Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Игры, по которым можно учить историю

Любая игра, основанная на реальных событиях, несет в себе познавательно-образовательную функцию. Это всегда интересно, поскольку вымышленные миры приедаются, и хочется побольше реальности, пускай даже из прошлого. Всегда приятно вершить историю народов, а заодно почерпнуть знаний из позапрошлого века, ведь они никогда не будут лишними. Но для этого, само собой, нужно выбирать правильные игры.

Age of Empires II

brodude.ru_1.11.2016_NI9RkcD9QAkuu

Такое ощущение, что разработчики создавали эту игру именно для того, чтобы нерадивые умы, предпочитающие компьютер школьным урокам, хоть как-то приобщались к истории. Игра сама по себе очень красивая (по тем временам) и интересная, так что волей-неволей заинтересуешься историей, чтобы разбираться в происходящем чуточку лучше. А кроме этого, разработчики позаботились о словаре, в котором кратко описан жизненный путь той или иной фракции в конкретную историческую эпоху.

Отдельным пунктом вспомним красочные заставки перед миссией, которые даже пропускать не хотелось. Бархатный голос рассказывал предысторию реального исторического конфликта или битвы, в которой нам предстояло принять участие, а рисунки на заставке создавали атмосферу. И пусть визуально это было не слишком похоже на реальность, зато многие узнали из этой игры больше, чем из уроков истории.

Age of Empires давала общее представление о том, как выглядела армия эпохи средневековья, как назывались характерные отряды той или иной фракции, как назывались все типы осадных орудий, чем закончилась битва при Фолкирке, кто такой Эль Сид, и где географически проходила битва при Азенкуре. Для тех времен это была совершенная игра, которая просвещала и позволяла расслабиться, строя город, развиваясь и воюя. Хотя находились вещи и поинтереснее.

Total War

Чего нам не хватало в Age of Empires, так это масштабных битв. К тому же со временем надоедало отправлять крестьян на сбор фуража и ремонт зданий. Хотелось, чтобы такие мелочи решались автоматически. Именно за это мы и полюбили серию Total War. На протяжении всей франшизы, начиная от римских кампаний и заканчивая Японией периода феодальной раздробленности, мы брали в руки маленькое государство и либо волокли его в пропасть, либо делали хозяином мира.

На приличном уровне сложности это было непросто — захваченные территории постоянно бунтовали, противясь новой религии, новому языку и тому факту, что ими теперь владеют иноземцы. Периодически нож в спину вонзали генералы, становясь вольными налетчиками, прихватив половину армии, а соседи, иногда даже союзники, посылали к тебе шпионов, дезертиров и убийц, хотя только что клялись в вечной дружбе. Видимо, не могли забыть, как 10 ходов назад ты оттяпал у них половину земель.

А до чего было обидно, когда тебе отказывали в династическом браке. Предлагаешь свою единственную красиво прорисованную дочь могущественному соседу, а он нос воротит и сыпет оскорблениями. Значит, нужно собирать поход и отвоевывать Лотарингию.

Игра хороша тем, что дает возможность почувствовать себя в роли правителя и столкнуться со всеми тонкостями политического устройства любого государства. Почти тренажер для начинающих политиков. При этом игра была как одна сплошная историческая справка, знакомившая с народами, о которых многие даже не слышали, показывающая, где простирались их территории, какая религия была в ту или иную пору, и какие беды происходили в тот или иной период.

Разумеется, полного соответствия быть не может, ведь всё в руках игрока, а повторять реальный исторический путь племени гетов довольно скучно. И вообще, очень сложно представить, как королевство Шотландия правит землями от Эдинбурга до Антиохии.

Но главная изюминка — это битвы: масштабные, огромные, кровавые. С самого младенчества каждому мужику хотелось хотя бы попробовать повести в бой 10000 отборных копий и луков и захватить ненавистную… скажем, Петродаву. Это тебе не обычная стратегия, где быстрый налет на союзника в стиле «зерг раш» гарантирует успех. Нужно было грамотно расставить свою армию, учесть погодные условия и тип войск противника. От осознания, что те же проблемы волновали корсиканца Наполеона и остгота Теодориха, события обрастали новой порцией эпичности. А если твоя битва исторически и территориально совпадала с каким-нибудь известным побоищем, то ответственность возрастала в три раза.

Assassin’s Creed

brodude.ru_1.11.2016_2NtcyU0EDqgr4

В своей знаменитой серии компания Ubisoft всегда старалась придерживаться исторических событий о противостоянии тамплиеров и ассасинов. Конечно же, нельзя точно передать и внедрить в игру всё происходящее, но и жаловаться на полное вранье не приходится. Особенно когда каждый исследованный предмет имеет свое обширное описание. На изучение всех персонажей, всех зданий и всех городов потребуется едва ли не больше времени, чем на прохождение игры. А если учесть, что за всю историю серии вышло немало частей, которые затронули и эпоху крестовых походов, и Ренессанс, и Французскую революцию, и даже карибское пиратство, то всё собрание сочинений Assassin’s Creed в печатном виде будет не меньше Большой Советской Энциклопедии.

Разумеется, у нормального человека сразу возникнут сомнения насчет того, что историю вершит странный парень в капюшоне, которого можно вычислить в толпе, как Роналда Макдоналда в офисе. Но персоны, архитектура и события практически всегда соответствуют действительности, пусть совсем без фантазии и не обошлось. Что ж, это игра — иногда нужно приврать, чтобы дать логику творящемуся вокруг беспределу.

Тем не менее, это нисколько не смазывает эффекта от общения с Макиавелли и Черной Бородой, наблюдения за походом женщин на Версаль, а также попытки убийства самого Наполеона. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но такие аспекты радовали больше, чем лазанье по стенам.

Mount & Blade Warband: Viking Conquest

Mount & Blade — это вымышленная легенда, основанная на реальной истории. У всех народов и оружия в игре были свои прототипы. Блуждание по территории незалежной Кальрадии, служба вассалом у очередного правителя, а также создание своего государства с вином и куртизанками давали ощущение чего-то невероятного. Скачешь по горам да по долам, собираешь отряд вояк — сотни так три-четыре, скачешь на коне с видом от первого лица, а они — за тобой, оглушая комнату ревом записанных турецких голосов. Дальше начинается битва с другими тремя сотнями. И пускай все угловато и не слишком красиво, главное — атмосфера и удовольствие.

Игра стала настолько популярной, что восторженные фанаты начали клепать моды один за другим. Была откровенная фантастика вроде Clash of Clans, пародирующая «Игры престолов», но были и относительно реалистичные моды вроде «Огнем и мечом», повествующем о временах Запорожской Сечи и Государства Московского. Но у всех у них не было сценария, пока за дело не взялись сами разработчики и не представили миру Warband — собственное дополнение, которое, в отличие от игры, происходит в реальный исторический период, а именно — во времена завоевания Британии датскими викингами.

Нам предлагают детализированную карту, включающую в себя Британские острова, Данию и Норвегию — в общей совокупности это 21 королевство, 6 уникальных культур и около 300 городов, замков, деревень, а также особых мест для исследования, изучения, захвата и грабежа. Заходишь, например, на Адрианов Вал, а тебе рассказывают, что это за место такое. Игра выглядит всё так же примитивно, но многие сцены, включая архитектуру поселений, основаны на археологической информации.

Кроме того, в игре есть 200 исторических персонажей, например, Ивар Бескостный, его брат — Сигурд Змеиноглазый, Харальдк Прекрасноволосый и даже Альфред из Уэссекса. Основную сюжетную линию пытались было вплести в историческую канву, но получилось не очень, ибо мир Mount & Blade чувствителен к изменениям. Но зато появляется представление о том, что происходило в северо-западной части Европы в IX веке.

Europa Universalis

brodude.ru_1.11.2016_5ON8PbEPDHDDB

Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Потому что львиную долю времени в игре ты будешь именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры, а потом подолгу смотреть, как твой план воплощается в жизнь.

На твоей совести судьба отдельно взятого государства. Реально существующего, в отдельный исторический период. Делай с ним всё, что заблагорассудится: укрепляй армию, развивай торговлю, вступай в войну, отыскивай Новый Свет. Главное, не растеряй территории и не уйди в минус.

Это не Total War, здесь война — не суть, а инструмент дипломатии. Тут нужно просчитывать гораздо больше и дольше. Но в остальном игры похожи: можно запросто изучать историю по местным географии, экономике, составу населения и обилию реальных исторических событий, происходящих в игре. Здесь историзма всё же побольше, потому что захватить пол-Европы, как это можно было в Total War, не получится.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(2)

alex-botsman

Была на рубеже веков такая замечательная чисто военная стратегия Praetorians, из которой можно многое узнать о событиях в Римской империи

Evan

Да, в свое время, из игр было почерпнуто много полезных знаний. История, в широкой её форме. Развивалась логика, тактика, умение быстро соображать, принимать решения, развивалась моторика, усидчивость, пополнялся словарный запас, да много всего, чего уж там скрывать.Но в нынешние времена я бы уже не рискнул предложить осваивать современные игры с точки зрения истории. Уж больно откровенно в них она стала перекраиваться, дополняться, изменятся. Где то что то умалчивают, принижаются важные, а за частую главные исторические события. Накладываются ущербные стереотипы. Да масса всего, если начать серьезно в этом разбираться. Меня, как состоявшегося человека, естественно это только забавляет. Я всё же в советской школе учился. Чего не сказать уже о нынешних отроках. Примесь из ущербного современного образования и популярность псевдоисторических игр это, дорогие мои, гремучая смесь. И подается это так аккуратно, мол, ничего страшного, это просто альтернативное видение игроделов на те или иные исторические события. Вот только не умеют еще школьники отличать историю от чуждых альтернатив.История в комиксах, ё маё !Хоспидя, о чём я вообще…