Каждый человек однажды сталкивается с проблемой такой сложности, что решить ее не представляется возможным, но это всего лишь видимость — иллюзия, которая скрывает ответ на вопрос. Любую проблему можно решить. Когда мы говорим «любую», то понимай нас дословно. Любой сейф можно вскрыть, любую вершину можно покорить, любую женщину — влюбить в себя. Мы не говорим, что это легко — большинство людей даже чистоту своего подъезда не могут контролировать, но мы говорим, что это возможно. На этом пути важен лишь правильный подход к делу. Этому BroDude тебя и будет учить.
Последствия проблем
Мы знаем, что больше всего раздражает тебя. Когда ты решаешь проблему, то через некоторое время она снова стучится тебе в чердак, показывая тебе свою нерешенность. Наступает разочарование, ведь приходится снова исправлять свои ошибки, а потом еще раз исправлять, и еще, и еще. Ты пытаешься латать свои промахи, но в ближайшем будущем тебе снова приходится браться за инструменты и ремонтировать свою оплошность. Как так получается? Дело в том, что ты никогда не старался решить проблему — ты просто боролся с ее последствиями.
Поиск причины
Когда ты начинаешь понимать, что боролся не с проблемой, а с ее последствиями, то самое время выявить причину твоих бедствий — это можно сделать с помощью причинного анализа. Он помогает понять, откуда именно возникает проблема, — создает цепочку рассуждений, которая практически всегда приводит к верному умозаключению. Самый простой способ взглянуть на проблему с помощью причинного анализа — это задать себе вопрос «Почему?» и сделать это хотя бы три, а лучше четыре или пять раз. К примеру, твое резюме отклонили тридцатый раз подряд, тебе не предлагают желаемую работу. Ясно, что с ним что-то не то. Это становится для тебя большой проблемой, ведь ты банально не можешь получить работу. Итак, начинаем выстраивать цепочку:
Ты постоянно получаешь предложение работать в продажах, но ты хочешь быть маркетологом (допустим). Почему ты не получаешь ту работу, которую хочешь?
— Потому, что все твои предыдущие работы касались продаж, а не маркетинга.
— Потому, что никто не знает, что ты хорош в маркетинге.
— Потому, что, согласно резюме, ты никогда не имел дело с маркетингом.
Вот тебе пример. Ты пытаешься диагностировать общие симптомы простуды и делаешь это без гугла, с помощью логики:
У тебя сильный насморк. Почему?
Потому что у тебя аллергия на что-то. Почему?
Вероятно, потому что ты вдыхаешь пыльцу из воздуха. Откуда она там?
Твои окна открыты, пыльца влетает через них. Почему она это делает?
Потому что на улице ветер? Откуда пыльца на улице?
Потому что сейчас сезон цветения.
Твой вывод: у тебя предрасположенность к сезонным аллергиям. Ты покупаешь лекарства, которые предназначены для борьбы с этой аллергией, но, скорее всего, ты ошибся — ты пришел к неправильному выводу, сделал это по незнанию и занялся самолечением, когда мог просто сходить к врачу. Так что важно уметь применять причинный анализ, а это значит, что надо ежедневно тренировать логику. Высока вероятность того, что ты составишь неверную цепочку умозаключений, которая приведет тебя к неверному выводу.
Следующий шаг — елочная диаграмма
Если ты научился анализировать проблемы логическим методом, то пора двигаться дальше — взять на вооружение диаграмму «елочка». Несмотря на то, что название у этого творения как у детского утренника в канун Нового года, диаграмма спасла множество бизнес-жизней — она очень часто применяется в предпринимательстве. Она помогает решить действительно сложные проблемы, поэтапно отразив любую возможную причину. Мы рекомендуем использовать ее не только в личной жизни, но и в работе, а также в делах, связанных с большим количеством людей, а значит, с большой долей ответственности.
Елочная диаграмма — это причинно-следственная диаграмма, которая работает по принципу причинного анализа, но исключает твои личные ошибки. Она была разработана в компании Kawasaki, чтобы отслеживать проблемы управленческого характера. Суть диаграммы в следующем: у твоей фирмы есть проблема — понизились продажи солнцезащитного крема, который ты продаешь в своих магазинах. Проблема — это данность, и от нее расходятся «ветки-причины», каждая из которых может быть источником проблем: оборудование, процесс, люди, материал, окружение, менеджмент. Твоя задача — проанализировать каждую «ветку-причину», чтобы понять, насколько серьезную роль она играет в провоцировании неприятностей.
Елочная диаграмма позволяет посмотреть на проблему комплексно и помогает выявить другие проблемы, которые ты не видел прежде. Этот способ используется менеджерами крупных корпораций, благодаря чему критические моменты в управлении сводятся к минимуму. Если профессионалы доверяют этому способу, то почему бы и тебе не дать ему шанс? Ведь диаграмму можно применять не только на работе, но и в любой другой сфере жизни.