Что такое культ личности и почему он работает

Степан Николаенко
18 апреля, 2022
8.3k
0
Культура
в избранное

Культ личности — как много было сказано об этом явлении с точки зрения насыщенности информационного поля и как мало, если говорить об отсутствии лицемерия. Когда рассказывают о культе личности, то обязательно упоминают это сугубо в негативном контексте и только с определенной фигурой, которая, как правило, демонизирутся.

Но что такое культ личности на самом деле и почему он работает? Давай разберемся без какой-либо пропаганды.

Что такое культ личности

Если простыми словами, культ личности — это преувеличенная преданность харизматичному политическому, религиозному или иному лидеру. Заострим внимание: именно преданность. Если люди просто проявляют к лидеру уважение или по большей части поддерживают его, это не то. В данном случае человек получает лишь одобрение своих действий, а не то, ради чего нередко и формируется культ личности, — создание собственной «армии» преданных масс, способных пойти за своим лидером хоть на край Вселенной.

Одно из главных отличий культа личности от простого уважения и симпатий — это преданность до последнего. Даже если лидер совершает несколько серьезных ошибок, даже если жизнь последователей существенно ухудшается, они продолжают чтить его.

История культов личности

Нередко дилетанты приписывают изобретение культа личности XX веку с его яркими и харизматичными лидерами. И, разумеется, такое явление, особенно в западной культуре, считают возможным только в странах определенной формации, например, диктатур или закрытых обществ. Действительно, в условиях полной государственной цензуры использование образов и манипулирование ими с помощью СМИ возможно в полной мере и позволяет быстро «обожествить» лидера в глазах последователей. Однако это не сугубо явление, присущее определенным государственным формациям.

Если говорить о XX веке, то здесь культ личности достиг своего апогея. Мы не будем вторить псевдоисторической литературе и говорить сугубо про Германию, СССР, Японию и Италию. Культы личности в прошлом столетии были практически везде. Так, например, в начале 60-х годов в США сформировался культ личности Джона Кеннеди — молодого харизматичного президента, обещавшего возвеличивание страны и выступавшего за разрядку напряженности между Западом и Востоком. В Великобритании, особенно во время Второй мировой войны, активно развивалась тема культа личности короля Георга VI.

Но культ личности на самом деле существовал задолго до указанных выше людей. Самым ранним примером культа личности некоторые историки считают возвеличивание Августа Октавиана — приемника Гая Юлия Цезаря. Если Цезарь был лишь первым среди равных, консулом и диктатором Римской республики, то Октавиан со временем стал не просто императором Римской империи, но и полубогом. Причем его обожествление происходило постепенно и не самим императором, а его последователями, которые выстроили вокруг харизматичного лидера своеобразную религию.

Более поздним культом личности можно назвать Наполеона Бонапарта, но историки больше склоняются к фигуре Наполеона III, пришедшего к власти как президента и позже ставшего императором Франции.

Если же говорить о современном понимании культа личности, то многие историки связывают его с 1924 годом, когда умерший Владимир Ленин был помещен в Мавзолей на всеобщее обозрение и по всей стране начались грандиозные стройки десятков тысяч памятников.

Три составляющие культа личности

Немецкий социолог Макс Вебер, живший в конце 19 — начале 20 веков, еще до формирования первых культов личности в современном понимании описал три составляющие этого явления. В первую очередь он говорил о харизматической власти — определенных качествах индивидуальной личности, которые трактуются как исключительность, а иногда и вовсе как сверхъестественность.

Вторая важная составляющая — преданность последователей и доверие к лидеру. В этом контексте восприятие лидера последователями имеет решающее значение для поддержания его легитимности. Именно поэтому СМИ используются для создания и продвижения более масштабного образа лидера, чтобы показать необъятность его сил, того, что он повелевает массами. Важно и то, что последователи должны действительно наделять своего лидера теми способностями, что рисуются пропагандой, а не просто вторить ей, сомневаясь в ее правоте.

И третья составляющая — это критическое отношение к существующим институтам, стремление вызвать изменения в чем-либо. Харизматичный человек действительно начинает считаться лидером, который ведет свою паству через темные века к светлому будущему. Какому — зависит сугубо от идеологических установок самого лидера. Что важно — чем больше последователей, тем большую ответственность они возлагают на своего лидера и тем сильнее хотят перемен.

Как культ личности завоевывает умы и удерживает последователей

Как мы уже сказали выше, культ личности в основном формируется через СМИ, создающие рекламную кампанию по продвижению лидерских качеств человека. Через них транслируется цель миссии, которая, даже если таковой не является, подразумевается как справедливая миссия по созданию нового порядка, а порой и утопии. Эта миссия в определенный момент может демонстрироваться настолько возвышенно, что выглядит нереальной, по крайней мере, в тех временных рамках, что задаются лидером. Тем не менее, накал страстей разогревает последователей и заставляет их быть еще преданнее своему лидеру, чтобы достичь этого светлого будущего. Причем СМИ не только формируют культ личности, но и заставляют последователей верить в незаменимость лидера, в то, что он единственный, кто может выполнить заявленную миссию, и это еще больше укрепляет веру в него.

Но почему так происходит? Все дело в потребности принадлежности. Харизматичный лидер говорит на языке своих последователей и знает, на что нужно давить. Это показывает, что лидер — свой «парень», который рос в тех же условиях, и знает, что нужно массам, что усиливает у этих самых масс чувство общности. Что важнее — так это чувство принадлежности к чему-то великому, свойственное всем нам. Именно поэтому мы стремимся вступать в клубы по интересам, ищем одобрения у окружающих и так далее. Следование за харизматичной личностью привязывает человека к массам, заполняет то ощущение пустоты и потерянности, которое возникает при отсутствии идейной направленности. По сути человеку задается определенный вектор, и это существенно упрощает его жизнь.

Постепенно происходит слияние социальной идентичности и индивидуального представления о себе. Это приводит к тому, что последователи харизматичного лидера воспринимают это не как культ, а как семейные отношения, что вызывает чувства уже совершенно иного уровня. Возникает беспрекословная преданность, и человек сам желает сделать для лидера и движения как можно больше, чтобы удовлетворить интересы «семьи», защитить ее от внешних и внутренних врагов, привести к светлому будущему.

Что такое идеология и зачем она нужна