Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Свобода выбора: почему мы ведемся на рекламу?

супермаркет

Свобода — очень модное слово, и в любом обществе обсуждается нехватка этой самой свободы (что в просвещенной Европе, что в менее просвещенной России) — только в совсем уж тоталитарных государствах об этом не говорят ни слова. И знаешь, чувак, я часто задумываюсь о том, что же это всё-таки за такая свобода: ведь под таким объемным понятием должно крыться что-то поистине монументальное. Хотя как раз сегодня люди всё меньше думают о том самом большом и монументальном — чаще в разговорах о свободе мы слышим, что, мол, в СССР была только «Докторская» колбаса, а сейчас ты свободен выбрать колбасу из множества сортов. Стоит только захотеть. Но какое, черт возьми, отношение имеет колбаса к свободе?

Мы каждый день видим невообразимое количество рекламы. Сам посмотри: телевидение, радио, печатные издания, Интернет, билборды на улицах и реклама в транспорте: в общей сложности около 250 рекламных объявлений за день (и это лишь самые оптимистичные прогнозы, порою завышаемые до 3000). Что ни говори, а восприятие рекламы стало неотъемлемой частью жизни современного человека.

Но тут дело не просто в том, что нам навязывают какие-то продукты — да и хрен бы с ними совсем, с этими продуктами. Дело в том, как нам их преподносят, с помощью каких ценностей, идей и социальных стандартов. Реклама обращается к таким общим темам, как красота, счастье, любовь, дружба, секс, собственный образ — и, естественно, компании представляют всё это в абсолютно нереалистичном, идеальном свете, чтобы продвинуть свои продукты. В результате их рекламные объявления воздействуют наши умы, которые, в общем-то, очень уязвимы.

Общий психологический принцип, используемый в рекламе, — «повторение программирует психологию». Исследования показывают, что чем чаще тебе что-то повторяют, тем больше ты в это веришь. Так что если это «Сделай паузу, скушай «Твикс»» или «Не тормози — сникерсни» — раз через 100—200 ты как-то свяжешь у себя в голове «Твикс» с отдыхом, а «Сникерс» — с источником энергии. И, вероятно, будешь покупать эти продукты в погоне за соответствующим результатом. Даже не задумываясь.

В этом методе нет ничего неправильного. Психотерапия, например, использует способность мозга обновлять его ассоциативные связи, чтобы лечить людей и делать их жизни более полными. Однако в данном случае речь идет о терапевтических целях использования метода, в то время как главная цель больших компаний — продать больше своего продукта и больше заработать, даже если это связано с путаницей в человеческих головах, которую они порождают своей рекламой.

В начале XX века связь между психологией и потреблением доказал племянник Зигмунда Фрейда Эдвард Бернейс. Он использовал идеи дядюшки о скрытых сексуальных и агрессивных силах, чтобы показать корпорациям, как связать потребление их продуктов с неосознанными желаниями. В результате навязчивые фантазии и непреодолимое желание приобрести продукт стали для людей гораздо более приятным явлением, чем собственно обладание этим продуктом. Это доказало, что люди будут совершать и совершать нерациональные покупки — вот так и создалась сегодняшняя культура потребления, иначе — консьюмеризм.

Бернейс, работавший с несколькими президентами США и большими корпорациями, был одним из первых, кто использовал такие психологические методы, как ассоциация продукта со звездами, продакт-плэйсмент в фильмах и установление связи между продуктом и женственностью или мужественностью. В своей книге «Пропаганда» (позднее — «Public Relations») он объясняет на многих примерах из повседневной жизни, «как мы воображаем себя свободными», но на самом дели нами «управляют диктаторы, обладающие огромной силой». «Мужчина, покупающий одежду, — поясняет Бернейс, — воображает, будто он выбирает в соответствии со своим вкусом и личными предпочтениями ту одежду, которая ему нравится. На самом деле он подчиняется порядкам, установленным неизвестными портными из Лондона». Бернейс объясняет, что портной из Лондона — это лишь часть более широкой сети, реализующей описанные методы. Поэтому даже наш обыденный потребительский выбор — это в основном иллюзия свободы, как объявил сам Бернейс, «отец связей с общественностью».

Ценности, которые нам представляют через рекламу, являются нам во всевозможных формах и размерах. Постоянные образы счастливых, улыбающихся, здоровых людей с теми самыми продуктами в руках провоцирует материалистический взгляд на вещи и продвигает простую идею: если ищешь полноты жизни, тебе нужно покупать. В результате наша ценность всё больше и больше оценивается тем, что мы имеем, и нашим способом зарабатывать на жизнь — а вовсе не тем, что мы представляем собой. Реклама пропагандирует идею удовлетворения, говорит нам концентрироваться на своих сиюминутных желаниях вместо наших отношений с окружающими. Хотим мы того или нет, но проявление любви и дружбы нам показывают как преподнесение подарков, а праздников стало так много, что люди еще сто летназад не могли себе этого представить. Какие-то моральные призывы можно найти только в социальной рекламе — что-то там о благотворительности — и получается, что даже здесь ты стоишь ровно столько, сколько потратишь.

Сексуальность и неудовлетворенность собственным телом

Раз уж мы заговорили о рекламных образах, стоит затронуть и постоянную связь между женщиной, сексом, желанием, красотой, стройностью и счастьем — так нам преподносит картину мира всё та же реклама. Эта концепция наиболее часто используется в рекламе, именно такую модель мы наблюдаем сотни раз за день. Вспомни: даже на рекламе автомойки обязательно будет красоваться полуобнаженная девушка — ну, как так вышло?

Для этого даже существует своеобразный термин — сексуализация, который определяется как «явление, при котором ценность личности зависит от его сексапильности или поведения и более ни от каких характеристик». Люди становятся не более чем сексуальными объектами, и это повсеместное явление. Мы просто потребляем друг друга — разумеется, в сексуальном плане — и уже не имеют значения индивидуальность и личность, даже особенности тела — главное, чтобы оно ассоциировалось с подходящим объектом потребления. Более того, исследования подтвердили, что образы, которые представляют женщину как сексуальный объект, в восприятии мужчин делают ее менее человечной, умной и моральной, а потому мужчины становятся равнодушнее к женщинам и их способности ощущать боль.

Феномен «неудовлетворенности телом» определяется как разница между телом реального человека и идеальным телом, представляемым в массмедиа. Многочисленные психологические исследования показывают, что неудовлетворенность собственным телом приводит к пищевым и психологическим расстройствам: депрессиям, низкой самооценке, тревоге, стыду и отвращению к себе. Эти расстройства вызваны гигантской пропастью, разделяющей идеальный образ и реального человека, который часто не может приблизиться к этим стандартам. Женское тело, которое в рекламе показывается как норма, характерно лишь для 5% всех женщин мира — а остальные далеки от идеала. Мужчины считают реальных женщин гораздо менее привлекательными, чем тех, что они видят в рекламе. Хотя мужчины и не освобождаются от повышенной сексуализации в рекламе, это ощущается не так остро, как сексуализация женщин. Даже для детей появился стандарт красоты!

Вот такая свобода выбора. Вот такая свобода выбирать колбасу.

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(2)

Джеймс Боливар ди Гриз

немного НЛП всякими отдает, но нормуль

Дмитрий Выводов

нлп — это сугубо ж на вербальном уровне, а тут более общая вещь