Образ жизни

Как не стать снобом в мире снобизма

  • 7576
  • 3
  • Иван Калягин
brodude.ru_20.07.2016_M2Ijpn3QAeRn6
И опять мы возвращаемся к теме извечного противостояния безвкусицы и хорошего вкуса. Тема животрепещущая, ведь, похоже, с каждым месяцем око вездесущей редакции сталкивается с многочисленными примерами снобизма наших прекрасных сограждан. И мы не без порока — сами подвержены этому греху, ведь как хорошо почувствовать себя умнее и значимее посредством прочитанных книжечек, прослушанных альбомов и просмотренных фильмов. Но, похмелье рано или поздно проходит и наступает осознание собственной неправоты, ведь неприятно смотреть в зеркало и видеть сноба, потому что хуже только фашист и наркоман вместе взятые.

Снобизм подступает к тебе незаметно, мелкими шажками, которые ты, вроде бы, даже не замечаешь на своем широком жизненном пути. Если ты человек читающий, то наверняка быстро перерастаешь бульварную прозу, склоняешься к определенному жанру (например, к литературе нуар), либо к интеллектуальному, а то и к классическому чтиву. Проблема в том, что литература, как и любой другой продукт творческой и интеллектуальной деятельности не поддается беспристрастному анализу.

Если ты читаешь критика, то это конкретно его мнение, а не то, которое нужно принимать за истину. Есть масса писателей, которые светили ярче сверхновых в свое время, а сейчас не выдают даже света спички, потому что забыты. Многое из того, что сегодня считается интеллектуальной литературой, раньше считалось пошлой беллетристикой. То есть, оценка самого произведения в его «интеллектуальности» меняется от эпохи к эпохе. Взять, для примера, роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», французского писателя Франсуа Рабле. Его оценка претерпела множество трансформации. Поначалу, книгу воспринимали задорно и со смехом, будто текст представлял собой забавно написанную сказку, где есть место и пошлости, и блуду, и сатире. Впоследствии книга оказалась в опале, ведь она порочила христианский образ жизни своими вольнодумными пассажами. Многие французские писатели относились к ней словно к дешевой портовой девке, но, в конечном итоге, «Гаргантюа и Пантагрюэль» стала классикой, причем с таким ворохом высоких смыслов, что любого постмодерниста начнет терзать зависть. Если хочешь прочесть, то советуем тебе найти не советский перевод, ибо его вообще подготавливали для детского чтения — многое вырезано. Таким образом, ореол интеллектуальности того или иного романа может разрушиться в один момент, за одну секунду. Так зачем вообще делить тогда книги на «умные» и «глупые»?

Быть может, правда в том, что знакомство с любым творением предполагает личный опыт читающего, смотрящего, слушающего, но никак не совместный. По этой причине мы, осознавая твое негодование, мы всегда стоим на том, чтобы ты сам определился со своими вкусами и понимал, что они исключительно твои, и совсем не образец для подражания и уж точно не окутаны ореолом элитарности. Чтобы быть интеллектуалом недостаточно просто смотреть суровый европейский арт-хаус, мало даже разбираться в нем. Интеллектуал осознает, зачем нужен тот или иной продукт, а сноб просто потребляет его в надежде, что само это действо сделает его особенным.

brodude.ru_20.07.2016_WlczWcr1RBddB

Правда было бы глупостью считать, что снобизм вертится вокруг вкусов. Пускай неприятие «низкого жанра» всегда выделяет этих гадов. Но не только этот аспект бросается в глаза. Взять, к примеру, использование профессиональной, нишевой терминологии в случаях, когда она совершенно не необходима. Умных людей это раздражает, а незнающих — приводит в замешательство. Терминология вообще штука очень специфическая. Нормальные люди используют ее только в конкретных, практически обусловленных, случаях. Снобы же использует ее только затем, чтобы впечатлить своих слушателей якобы «большими познаниями» в том или ином предмете. Впрочем, все эти знания похожи на красивый сосуд, в котором ничего нет — они создают видимость, которая разрушается от легкого порыва ветра. Постарайся не пускать пыль в глаза.

Не быть снобом — означает отказаться от образа в пользу сути. Сам образ является важной чертой человека, болеющего снобизмом и дело опять в том, что снобу милее казаться, а не быть. Забавно, что люди совершенно по разному это проявляют. Некоторые ограничиваются одеждой и всевозможными цацками, которые доступны за деньги. Некоторые добавляют к одежде «интеллектуальный досуг», вроде походов в андеграунд клубы, поэтические вечера и выставки художников. И все бы было хорошо, но ведь не удовольствие служит причиной всем этим действиям, а тщательно спланированный образ, который превозносит сноба над остальными. Впрочем, это возвышение идет по правилам психопата — только в их собственных головах.

Что нужно делать, чтобы обойти все это дерьмо? Быть честным к себе и своим вкусам. Если тебе не нравится скучнейший, на взгляд части людей, Достоевский, то зачем его читать? Зачем вообще перемалывать через свой обездоленный мозг информацию, которая тебе не нравится? Развивай свой вкус, пытайся раскрыть свой чувственный потенциал и, возможно, ты сможешь получить истинное удовольствие от любого произведения искусства, даже «плохого». И всегда помни, что нет плохой литературы, плохой музыки, плохого стиля одежды или плохого кинематографа — есть то, что актуально в данный момент. Можно, конечно, руководствоваться вкусами широкой общественности или мнением признанных критиков, или даже брать на веру взгляды сверстников или той прослойки общества, в которой обитает твоя душонка, но лучше всего полагаться только на себя. И не бойся показаться излишне примитивным или непонятым. Тебе не нужно ничего доказывать. Все, что от тебя требуется, так это получать удовольствие от вещей, которые тебе преподносит мир.