BroDude не только поучает, но и совершенствует. И не гнушается наставлять творческих людей. Увы, в наше время каждый второй – творческий, а каждый первый – гений. Они спокойно не сидят, а постоянно что-то творят, даже комментарии пишут высокохудожественные, порой лучше самих произведений. Однако любому начинающему творцу стоит усвоить несколько правил.
А для кого творите, батенька?
Прежде чем начать, попытайся честно ответить на этот вопрос. Если для аудитории, для простого смертного, для мамы и для того парня из соседнего подъезда, то это очень здорово. Но и обязанность возрастает, нужно творить понятно, разумно, чтобы народ понял. На самом же деле единственный правильный ответ – ты пишешь для себя. Это не значит, что автор занимается самолюбованием в каждой букве и пишет вещи, понятные лишь ему самому. Вернее, так, увы, получается, но этого избежать нельзя.
Дело в том, что, сочиняя для себя любимого, ты набиваешь руку, расписываешь свой стиль, как новую ручку. А работая на окружающих, ты делаешь среднего качества халтуру для людей среднего ума. В конце концов, всем не угодишь, настоящий автор всегда найдет свою аудиторию, а аудитории всегда будут нравится самобытные творцы, со своим интересным авторским стилем. Именно что творцы, а не копирайтеры, чай не реклама и пелевинские аксиомы вроде «Творцы нам на..й не нужны» тут не приветствуются.
Ищем вдохновение
На самом деле проще всего черпать вдохновение у коллег по цеху. Пускай даже они одного с тобой возраста и чуть меньше популярны. Не секрет, что фильмы Тарантино – это скопище сцен из других фильмов, которыми он вдохновлялся. Главное в таком деле не скатиться до плагиата.
Обращайся к классикам. У неиспорченных трудоголиков позапрошлого века словарный запас был в разы богаче, чем у многих нынешних «авторов от бога» вроде того, который пишет эту статью. Кого не волнуют классики, пусть обратится к современникам. Журналистам стоит почитать своих конкурентов и качественную публицистику. В общем, не замыкайся в своей гениальности, ведь, скорее всего, у тебя нет гения. Зато есть (во всяком случае должно быть) трудолюбие и жажда творить. В общем, к коллегам, живо! Есть и другие стимуляторы, но коллеги безопаснее для здоровья.
Шлифуй и перерабатывай
Все творцы вне зависимости от цвета кожи и вероисповедания делятся на два типа: одаренные лентяи и трудоголики, в которых гения и таланта немного, но они компенсируют их недостаток большим трудолюбием.
Кстати, вторые зачастую перегоняют своих одарённых собратьев в творческой стезе. Лентяи не любят переделывать, дорабатывать материал, часто оправдывая лень двумя словами: «Я так вижу». А ведь Михаил Булгаков работал над «Мастером и Маргаритой» 11 лет. Уже зная, что смертельно болен, он продолжал сочинять новые версии своего творения, пытаясь сделать текст максимально ясным, точным и сильным. А многие современные творцы сочиняют совершенно непонятную ни им самим, ни аудитории ересь. И только критики делают вид, что понимают.
Так вот, хочешь создавать труды «на века» – будь добр, запихни свой «гений» поглубже и иди проверяй, перечитывай, пересматривай. И попытайся задуматься над тем, как воспримет твои труды толпа. И кстати, не советую скатываться до провокаций, их и так сейчас полно. Провоцировать легко, а ты попробуй создать что-то действительно творческое.
Не надо лишних слов и движений
Старайся избегать большого скопления мусора и ненужных смыслов. Многие авторы часто этим грешат, чаще всего в сценариях, статьях и прозе. Помни, что не все редакторы талантливы. Под ножом редактуры всегда, абсолютно всегда погибают те или иные предложения и сцены, но не у каждого редактора получается отредактировать это так, чтобы первоначальный смысл не затерялся. А ведь это очень обидно, амбициозные юнцы часто оплакивают каждую потерянную деталь своего творения. Когда ты молод, хочется поразить всех остротой своей мысли. Только не зря гласит народная мудрость: не бойся быть простым. Если сцену можно вырезать – вырезай. Помни, основная цель – полюбиться аудитории. И сильного украшательства тоже нужно избегать. Излишняя помпезность, муссирование какого-то отдельного фрагмента может выйти боком. Гротеск приобретает свои лучшие черты только в цепких лапах умелых творцов, способных с ним совладать.
Но и недосказанности лучше избегать. Открытые вопросы лучше оставлять в финале, чем в ходе повествования, иначе растерявшийся потребитель может просто потерять к творению интерес.
Какова цель
Помни цель твоего творческого порождения. Ты должен не просто описать и показать созданный тобой мир, а запустить туда читателя, чтобы он сам ощутил его и, самое главное, ощутил, что в созданном тобой мире кипит жизнь. Так что старайся избегать постных описаний, это ведь не «Властелин Колец» и не новые «Звёздные войны».
Лево руля от подражательства
Если сам замечаешь, что уверенно скатываешься до подражательства, и у самого возникает ощущение, что уже где-то это видел, спасайся. Тебе реклама каждый день твердит о твоей уникальности и индивидуальности, так что, будь добр, напряги мозговые извилины, отойди от ненавистного копирайта в сторону творчества. Лучше подражай сразу нескольким творцам, тогда каверзным завистникам будет сложнее докопаться до текста. Как говаривал Бальзак, «гений похож на всех, а на него никто».
Юмор всё спасёт
Даже трагическую историю. Так и получаются трагикомедии и черный юмор. Любую мудрую мысль, любой вычурный подход, любую нудную идею, любой штамп освежит юмор. Если ты не лишён такого дара, то смело используй его. Жизнь и так грустная и печальная, народ тянется к юмору. Потому весь мир так любит не заумных профессоров, а лёгких, и весёлых ремесленников. Юмор – универсальный язык общения, и если хромает сюжет, то уже ничего не поможет, спасёт лишь юмор. О чём романы Довлатова? Ни о чём. Но сколько там иронии! Плохое творение способно довести человека до самоубийства, а хорошее – обсмеять, заклеймить пороки и представить их в невыгодном свете.
Конец и вновь начало
Помни, самое важное в любом творении – это концовка и начало. Альфа и омега, рождение и смерть, эти антиподы держат структуру любого повествования. Зритель должен понять, что не зря потратил время на твой творческий высер. Мертвая концовка тащит с собой в могилу половину лайков и снижает градус любви к автору.
И начало. Оно может быть затянуто, но обязано должно заинтересовать. Пусть оно будет странным, абсурдным, непонятным, как в «Мертвеце» Джармуша, но зритель должен задаться вопросом: «Какого чёрта я смотрю эту непонятную хрень?»
Комментарии
(0)