Начать следует с того, что на самом деле богатыри на Руси — это персонажи древнерусского фольклора, и если бы в те времена рисовали комиксы, то богатыри стали бы идеальными героями для них. Взять, к примеру, Святогора — одного из древнейших богатырей. Согласно эпосу, это великан «выше леса стоячего, ниже облака ходячего», от шагов которого тряслись деревья, а реки выходили из берегов. Но немало былин о непобедимых витязях были написаны по мотивам реальных событий.
Прообразом для богатырей служили дружинники — элита древнерусского войска, не уступающие бесстрашием и самоотверженностью спартанцам, с которыми их разделяли сотни лет. Они должны были в совершенстве владеть мечом, булавой и палицей, уметь ездить верхом и стрелять из лука, обращаться с копьем и драться в рукопашную. Но как наивные юнцы, знавшие только запах скошенной травы и вкус парного молока, становились искусными воинами, храбро стоявшими на страже земли русской.
Воспитание богатырского духа
Когда первая семилетка (так на Руси измерялся возраст) подходила к концу, юному войну нужно было забыть про беззаботное детство. Хотя трудно было назвать беззаботной жизнь крестьянских детей: в 6 лет мальчики уже умели ухаживать за скотом, ездить на лошади и знали, что такое полевой труд. Но все это было цветочками по сравнению с тем, что ждало будущих дружинников.
Воспитанию духа уделяли не меньше внимания, чем развитию физической силы. И для этого использовались не самые гуманные, по сегодняшним меркам, методы. По утрам юношу могли разбудить до восхода солнца, не давали спать и порой лишали его еды. Все для того, чтобы воссоздать реальные условия сражения, которые могли длиться по несколько дней и ночей. Они днями напролет тренировались владению мечом, ходили по снегу голыми ногами и проводили ночи в молитвах. Религия играла одну из ключевых ролей в формировании характера будущих воинов.
Чтобы воспитать во вчерашнем ребенке храбрость и мужество, отец мог отправить его на кладбище посреди ночи или привести на место казни, чтобы он увидел, что такое смерть. Главный навык, который нужен был юноше для того, чтобы стать воином, — это контроль эмоций, ведь на поле битвы воин должен быть хладнокровен.
Правила и военная подготовка
Чтобы носить на себе кольчугу из металлических колец, меч и тяжелый щит, нужно было обладать крепким мышечным каркасом. В отсутствии тренажерных залов с профессиональным оборудованием в Древней Руси приходилось импровизировать. Вспашка бескрайних полей, уход за скотом и заготовка леса играли большую роль в развитии силы, но этого было недостаточно. Поэтому древнерусские умельцы придумали один из первых известных на Руси тренажеров, который назывался правИла.
Правила — это четыре столба, вкопанных в землю, к которым были привязаны веревки. Воина привязывали веревками за каждую конечность и растягивали с помощью мешков с песком, привязанных к другим концам веревки. Находясь в таком положении, человек мог совершать целый комплекс упражнений на развитие каждой мышцы тела. Дружинники проводили на этом тренажере дни напролет.
Помимо силовых тренировок, будущие стражи Руси тренировались в парных боях с оружием и в полной экипировке, вес которой доходил до 30 кг. Меч был одним из самых легких предметов в вооружении дружинника, в отличие от булавы, палицы или дубины. Стрельба из лука и метание копья так же требовали от воина сноровки и выносливости. Воины владели этими орудиями в совершенстве благодаря охоте и регулярным тренировкам на стрельбищах.
В те времена особой популярностью пользовался национальный вид единоборств — славяно-горецкая борьба. Из современных видов спорта она больше всего схожа техникой и приемами с боевым самбо. Борьбе юноши уделяли не меньше времени, чем тренировкам с оружием.
Еще одним впечатляющим упражнением было плавание. Но оно имело мало общего с купанием в бассейне в шапочке и защитных очках. Дружинники могли несколько раз переплыть небольшую реку в кольчуге с полным вооружением и при этом бровью не повести. Но весь тренировочный процесс был бы малоэффективен без качественного питания.
Щи да каша: как питались русские богатыри
Любая пища в Древней Руси отличалась особой чистотой и полезностью, по сравнению с современными продуктами, лежащими на полках супермаркетов, даже с пометкой ЭКО. Питание дружинника было таким же, как питание среднестатистического крестьянина, за исключением объема порций. Чтобы тяжело тренироваться и оставаться в тонусе в течение всего дня, приходилась съедать солидные порции еды.
Дружинники явно не подозревали о существовании низкоуглеводной диеты, ведь большую часть их рациона составляли крупы — гречка, овес, ячмень и полба. Поэтому каждый прием пищи на столе воина была большая тарелка каши, которая могла уступить по популярности только супам. В теплое время года из супов питались окрошкой или ботвиньей, а зимой — щами и рассольником.
Источником белка служили яйца, молоко, сметана, мясо диких птиц и животных. Но во время Великого поста все эти лакомства были под запертом, поэтому приходилось довольствоваться классическим набором овощей — репой, редькой и брюквой. Картофеля в те времена еще не было, как и Петра I. Также в меню, в зависимости от сезона, могли появляться грибы, свежие травы, варенье из ягод и мед, а древнерусскими суперфудами можно было назвать корень козлобородника, шиповник и кедровые орехи.
Главными напитками были квас и кисель, а из алкогольных — брага, медовуха и пиво. Но пост не позволял дружинникам выпивать, поэтому большую часть года к спиртному они не притрагивались.
Но ни рост, ни вес, ни объем бицепса не делает из обычного человека богатыря. Воспитание воли, контроль эмоций и ежедневная борьба с собственной слабостью — вот в чем кроется истинная сила.
Комментарии
(0)