Даже самый усовершенствованный самолет зависит от погоды, пресловутого человеческого фактора и технических проблем. Высота по-прежнему губительна. Фатально, грустно, но где-то там вселенский барабан из «Поля чудес» выкидывает сектор «Шанс» и дает возможность выжить даже в самом страшном горниле трагедии. Кого-то спасет судьба и фарт, а тем, кого удача не любит, приходится лишь следовать правилам, как выжить в авиакатастрофе, надеясь, что они помогут. Главное, не растеряться и использовать все имеющиеся знания.
Статистика авиакатастроф и гибели пассажиров
Каков шанс стать жертвой несносной авиации? Лишь один из 1,2 млн коммерческих рейсов попадает в аварию. Экипажи воздушных судов тщательно отрабатывают меры по предотвращению различных экстренных ситуаций, создаются новые безопасные нетоксичные материалы и более совершенные противопожарные системы крылатых машин.
Но даже при таком сказочном шансе погибнуть, как 1 к 11 000 000, вероятность есть. Летать не опаснее, чем ездить на метро, — так говорят нам все вокруг, но кто ж сказал, что тебя не толкнут под вагон или не зажует эскалатор?
В среднем ежегодно в авиакатастрофах по всему миру гибнет 1,5 тыс. человек, при том что общий объем авиаперевозок — свыше 5 млрд билетов. Получается, что в среднем смерть грозит одному из 3,3 млн пассажиров.
При этом 68% жертв приходится на пожары после аварии. Чаще всего авиакатастрофы, в которых кто-то выживал, — это неудачный взлет самолета или его вынужденная посадка. Действующие в таких случаях силы не столь разрушительны, как, например, при столкновении двух самолетов, взрывов баков, полных топлива, или падения с огромной высоты. Однако шанс выжить есть всегда, и он зависит от многих факторов.
1. Имей хотя бы простой план на спасение
Любой, даже самый нелепый план намного лучше, чем ничего. Пусть тебя считают параноиком, плюнь на их мнение и составь свой план спасения.
Внимательно осмотри самолет перед взлетом, найти запасные выходы, обрати внимание на все, что способно тебе пригодиться, и, конечно же, на опасности. Продумай свои действия на случай пожара (сделать противогаз, ползти по проходу в сторону от огня к выходу), приводнения (добраться до выхода и выбраться из салона, а после, если нет спасательного жилета или лодки, забраться на фюзеляж), и так далее. Главное, чтобы у тебя был примерный план, и тогда ты не будешь в панике бегать по салону и кричать от ужаса.
2. Выбирай место в хвостовой части самолета
Благодаря многочисленным исследованиям стало известно, что самые безопасные места располагаются в хвостовой части салона. Причем шанс выживания там достаточно большой — на 40% выше, чем у тех, кто сидит впереди. Идеальным вариантом будет расположиться недалеко от аварийного выхода и поближе к проходу между рядами. Пожалуй, шанс выжить — достаточная плата за ненавистные места в конце салона у прохода возле туалета.
По статистике, выжившие пассажиры, как правило, сидят в пределах пяти рядов от аварийных выходов и в хвостовой части. После такого откровения даже не хочется занимать место возле иллюминатора, лучше уж быть задетым столиком стюардесс и туалетной очередью.
Во время катастрофы 1958 года, когда самолет с футболистами клуба «Манчестер Юнайтед» разбился на взлете из аэропорта в Мюнхене, Бобби Чарльтон и Деннис Вайоллет поменялись местами с Томми Тейлором и Дэвидом Пеггом, посчитав, что в хвосте самолета им будет безопаснее.
3. Строго следуй командам бортпроводников
Члены экипажа не просто так распинаются перед пассажирами, раз от разу наклоняясь, нагибаясь и показывая, куда нужно лезть, что делать и в какой очередности, если вдруг ЧП случилось. Была бы их воля, они бы просто разносили напитки и по 12 раз спрашивали, рыба или курица. Но они проходят специальную подготовку и явно лучше тебя знают, как действовать в экстренных ситуациях. Поэтому не стоит отвлекаться на глупости, пока улыбчивая стюардесса показывает, как пользоваться жилетом и в какое положение привести спинку кресла. Если тебе сказали сгруппироваться и не отстегивать ремень — значит, так и нужно сделать.
Известны случаи, когда запаниковавшие пассажиры прут к традиционному входу, а не к аварийным люкам. Именно это произошло с Boeing 707 в Паго-Паго, когда 97 человек, совершивших подобную глупость, сгорели заживо, в отличие от умных пассажиров, нырнувших в аварийные люки.
4. Старайся быть трезвым и бодрствующим
По статистике, 3 минуты после взлета и 8 перед приземлением — именно в этот период происходит около 80% авиакатастроф. Так что взлет лучше пережить бодрствующим и не засыпать после того, как стюардесса попросит привести спинки в ровное положение и пристегнуть ремни. Выбираться из горящего самолета спросонья — не лучший вариант, хотя есть и похуже — вылазить из него пьяным.
Кроме шуток, алкоголь сильно снижает концентрацию и координацию. Каким бы длительным ни был перелет, не стоит закидываться «народным» успокоительным. Нужно быть бдительным и готовым предпринять необходимые меры в случае аварии.
5. Одевайся практично и удобно
Отправляясь в полет, нужно одеваться так, чтобы тебе было максимально удобно в случае чего выбираться из самолета, а не так, чтобы выглядеть красиво на опознании. Для этого перед полетом лучше снять с себя все браслеты, цепочки, которыми можно зацепиться, и очки, чьи разбитые стекла могут любезно вонзиться в зрачки. Всякие острые продолговатые предметы лучше так же оставить где-нибудь в багаже, иначе при сильном ударе они могут стать частью твоей печени.
Остальные составные наряды должны быть продуманы с не меньшей тщательностью, особенно если дело касается обуви. Выбегать в сваливающихся с ног шлепанцах как минимум неудобно и неприятно, особенно если вокруг все дымит и плавится. Капля горячей пластмассы, попадающая на оголенный участок тела, почти так же приятна, как средневековые пытки.
6. Используй кислородную маску без промедления
Самолеты летают на высоте от 7 до 13 километров, и ты не падаешь в обморок от кислородного голодания лишь потому, что инженеры сконструировали герметичную капсулу. Мало того, что в салон нагнетается дополнительный кислород, так еще и поддерживается давление, как на поверхности. Из-за этого, кстати, ты и не сможешь открыть люк самолета в воздухе, даже если только что получил титул «Мистер вселенная» и жмешь от груди 300 килограммов.
Но если фюзеляж самолета поврежден, можешь забыть о нормальном дыхании, так как весь кислород из салона быстро покинет борт, а вместе с ним улетит и твой рассудок. Но не переживай, ведь в момент, когда давление и концентрация кислорода снижается до определенного уровня, сверху на тебя и на других пассажиров упадут кислородные маски, надевать которые, кстати, тебя учат все те же бортпроводники.
То, насколько быстро ты отреагируешь на падение маски, определит дальнейший исход. Промедлишь хоть на секунду, и потеряешь сознание. Поэтому надевай в тот же момент, когда она свалилась тебе на голову, и не смотри на других пассажиров, которые ждут особого приглашения.
Кстати, если летишь с ребенком, то сначала надеваешь свою маску, а потом уже комплект на потомка. В противном случае можешь потерять сознание раньше, чем успеешь натянуть маску на ребенка.
7. Подготовься к удару
Неважно, приземляется ли самолет на шоссе из-за отказавшего двигателя или приводняется на ближайшую реку, — удар будет серьезным, ведь конструкция не рассчитана ни на что, кроме ровной взлетной полосы.
Если самолет терпит крушение и вскоре встретится с поверхностью, не думай о том, что будет после столкновения. Вместо этого, услышав команду «сгруппируйтесь» или «сэйфти позишн», положи ладони на спинку кресла впереди тебя, наклонись поближе к рукам и уткнись в них головой. Когда произойдет удар, ты по инерции не полетишь вперед и не сломаешь себе шею благодаря такому простому действию.
Есть еще один вариант «сэйфти позишн», когда ты прижимаешься туловищем максимально близко к ногам и обхватываешь их чуть ниже коленей. И в том, и в другом варианте обязательно пристегнуться ремнем, иначе полетишь по всему салону. Вообще не жди команды бортпроводников, возможно, они уже лежат без сознания в проходе. Заранее прижмись к креслу и ожидай.
Кстати, выживаемость в авиакатастрофах можно повысить, просто развернув кресла в обратную сторону. Но так как пассажирам не нравится лететь спиной вперед, из вариантов «спасти больше жизней» или «сделать полет красочным» производители выбрали второе.
8. После крушения в первую очередь расстегни ремень безопасности
Попадая в форс-мажорные ситуации, человеку свойственно торопиться, дабы спасти свою жизнь. Если успеть расстегнуть ремень в течение 90 секунд, то шансы спастись значительно увеличиваются. А ведь скованный паникой человек часто начинает в шоке пытаться выбить стекло иллюминатора, оставаясь пристегнутым.
Если сигналов от экипажа не поступает и ты сумел остаться в сознании после падения, то не медли. Главное, не пытайся достать свою ручную кладь из багажного отсека. Пусть лучше сгорят постылые шмотки, чем твоя рыскающая по отсеку фигура затруднит передвижение остальным и погубит тебя самого. Спасай жизнь, а не багаж.
9. Держись пола
В любой непонятной ситуации держись пола. Исключение — пола уже нет, по крайней мере в проходе, или он полыхает. Дым всегда поднимается вверх, и единственный шанс выжить, даже со своим импровизированным противогазом — это опуститься как можно ниже.
Не поднимай лица до момента, пока не доползешь до запасного выхода и не почувствуешь живительный свежий воздух. Пускай на тебя орут, пытаются оттолкнуть — неважно, ведь эти люди в любом случае наглотаются дыма.
10. Умей создавать простейшие средства защиты
Даже когда самолет приземлился и тебе кажется, что опасность миновала, несмотря на вон тот тлеющий огонек, не спеши хлопать в ладоши с другими пассажирами. Большинство жертв авиакатастроф за пару вдохов набирают в легкие ядовитые газы и падают без сознания на пол, а после по ним проходятся каблуками паникующие соседи.
Пока другие кричат, молятся или впадают в ступор, сделай простейшее средство защиты — противогаз. Возьми любую ткань, даже ту, что сейчас надета на тебя, главное, не синтетику, и намочи чем угодно, например, водой. Если жидкости рядом нет, дым подступает, а выход заблокирован — отбрось стеснение и помочись на тряпку. После этого приложи «противогаз» к лицу так, чтобы он закрыл нос и рот.
Да, неприятно, да, ты можешь смущаться, но кого тебе там стесняться, когда все носятся по салону, как безумцы, и падают на пол от удушья?
11. Думай только о выживании
Ударился головой при падении и решил, что все кончено? Тогда ты уже труп, ведь психология крайне важна для выживания. Человек — живучее существо и способен вытерпеть многое, если у него есть тяга к жизни. Вспомни того же рэпера 50 Cent, в которого выстрелили 9 раз. Да, основную работу сделали врачи, но без тяги к жизни знаменитый гэнгста не выкарабкался бы с того света.
Поэтому, что бы ни случилось, отбрасывай все негативные мысли в сторону. Если твой мозг орет «мы все умрем», заткни его, думай, как пробраться к тому запасному выходу. Понятно, что трезво мыслить будет очень сложно, но вдолби себе мысль, что ты не труп, а еще жив и способен что-то сделать.
Комментарии
(1)Как пилот, могу сказать, что достаточно внимательно слушать бортпроводников во время предполетной подготовки и ознакомится с инструкцией, расположенной, впереди вашего кресла, а в совокупности с этими советами, к большинству факторов вы готовы)