Лайфхак

Как выжить в авиакатастрофе

  • 4969
  • 0
  • Теодор Седин
brodude.ru_6.12.2016_z1E3jFMCsZQyM

Римлян V века сгубили варвары, а экспериментаторов века XIX сгубили амбиции и необузданная тяга к открытиям. Попытки отправить человека выше облаков ознаменовались появлением двух кладбищ, в одном из которых лежали сгоревшие и переломанные тела энтузиастов, а на другом — покореженная, обожженная груда металла, разбитые фанерные доски и пучки проводов. Но напористость и вера в технологический идеал взяли свое, и теперь голубое небо украшено белыми щербинами конденсационного следа. Получилось, смогли, запустили стальную птицу под края небесного купола и более того — смогли проткнуть этот купол игольным острием ракет.

Но как бы ни старались, а совладать с рядом факторов не получается. Не может самолет не зависеть от погоды, пресловутого человеческого фактора и технических проблем. Высота по-прежнему губительна, высота по-прежнему убивает. Фатально, грустно, но где-то там вселенский барабан из «Поля чудес» выкидывает сектор «Шанс» и дает возможность выжить даже в самом страшном горниле трагедии. Очнуться в вырванном с мясом кресле, отлетевшем с бессознательным телом наружу, с переломанными ногами да травмами — даже такой исход гораздо лучше, чем конец мифического тоннеля. Кого-то спасет судьба и фарт, дабы несчастный посмотрел на жизнь иным взглядом, а тем, кого удача не любит, приходится лишь следовать правилам, надеясь, что они помогут. Главное, не растеряться и использовать все имеющиеся знания.

Статистика шанса

Каков шанс стать жертвой несносной авиации? Лишь один из 1,2 млн коммерческих рейсов попадает в аварию. Экипажи воздушных судов тщательно отрабатывают меры по предотвращению различных экстренных ситуаций, создаются новые безопасные нетоксичные материалы и более совершенные противопожарные системы крылатых машин.
Но даже при таком сказочном шансе погибнуть, как 1 к 11 000 000, вероятность есть. Летать не опаснее, чем ездить на метро — так говорят нам все вокруг, но кто ж сказал, что тебя не толкнут под вагон, или не зажует эскалатор?

1,5 тыс. человек в среднем гибнет ежегодно в авиакатастрофах по всему миру, при том, что общий объем авиаперевозок — свыше 5 млрд билетов. Получается, что в среднем смерть грозит одному из 3,3 млн пассажиров.

При этом 68% жертв приходится на пожары после аварии. Чаще всего авиакатастрофы, в которых кто-то выживал, — это неудачный взлет самолета или его вынужденная посадка. Действующие в таких случаях силы не столь разрушительны, как, например, при столкновении двух самолетов, взрывов баков, полных топлива, или падения с огромной высоты. Однако шанс выжить есть всегда, и он зависит от многих факторов.

Хвост тебя спаси

Благодаря многочисленным исследованиям стало известно, что самые безопасные места располагаются в хвостовой части салона. Причем шанс выживания там достаточно большой — на 40% выше, чем у тех, кто сидит впереди. Идеальным вариантом будет расположиться недалеко от аварийного выхода и поближе к проходу между рядами. Пожалуй, шанс выжить — достаточная плата за ненавистные места в конце салона, у прохода возле туалета.

Само собой, когда твое плечо толкает рвущаяся сквозь трещащий по швам трикотаж толстая попа стоящей в очередь в туалет пассажирки, приятного мало. Выстроившаяся пописать «на всякий случай» очередь нависает, заглядывает в гаджеты и журналы, а переднее кресло откинуто по максимуму, тогда как твое такой возможности лишено. В такие моменты невольно начинаешь искать на пролетающих мимо кучевых облаках рассевшегося и обленившегося бога, дабы спросить его, почему за одну и ту же сумму одни получают места в проходе, где можно и ноги вытянуть, и спокойно развалиться, а другим выпадает честь пережить дискомфорт жертв инквизиции, засунутых в «железную деву».

Но выжившие пассажиры, как правило, сидят в пределах пяти рядов от аварийных выходов и в хвостовой части. После такого откровения даже не хочется занимать место возле иллюминатора, лучше уж быть задетым столиком стюардесс и туалетной очередью. Во время катастрофы 1958 года, когда самолет с футболистами клуба «Манчестер Юнайтед» разбился на взлете из аэропорта в Мюнхене, Бобби Чарльтон и Деннис Вайоллет поменялись местами с Томми Тейлором и Дэвидом Пеггом, посчитав, что в хвосте самолета им будет безопаснее.

Строго следуй командам бортпроводников

brodude.ru_6.12.2016_7yRN90NVZCGkW

Члены экипажа не просто так распинаются перед пассажирами, раз от разу наклоняясь, нагибаясь и показывая, куда нужно лезть, что делать и в какой очередности, если вдруг ЧП случилось. Была бы их воля, они бы просто разносили напитки и по 12 раз спрашивали: рыба или курица. Но они проходят специальную подготовку и явно лучше тебя знают, как действовать в экстренных ситуациях. Поэтому не стоит отвлекаться на глупости, пока улыбчивая стюардесса показывает, как пользоваться жилетом и в какое положение привести спинку кресла. Если тебе сказали сгруппироваться и не отстегивать ремень — значит, так и нужно сделать. Инициатива наказуема, а в данном случае и вовсе летальна.

Известны случаи, когда запаниковавшие пассажиры прут к традиционному входу, а не к аварийным люкам. Именно это произошло с Boeing 707 в Паго-Паго, когда 97 человек, совершивших подобную глупость, сгорели заживо, в отличие от умных пассажиров, нырнувших в аварийные люки.

Успеть за 90 секунд

Попадая в форс-мажорные ситуации, человеку свойственно торопиться, дабы спасти свою жизнь. Если успеть расстегнуть ремень в течение 90 секунд, то шансы спастись значительно увеличиваются. А ведь скованный паникой человек часто начинает в шоке пытаться выбить стекло иллюминатора, оставаясь пристегнутым.

Если сигналов от экипажа не поступает, и ты сумел остаться в сознании после падения, то не медли. Главное, не пытайся достать свою ручную кладь из багажного отсека. Пусть лучше сгорят постылые шмотки, чем твоя рыскающая по отсеку фигура затруднит передвижение остальным и погубит тебя самого. Спасай жизнь, а не багаж.

Самое опасное время

3 минуты после взлета и 8 перед приземлением — по статистике, именно в этот период происходит около 80% авиакатастроф. Так что взлет лучше пережить бодрствующим и не засыпать после того, как стюардесса попросит привести спинки в ровное положение и пристегнуть ремни. Выбираться из горящего самолета спросонья — не лучший вариант, хотя есть и похуже — вылазить из него пьяным.

Кроме шуток, алкоголь сильно снижает концентрацию и координацию. Каким бы длительным ни был перелет, не стоит закидываться «народным» успокоительным. Нужно быть бдительным и готовым предпринять необходимые меры в случае аварии.

Практичность ценою в жизнь

Отправляясь в полет, нужно одеваться так, чтобы тебе было максимально удобно в случае чего выбираться из самолета, а не так, чтобы выглядеть красиво на опознании. Для этого перед полетом лучше снять с себя все висюльки, браслеты, цепочки, которыми можно зацепиться, и очки, чьи разбитые стекла могут любезно вонзиться в зрачки. Всякие острые продолговатые предметы лучше так же оставить где-нибудь в багаже, иначе при сильном ударе они могут стать частью твоей печени.

Остальные составные наряды должны быть продуманы с не меньшей тщательностью, особенно если дело касается обуви. Выбегать в сваливающихся с ног шлепанцах как минимум неудобно и неприятно, особенно если вокруг всё дымит и плавится. Капля горячей пластмассы, попадающая на оголенный участок тела, почти так же приятна, как средневековые пытки.