Кто сказал, что свобода дарит человеку счастье? Нет, мы не диктаторы, считающие, что человеку хорошо, когда другим вокруг плохо, мы просто считаем, что свобода выбора не так потрясающе хороша, как думают многие. Мы не против самой свободы, мы против ее переизбытка. Хитрый механизм эпохи капитализма — дать столько свободы, сколько унесете. На деле оказывается, что ее переизбыток делает человека рабом.
Наше общество очень долго жило в условиях, когда выбирать приходилось из двух сортов дерьма, а теперь, когда сортов тысячи, не поменялось ничего, только полки стали более пестрыми от разнообразия. В действительности это очень коварная штука.
Многообразие сбивает с толку и мешает прикоснуться к хорошему
Мы не утверждаем, что наличие выбора и свободы — это слишком плохо для нас. Но когда вариантов слишком много, в глубинах сознания пробуждается прокрастинация.
Представь, если бы Apple выпускала 100 различных моделей телефонов в год. Продажи будут падать, потому что у людей появилось слишком много вариантов, а не 3—4 модели, как сейчас. И проблема была бы далеко не в качестве самих айфонов, а в том, что процедура выбора модели была бы слишком хлопотной. Вспомним Nokia и Samsung в те благословенные времена, когда на прилавках красовалось по 10 штук непохожих друг на друга моделей одних только этих мобильных гигантов. Тогда приходилось поломать голову, прежде чем выбрать себе модель.
Чем больше разнообразие, тем сложнее выбор. В таком ассортименте очень легко запутаться, к тому же подобное раздолье наталкивает на некоторые сомнения, в чем подвох, а не потому ли их так много, что они все неполноценные, и т.п. В итоге потребитель, если он не очарован рекламой и не знает, что ему конкретно нужно, переключает внимание туда, где ассортимент меньше, но зато гораздо проще разобраться.Вот представь: у тебя есть пять апельсинов, и ты будешь вынужден проверить, повертеть в руках и надкусить сразу все, чтобы понять, какой из них лучший. Это единственный способ выявить лучшее, и так происходит во всех сферах. Но проблема даже не в том, что всё опробовать невозможно, хотя если перед тобой большой выбор, резко возрастает вероятность того, что ты выберешь не самый лучший вариант, если только ты не профессионал, знающий об апельсинах всё и способный по цвету корки определить сорт и зрелость, тут проблема в другом.
Если ты выбираешь те же самые апельсины с прилавка, то за каждый надкусанный продавец лично выбьет тебе зубы большой палкой. Так и в жизни: зачастую у нас совершенно нет времени, чтобы провести тщательный анализ среди большого изобилия. Приходится выбирать впопыхах, и зачастую этот выбор совершенно неправильный. Ты довольствуешься малым, как пресловутыми апельсинами, которые на деле оказываются кислыми. В итоге ты сидишь, давишься ими, убеждаешь себя в том, что хороших не было, хотя рядом с ними лежала пара спелых и сладких плодов. Потому что большое разнообразие лишает нас возможности увидеть прекрасное. Обрати внимание: когда ты приходишь в магазин и видишь широкий ассортимент дешевой дряни, ты начинаешь выбирать среди нее, не обращая внимания на более качественные товары. Увы, но это только сбивает с толку.
«У других лучше» или завышенные ожидания
Чем больше выбор, тем выше ожидания. Чем выше ожидания, тем труднее сделать выбор. Но даже если ты сумел разобраться и сделать выбор, то потом ты начинаешь оглядываться и прокручивать в голове другие альтернативы: а что, а если, а вот у других, наверное, лучше. Именно это сбивает с толку: купив дорогой автомобиль, ты понимаешь, что можно было бы взять более эффектную и качественную лошадку за меньшие деньги, или наоборот, что нужно было не жлобиться, а взять модель подороже, ведь скупой платит дважды — всё равно придется потом потратиться на ремонт.
Вообще, чтобы избавиться от подобного дерьма, нужно избавиться от выбора в мелочах, оставить варианты только в действительно важных вещах. А беспокоиться о том, сколько ты потратил на еду и на понты — это как минимум несерьезно. Ты когда нибудь обращал внимание, что твои солидные кумиры всегда курят одни и те же сигареты и сигары, предпочитают одну и ту же марку одежды и в своих решениях руководствуются одним критерием (чаще всего — личной выгодой)? Всё потому, что это позиция нормальных, взрослых и трезво мыслящих людей. Такие люди не меняют привычек и предпочтений и не мечутся, словно коршуны, сделав что-либо.
Не нужно вести себя как домохозяйка, которая после покупки бегает с чеком в руках, лучше просто расслабься. Избавь себя от переживаний, раз уж ты выбрал себе профессию — иди и работай, а не сверяй свои доходы с другими, это отвлекает. Выбрал девушку, начал с ней жить — так живи, люби, только не сравнивай с другими, ты обязательно найдешь изъян, так и не поняв, что он незначительный. Зато с большой вероятностью вы испортите отношения друг с другом.
Рыбы в аквариуме
Мы как рыбки в аквариуме. Размер аквариума диктует нам степень свободы, и некоторые из нас видят это как социальные или личностные ограничения. Чтобы расти, нам нужен большой аквариум. К сожалению, большинство людей пытается просто разбить аквариум, но как известно, рыба без аквариума — всего-навсего мертвая рыба.
С развитием технологий нам открылся безграничный выбор. И нам почему-то кажется, что с его помощью мы можем обрести безграничную свободу и тем самым стать гораздо счастливее.Но безграничная свобода — далеко не такая хорошая вещь, как может показаться на первый взгляд. Да, нам действительно нужна свобода, чтобы расширяться и расти, но без ограничений мы просто потеряем направление и ориентиры и в итоге забредем туда, откуда никто не возвращался.