деятельность человека, но, в отличие от катастрофы Аральского моря, здесь всё происходило не столь стремительно. Всему виной многовековой уклад жизни степных народов — бесконтрольное выпас скота. Парнокопытные съедали растительность, а высохшая под солнцем почва выветривалась, заменяясь песком.
Проблема усугубляется тем, что скотоводство остаётся основным родом деятельности в сельской местности. Стоит вспомнить, что в Калмыкии всего три города и, по сути, вся она является той самой сельской местностью. Получается некий замкнутый круг, хотя для натуралистов данное положение открывает новые просторы. В пустыне создан одноимённый биосферный заповедник, где в естественной для себя среде обитают редкие виды животных и растений. Например, во всей Европе только в «Чёрных Землях» можно встретить сайгака. Здесь живут волки, шакалы и степная лиса — корсак. Природа приспособится и найдёт место для жизни, чего нельзя однозначно утверждать по отношению к людям. Расширение пустыни уже уничтожило более 20 населённых пунктов и без комплексных мероприятий проблему не решить.