Достойные фильмы отечественного производства

Теодор Седин
Сентябрь 22, 2015
14.5k
6
Культура
в избранное

Развалился Советский Союз – покатилась в бездну коммерческой безвкусицы вся киноиндустрия. Фильмы, «как в старые добрые времена», стало немодно снимать. Правда, умельцы умудрялись снимать шедевры вроде «Ворошиловского стрелка», ставшие культовыми фильмы Алексея Балабанова, спорный, вызвавший ажиотаж «Левиафан» и прочие фильмы Звягинцева. Мы не будем затрагивать и так известные материалы, а вспомним про менее известные или незаслуженно забытые творения отечественных режиссёров.

ДМБ

2000 год

– Товарищ начальник! А вы помните, что вчера товарища генерала… за погон укусили?
– Не согласен. Что погулять мог – да. Цыгане тем более… Мы должны иметь некоторый гражданский отдых. Но чтобы генерала… Да еще за такое место… Отставить! У нас субординация и выслуга лет! За мной!

Есть фильмы, которые как будто снимают для того, чтобы их растаскивали на цитаты, «ДМБ» как раз из них. Образцовая работа тогда ещё не святого отца Охлобыстина как сценариста и Романа Качанова как режиссёра до сих пор по своей эпичности задаёт фору молодым киноделам. Железобетоннные, как удар армейским сапогом по зубам, фразы дикого прапора, вроде «Это вам не это», колоритные герои, как будто пребывающие в глубоком анабиозе, интеллигентные словесные пассажи, которые даже Ильфа с Петровым смутили бы и, конечно, армия. За тоннами спирта, веществ и злой иронии армия изображена такой, какая она есть, а вся эта мишура – лишь бы не пугать призывников. И смотря на похождения Бомбы, Штыка и Пули, понимаешь простую истину: русский солдат никогда не сдаётся. Один хрен ему терять нечего. Это и есть наша главная военная тайна.

– Что, солдат, ссымся?!
– Так точно, ссусь!
– Ну эт, солдат, не беда! Такая сегодня экологическая обстановка. Все ссутся: и я ссусь, и даже главком пысается бывает – но по ситуации… Что ж нам из-за этого последний долг Родине не отдавать? Твой позорный недуг мы в подвиг определим: пошлем в десантники. Там ты еще и сраться начнешь…

Мама не горюй

1997 год
Старый добрый фильм времён, когда Гоша Куценко не вызывал своим появлением в кадре сочувствия. Фильм, как всегда, про криминал и околокриминал. Обычный моряк, с простой моряцкой удалью вырубил криминального авторитета, пристававшего к его невесте. Дальше начинаются поиски коварного «морячка», к которым подключается милиция, ОПГ и прочие прелести знойного времени. И тем не менее крайне колоритная комедия с колоритными персонажами вроде благородного бандита с неблагородной кличкой Гитлер и школьниц, мечтающих познать азы наркомании. А главное, простая и весёлая. Но умение «базарить» в этой картине возведено в ранг искусства.

Яды или всемирная история отравлений

2001 год
Наверное, это один из самых циничных фильмов, которые ты сможешь увидеть в своей весёлой, полной коллапсов жизни. Яркий пример того, как хорошие актёры и исторические параллели могут сделать из фильма «конфетку».

История про молодого актёра, чья необъятных размеров жена изменяет с известным исполнителем ролей алкашей и проходимцев Александром Башировым. После этого он идёт в модный среди музыкальной тусовки начала 90-х бар «Китайский лётчик Дао Джа» (продакт плейсмент, какой он есть), где знакомится с Олегом Басилашвили, предложившим просто и непринуждённо убить жирную супругу, претендующую на квартиру.

А дальше – исторические вставки из жизни великих отравителей, в том числе вечеринка, устроенная в честь Александра VI (опять же символично, его играет Басилашвили, мол, 2 главных отравителя в фильме). На ней присутствуют также все любимые ублюдки: Нерон, Калигула и прочие. Сначала слушают детский хор, цинично наряженный в ангелочков, а затем мило беседуют. И всё непринужденно. Всё настолько цинично, что зло представлено с положительной стороны. Как у Булгакова. Весь фильм стоит на противоположностях: интеллигенция и быдло, добро и зло. Только сцена, костюмированная и историческая сцена смерти Чезаре радует глаз и своим смыслом. Фильм одновременно смущает и очаровывает. Женщины представлены как похотливые самки, мужчины как завистники – всё, как ты любишь. Однозначно фильм достоин большего внимания и почёта, чем сейчас.

Орёл и Решка

1994 год

– Играй веселей, мужики! Жизнь прекрасна и удивительна.
– Сказал поэт и застрелился.

Никакого отношения к известному шоу сия картина не имеет. Фильм от режиссёра «Мимино», «Кин-дза-дза!», «Осеннего марафона» Георгия Данелии для многих уже как вердикт и знак качества. Для тех, кому вышеперечисленные названия неизвестны, выражусь проще: добрая трагикомедия о людях, которые понятия не имеют, что делать в новой эпохе. Хотя Данелия, кроме трагикомедий, ничего снимать не умеет. Все смешное – со слезами на глазах.

Этот фильм – история про прыткого молодого юношу, инженера-газовика, пытающегося вернуть невесту, в то время как все вокруг пытаются понять, как дальше жить. Фильм обязательно стоит посмотреть. Пожалуй, последняя сильная работа мастера, снятая как то старое «ламповое» советское кино, но в духе времени. Фразы можно смело растаскивать на цитаты.

А не послать ли нам… гонца?

1998 год

Из размышлений фермера – продам двух коров, куплю автомат и всех перестреляю.

Продолжение этой фразы: «…за бутылочкой винца». Это так, для общего развития, никакого отношения к фильму окончание фразы не имеет, потому что фильм совсем о другом. Вот скажи, что делает русский мужик на грани отчаяния, когда не знает что делать? Он идёт спрашивать, как дальше жить, у батюшки царя. Вот и простой фермер, которого играет покойный ныне Евдокимов, после того как прогорает с кредитом, после того как пьяный сосед поджёг его имущество, после милицейского беспредела садится в «Запорожец», берёт с собой деревенского юродивого Якова и едет в белый дом, по пути встречаясь с такими же, не понимающими как жить простыми людьми. Тут и одинокий дед с гробом, и солдат-кавказец, за которого не отдают русскую девушку, и бандиты на дорогах, и проститутки с олигархами, беспризорность. А самое грустное, что всё это актуально по сей день.

Символично, что на все вопросы герою Евдокимова ответил не настоящий Ельцин, а Ельцин из дурдома. Вот такой недвусмысленный намёк на то, как дальше жить. Обязательно посмотри сей шедевр. Однозначно шедевр: добрый и грустный, где замечательные актёры не играют ничего не понимающих людей, а действительно не могут разобраться что к чему.

Даун Хаус

2001 год

Нет, я таблетки не люблю. Я ими давлюсь. Мне больше нравится рыбок разводить. Так что я в наркотиках совсем не нуждаюсь. Я и без них вижу жизнь живописной. У меня и справка есть.

Фильм можно было бы растащить на цитаты почти полностью, но воспитание не позволяет, поскольку о том, можно ли так издеваться над классикой, спорят до сих пор. Фильм снял всё тот же создатель «ДМБ», так что если сей шедевр не предстал твоему взору, можешь догадаться, какие вычурные высокохудожественные мегатурбулентные хардкор-психодел-диалоги в интерпретации романа «Идиот». Фёдор Михайлович начал вырабатывать энергию в своём гробу, пока они снимали этот фильм.

А ведь отменное творение, но не для всех. Для многих этот фильм сполна оправдал Фёдора Бондарчука, сыгравшего главную роль. А другим просто нравится впадать в транс под словесную ахинею, наслаждаться видами запутавшейся в себе, но отчаянно пытающейся быть модной Москвы 90-х, и ностальгическими ныне мелизмами модных тогда Найка Борзова, групп «Снегопад и «Ундервуд».

Всё бы им над русским человеком издеваться. Ездят, как на тракторе!

Изображая жертву

2006 год
Завораживающий фильм модного нынче Кирилла Серебренникова. Картина получилась очень странной и не всем понятной, как и главный герой картины. Вроде как черная комедия, а не знаешь, можно смеяться или нет. Так вот, смеяться нужно, иначе можно сойти с ума, чего и добивается российский кинематограф.

Многие знают этот фильм благодаря невероятно правдивому монологу про русский футбол. Однако основная мысль фильма вовсе не «В футбол, блядь, играть надо!» Фильм о том, что не стоит наполнять свою жизнь пустотой и ересью.

Тупой жирный заяц

2006 год

– Дядя Гриш, ты же заслуженный артист, что ж ты пьёшь, как народный. Закусь ещё не готова, а он уже.
– А я уже чувствую, что тяну на народного.

Фильм-посвящение жутко невыносимой жизни простого губернского актёра, застрявшего своим разжиревшим талантом в сточной трубе под названием ТЮЗ. Горьковатый, но добрый юмор, чудесная игра актеров, жаль, что фильм прошел практически незаметно для массового зрителя. А ведь это была возможность для Алексея Маклакова переквалифицироваться из прапорщика Шматко в узнаваемого артиста. Увы, уже и Шматко не помнят. Но для простых зрителей главное, что фильм получился. Эмоций от него, как от похорон, свадьбы и бани сразу.

Быстрее, чем кролики

2013 год

Зачем медалист съел пидора?

Любой фильм «Квартета И» – шедевр. Всевозможные «дни» наполнены острым, ироничным мягким юмором, на который явно аллергия у Евгения Ваганыча и его друзей, а обе части «О чём говорят мужчины» – неписаной житейской мудростью. Можно даже сказать, что эти фильмы с лихвой могут заменить BroDude.

Но вот «Быстрее, чем кролики» народ не оценил. Видимо, смутило обилие чернухи. Не готов народ к таким экспериментам. Видимо, для этого участникам «Квартета» нужно оставить двух сильнейших и стать братьями Коэнами.

Фильм однозначно стал взрослее, юмор остался на уровне, но стали подниматься более серьезные темы нашей обыденной жизни. Вопросы герои ставят вечные и ответы, по сути, дают банально простые. Попробуй пересмотреть его ещё раз, может, проймёт.

Ширли-Мырли

1995 год

Тётя-мама, скажи ты мне, как на духу, как русский человек русскому человеку: фактически, я что, Изя Шниперсон?!

Фильм об очень сложном времени снят с таким нахальным издевательством и стёбом, «Очень страшное кино» и всевозможные «Голые пистолеты» отдыхают молча. Абсурда в этом шедевре столько, что «Монти Пайтон» нервно грызет ногти, прячась в тени ошеломлённого Бенни Хилла.

А ведь режиссёром картины является лауреат «Оскара», человек, породивший такие фильмы, как «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби», Владимир Меньшов. И это не баловство, чтобы такие диалоги писать, нужен талант. Обилие коронных фраз и абсурдных сцен зашкаливает. А тема национального вопроса обыграна так иронично, что даже у яростных антисемитов появляются сомнения. Ну, и конечно, актёрская игра. Это тебе не ширпотребные актёры массовки, а народные артисты России и СССР, на секундочку.