Эффекты, часто используемые в фильмах, которые ты не замечал

Степан Николаенко
22 марта, 2022
11.4k
0
Культура
в избранное

Фильмы только кажутся простыми, и когда мы видим очередной проходной боевик, то думаем, будто любой с деньгами смог снять намного лучше. Нет, не мог бы, ведь кино — это не только сценарий и эффекты, но и множество ходов, позволяющих приковать зрителя к экрану и вызвать у него определенные эмоции.

Заметить мейнстримные эффекты, вроде определенного наезда камеры, не составляет труда. Но помимо таких эффектов есть немало скрытых или не особо привлекающих внимания.

Инфразвук

Инфразвук — это звуковые волны, которые имеют частоту ниже 16 Гц, то есть ту, которую человеческое ухо не воспринимает. В интернете ходило немало историй про пугающее влияние инфразвука, но «Разрушители легенд» доказали, что это не так.

И все же инфразвук оказывает определенное действие на людей, заставляя их чувствовать, будто что-то не так. Это воздействие оценили киноделы, которые любят засунуть инфразвук в напряженные сцены, особенно в хоррорах. Так что когда в фильме демонстрируют сцену, где человек двигается в полумраке по пугающему коридору, и ты начинаешь ощущать тревожность, за это частично ответственен инфразвук.

Эффект Кулешова

Суть эффекта Кулешова — это повторное использование одного и того же кадра персонажа в ответ на разные изображения. К примеру, на кадре показывают улыбающегося мужчину, сидящего за столом, потом резкая смена кадра на что-то напряженное, потом снова тот же кадр с мужчиной, новый с каким-нибудь пугающим элементом, снова с мужчиной и так далее.

Благодаря такому эффекту создается впечатление, будто персонаж испытывает разные эмоции, несмотря на то, что кадр не меняется, и он по сути остается неизменным. Этот эффект позволяет задеть потаенные чувства, спрятанные в нашем подсознании, и вызвать определенные эмоции.

Мгновенные кадры

Раньше была популярная легенда о так называемом 25 кадре, который неуловим для человеческого глаза. Позже, с приходом сначала 30 кадров, а затем 60, эта легенда ушла в небытие, ведь все мы оценили по достоинству увеличение кадров, благодаря чему картинка стала плавной.

Но действительно, если при высоком количестве кадров вставить врезку, которая длится доли секунды, заметить ее будет очень сложно. Для большинства людей она промелькнет незаметно, но при этом может оказать влияние на подсознание, ведь мозг успевает уловить что-то, что выбивается из общей картины.

Дезориентация

Мозг стремится к максимальной лени и поэтому быстро привыкает к определенным действиям или маршрутам. Ты можешь не замечать, как изо дня в день движешься одной и той же дорогой, практически не меняя ее. В те же моменты, когда это необходимо сделать, начинаешь ощущать дискомфорт.

На этом же принципе построен эффект дезориентации в кино. Герои выбирают разные маршруты в одной и той же декорации, из-за чего возникает ощущение неправильности их действий, что вызывает дискомфорт или беспокойство. Этот эффект чаще используют в драмах или хоррорах.

Движение в определенную сторону

По какой-то причине движение слева направо воспринимается мозгом как положительное. Именно поэтому киноделы, когда хотят показать положительного героя, демонстрируют как можно больше поворотов вправо. Негативные персонажи, напротив, чаще поворачивают в левую сторону.

Скрытый продукт-плейсмент

Есть несколько видов рекламы в фильмах, и самым действенным является незаметная интеграция, которая практически не дает о себе знать. Так, например, появление кроссовок Nike в «Терминаторе» происходит всего на пару секунд и органично вписано в сюжет. Благодаря этому зритель, сам того не понимая, стоя у витрины магазина, в первую очередь обращал внимание именно на ту модель, что примерял главный герой.

Напротив, активное продвижение продукта отрицательно сказывается на зрителе, вызывая у него отторжение. Все потому, что он понимает, насколько активно ему пытаются донести необходимость покупки именно этого продукта, и начинает считать фильм одной большой рекламой.

Закадровые эффекты

Нередко закадровые эффекты применяются для улучшения восприятия сцен с флэшбэками — возвратом героя к определенной точке в его жизни. Можно даже не демонстрировать тех самых уже ставших мемом летящих над джунглями вертолетов, из которых американские десантники стреляют по вьетконговцам. Достаточно продемонстрировать крупным планом лицо персонажа и поставить за кадром звуки, отсылающие к определенной эпохе или действиям, и мозг дорисует остальное.

Привязка камеры в диалогах

В большинстве фильмов операторы при съемке сцен с диалогами устанавливают камеру так, чтобы она при фокусировке на лице одного из героев сцены захватывала часть лица другого, а затем наоборот. Это делается для того, чтобы у зрителя была привязка к действию и он понимал, к кому обращается актер. Также при этом соблюдается правило 180 градусов, когда при съемке двух персонажей в одной сцене они должны сохранять единое взаимное расположение друг к другу. Нарушение этого правила ведет к дискомфорту и применяется в хоррорах или напряженных сценах боевиков.

6 вещей, которые выглядят нелепо в фильмах, но на самом деле реальны