Идея открыть свой бизнес манит, наверное, 80% народа. Ведь само слово ассоциируется с успехом, достатком и наличием мозгов. Но когда ты думаешь об этом, то представляешь лишь результат. А вот то, что посередине, между идеей и целью, закрыто туманом невежества. Особенно когда речь о чем-то сложном. Возможно, именно поэтому 80-90% фирм закрываются через 1-2 года. И тем не менее, ничто не мешает тебе оторвать задницу от дивана и попробовать — это колоссальный опыт, знакомства, знания, победы и поражения. И это стоит затраченных средств, даже если дело не выгорит.
Еще любопытное наблюдение — те, кто хоть раз попробовал начать свое дело, закончившееся фейлом, будут продолжать пытаться. А если получилось — расширять текущий бизнес и пробовать себя в других сферах. Если у тебя есть в голове свой образ как предпринимателя, владельца крупной фирмы или что-то в таком духе, и ты хочешь сделать это реальностью, то просто начни. Забей на сомнения, на «я не знаю, как», найди более-менее близкую тебе идею и займись ее реализацией. Получится — отлично. Нет — ты уже не сможешь слезть с «иглы». Мозг перестроится, пробелы заполнятся, мышление начнет меняться. И тебе захочется продолжить этот путь. Работает это не со всеми, но с большинством.
Всё это требует времени, нервов, затрат. Если не повезет, останешься в долгах и всё в таком духе. Но есть более простые пути. В частности, франшизы. Крупные компании заинтересованы в том, чтобы их бизнес расширялся, и готовы дать тебе все средства и инструменты для этого. В некоторых — чуть ли не пошаговые инструкции.
Мы связались с директором по франчайзингу компании «СУШИШОП» Леонидом Луговым, который рассказал о самой компании и о том, что представляет из себя их франшиза.
Начнем с того, что «СУШИШОП» — это магазин суши и формат takeaway. Изначально концепция не предполагала посадочной зоны, только зону ожидания заказа. Но по мере развития компании и бренда «СУШИШОП» всё больше людей хотели и кушать там же. Поэтому мы стали открывать «СУШИШОП» не только с зоной ожидания, но и с посадочной. Тем не менее, основная часть наших клиентов любит кушать нашу продукцию дома или в офисе. Следовательно, чтобы открыть «СУШИШОП», не нужны большие площади (мы открываем на площади от 35-40 кв. м). Кроме того, кухня может поместиться на 14 кв. м (горячий и холодный цех), а вся производственная зона — всего 20 кв. м с соблюдением всех государственных норм. Учитывая затраты на аренду помещений, это очень выгодно. Также плюс в минимальном количестве персонала — в «СУШИШОП» нет официантов, что существенно снижает расходную часть. Всё готовится на глазах гостя.
Развитие сети
Сейчас очень много франшиз, которые появляются на опыте одной открытой точки. Мы считаем, что это в корне неправильно. Франчайзер просто не имеет достаточных знаний, которыми мог бы поделиться с партнерами. Бизнес-процессы на опыте одной точки также нельзя считать за правило — локальный рынок везде разный. У нас был другой путь.
Изначально франчайзинг не входил в наши планы. Компания начала свое существование с одного магазина в Санкт-Петербурге. На запуск франчайзинговой программы нас подтолкнули наши же партнеры, которые связывались с руководством компании с просьбой продать им франшизу, которой тогда еще не было. Запустили мы франчайзинговую программу лишь когда почувствовали, что действительно можем взять на себя ответственность и поделиться нашим опытом с другими. На тот момент магазинов у сети было уже далеко за 100. Нам нужно было быть уверенными в отчетности и актуальности всех бизнес-процессов. Сейчас, кстати, у нас более 250 магазинов по всей России.
С чем предстоит столкнуться
Самая главная сложность — подобрать хорошее помещение. Помимо технических требований и площади, необходимо выбрать и хорошую локацию с высокой проходимостью. Одна из первых задач — определить, есть ли такие места в городе. Но даже если занять не самое выгодное расположение, но без конкурентов, то это в большинстве случаев сработает.
Персонал — еще одна трудность. Собрать и удержать хорошую команду очень тяжело. Особенно в регионах, где специалистов, которые умеют готовить суши, очень мало или вовсе нет (это можно расценивать как в минус, так и в плюс — ведь если вы научите, они с вами останутся уже надолго и не уйдут к конкурентам). В больших городах, где конкуренция высокая, встает вопрос мотивации и заинтересованности персонала. И это далеко не всегда означает финансовую мотивацию.
Привлечение гостей. Нужно понимать, что даже такие бренды, как Coca-Cola или iPhone нуждаются в рекламе и продвижении, поэтому все партнеры должны любить свой бизнес и рассказывать о нем всем и каждому. Должны знать своих клиентов и знать места, где есть потенциальные клиенты, чтобы информировать их о своем «СУШИШОП». Мы, как франчайзер, занимаемся непосредственным продвижением бренда и всех магазинов в целом, задача франчайзи-партнера — привести клиентов именно в свой магазин.
Влияние экономики на бизнес и поддержка государства
Некоторые считают, что сейчас не самое лучшее время для открытия бизнеса ввиду сложной экономической ситуации. Вы, возможно, удивитесь, но на самом деле всё только улучшается, если говорить именно о «СУШИШОП». Мы оптимизируем меню постоянно, учитывая и политические изменения, и стоимость, и доступность продуктов. Мы почувствовали приток той аудитории, которая раньше была клиентами ресторанов среднего ценового сегмента, за счет этого выросли продажи более дорогих наборов и сопутствующих товаров. Средний чек вырос.
Также со стороны государства сейчас идет активная поддержка малого бизнеса и молодых предпринимателей. Несколько наших франчайзи-партнеров с успехом воспользовались госпрограммами и вернули большую часть инвестиций. Кроме того, многие банки сейчас дают так называемые бизнес-кредиты именно под открытие бизнеса по франчайзингу. Просто потому, что франшиза — это проверенная бизнес-модель, которая работает.
Что потребуется для открытия франшизы?
В целом открытие занимает от примерно 1,5 месяца с момента заключения контракта. В начале мы знакомим человека с бизнесом и отвечаем на все возникающие вопросы. Затем вместе подбираем помещение в городе и подписываем договор коммерческой концессии, после чего происходит оплата паушального взноса. Франчайзи получает на руки пакет документов с руководством по открытию «СУШИШОП», и с этого момента начинается самое интересное: мы разрабатываем дизайн-проект и план ремонта помещения, обучаем человека управлению и ведению проекта «СУШИШОП», производится закупка оборудования, а само помещение подготавливается к работе.
Параллельно с этим мы проводим рекламную кампанию, ищем и нанимаем сотрудников и устанавливаем программное обеспечение. В головном офисе проводится обучение управляющего, а на точку выезжает startup-группа, подготавливающая магазин к открытию и обучающая линейный персонал. Ну и в конце — открытие «СУШИШОП».
Как видите, в целом ничего сложно. Самое главное, что к моменту открытия человек уже в полной боеготовности, знает, что и как нужно делать. Наш опыт позволяет обучить франчайзи так, что учитываются все возможные проблемы и нюансы, возникающие в работе.
Три правила человека, который заработал миллион
— Работай на себя.
— Ставь перед собой амбициозные цели.
— Не прекращай учиться и развиваться.
Комментарии
(1)На франшизе с колен и поднимемся, особенно радостно, что задают рост соотечественники. Респект Леониду!!