Порой тебе лучше узнать о негативном опыте конкретных людей, которые пытались открыть своё дело, чем читать бесконечное множество «историй успеха». Поэтому мы и составили этот список. Всё для тебя, ведь рано или поздно всё равно начнёшь думать, что ты готов перестать работать на дядю. А ведь работать на себя – это то ещё адское пекло, которое требует не только смелости, но и серьёзной подготовки.
Почему каждый второй предприниматель, который открылся в прошлом году, сейчас сидит в долгах, кредитах и уже закладывает своего пса? Наверное, дело в кризисе, чертовски ущербной экономической обстановке в стране, нестабильности и ужасающей бюрократии. Если в Мельбурне ты можешь открыть своё дело, потратив на оформление всех необходимых документов пару часов, то в России придется сжечь сотню-другую тысяч нервных клеток только для того, чтобы оформить всё как надо. А потом всё равно окажется, что ты сделал всё неправильно. И это меньшее из зол, полно и других проблем в жизни российского предпринимателя. Порой нам кажется, что это самый незащищенный класс в стране.
Однако, если говорить начистоту, и сам бизнесмен виноват в своих провалах. И можно выделить ряд ошибок, которые совершают все предприниматели-одногодки. Если хочешь угробить своё дело и вновь отправится на ликеро-водочный завод, то следуй следующим правилам, чувак.
1. Не знай ничего о том, что ты делаешь
А зачем? Вложи необходимую сумму в проект и жди отдачи. Уверены, такая стратегия будет очень «успешной». А если серьёзно, то даже инвесторы подробно изучают компании, которые они финансируют. Мы часто говорим о том, что необходимо хорошо изучить то дело, которым хочешь заняться, и только потом им заниматься. Это действительно серьёзно минимизирует риски, особенно на уровне производства. Но не нужно тратить на это слишком много времени. Вполне достаточно полугода активного внедрения в предмет, чтобы начать в нём более-менее хорошо разбираться. Не стоит обманывать себя тем, что у одного парня получилось всё само собой. Такое бывает, но это исключение из правил. Статистическая погрешность в мире бизнеса.
2. Ты справишься один
На самом деле нет. Если ты с недоверием относишься даже к собственной бабушке, то лучше не начинать бизнес. Быть предпринимателем-одиночкой – это всё равно что ходить по парку юрского периода абсолютно голым и с деревянной ложкой в качестве средства самообороны. Поэтому рекомендуем при старте обзавестись компаньонами, которые хорошо понимают тебя и твой замысел. Главное – выбирать не деструктивных личностей (а такие всегда легки на подъём), а нормальных чуваков. Группой всегда легче завалить трицератопса, ведь так? А начало должно быть уверенным, как поступь Шивы-разрушителя. В общем, не переоценивай свои силы, даже если ты абсолютно уверен в них.
3. Время запуска – это неважно
Есть два типа неуспешных бизнесменов. Первые из них запускают свой проект при первой возможности, вторые запускают его, когда всем уже плевать на их продукт. Дело в том, что любой бизнес имеет идеальное время для того, чтобы стартануть. Допустим, есть московская контора, которая выпускает майки с околопатриотическими принтами. Путины, «искандеры», «грады» и прочие радости жизни. Вроде бы на каждом рынке есть по паре десятков таких маек, но у конторы получилось выбиться в люди, так как они запустили производство в самый подходящий момент: присоединение Крыма. Информационные поводы – на самом деле неплохая возможность понять, когда лучше открываться, а когда нет. Также в расчёт могут идти праздники, времена года и т. д. Допустим, хорошим вариантом для открытия пивного магазина будет осень, ведь именно она славится своими пивными фестивалями.
4. У меня крутой продукт, его будут покупать все!
Ты можешь быть гением в глазах своей подруги, но люди разные, чувак. И даже самая крутая штука не будет продавать сама себя. Найдутся люди, которым твой товар будет синонимом слова «отвратительный». Поэтому необходимо понимать, для кого ты работаешь. Определись со своей аудиторией. Своих клиентов надо знать в лицо ещё до того момента, когда на двери магазине появляется табличка «Скоро открытие». Подобное правило жизненно для любого вида предпринимательской деятельности.
5. Больше сотрудников, ещё больше сотрудников, в тысячу раз больше!
Ты с другом открываешь бар. Значит нужно нанять бармена, так ведь? А может, сразу двух, ведь смены есть и всё такое. Потом уборщица, повар, звукооператор, отдельный маркетолог, отдельный арт-директор, потом ещё юрист и тот чувак, который всех охраняет… Итого ты раскошеливаешься уже на кругленькую сумму, а бар итак приносит одни убытки. Серьёзно, если ты и твой бизнес-партнер не хотите сжигать свои финансы, то без многих людей можно обойтись, особенно в первое время. За баром можно и самому постоять, а с микшерным пультом справится даже даун-младенец после трех-четырех часов практики. Вообще, для любой молодой бизнес-банды главным вопросом будет: «Как привлечь новых клиентов?» Вкладывай деньги в тех людей, которые смогут ответить тебе на этот вопрос. Остальным займись сам или займи своего партнера.
6. Компромиссы! Что может быть лучше?
Особенно компромиссы с бизнес-партнером. Мы часто становились свидетелями историй, когда два друга открывали дело, а после били друг другу лица из-за каких-нибудь предпринимательских проблем. Да и вообще, порядочное количество интересных начинаний завершается ничем именно из-за подобных разногласий. А ведь всего этого можно было избежать. Необходимо было в самом начале пути занять лидирующую позицию, обозначить четкой линией свои взгляды на пути развития на то, что делать и как. Иначе разочарований не избежать.
7. Не думай о времени – его полно
Мы и в обычное время переоцениваем свою способность уследить за ходом часов. Постоянно опаздываем на работу, кинопоказы, матчи. Даже когда заводим будильники, и то, случается, опаздываем. В японских компаниях придумали драконовскую меру: опоздал на минуту – зарплата за день не выплачивается. А теперь представь, что у тебя есть незаконченный продукт, и тебе надо озвучить дату его релиза. Молодые предприниматели очень легкомысленно относятся к анонсу, они просчитывают время, следуя математической логике ученика средних классов. А ведь бизнес вбирает в себя много нестандартных, порой катастрофических для сроков событий. Время не твой союзник, и его всегда будет не хватать.
8. Клиенты – говно. Что они вообще могут знать?
Не все молодые предприниматели способны адекватно воспринимать критику. А зря, смогли бы прожить на год-другой больше. Клиенты всегда могут указать на твои самые слабые стороны, а латать их или нет – твоё дело.
9. Рынок – это так просто
Первая серьёзная задача любого предпринимателя – это определить, какой продукт, какая услуга будут точно востребованы в конкретное время в конкретном месте. И в ход сразу идет изучение статистических данных, новых тенденций рынка, мирового или российского. И вот ты вдруг решаешься открыть магазин крафтового пива в спальном районе своего города. Вроде бы третий год в «интернетах» на модных пабликах да сайтах пишут про «крафтовую революцию». «Сортов куча, пиво вкуснее», – думаешь ты. Однако молодой бизнесмен совсем не учёл того, что никому из жителей выбранного тобой района не нужно пиво по 200 рублей за бутылку, когда можно купить 4 литра «венского» за такие же деньги.
Один знакомый рекламист поведал нам интересный лайфхак для предпринимателя, который он выведал у своих забугорных коллег. И речь пойдет о мусорках. Именно! Они, предприниматели мелкого пошиба, смотрят, что выкидывают в мусорные баки, а потом спокойно составляют довольно честную картину товарооборота в районе, ведь обычная статистика может иметь значительную погрешность, а мусорные баки не врут. Впрочем, может, над рекламистом просто угорали.
Комментарии
(1)Про мусорку тема классная)