Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Что такое фактчекинг и почему теперь это твоя забота

Когда про интернет говорят как об огромной свалке, в первую очередь подразумевают социальные сети. Они переполнены фейками настолько, что, кажется, целиком состоят из них. Здесь царят безответственность и вечная погоня за аудиторией. Дошло до того, что даже крупные и уважаемые СМИ опустились до кликбейтных заголовков, подражая блогерам, которых сами же еще недавно критиковали за дилетантизм. Таким образом размылись границы между очевидно любительским и профессиональным контентмейком. Никто из генераторов информации теперь не тратит время и достаточных усилий на фактчекинг.

Имя или название больше ничего не значат, не являются гарантией качества. При этом среднестатистический пользователь по-прежнему оценивает полученную информацию с простой позиции «верю/ не верю», опираясь на уже сформировавшиеся личные взгляды. Он тоже не занимается фактчекингом, да и не обязан, ведь ему за это не платят. Такая позиция часто приводит к положению, когда нужно выбирать один из нескольких фейков. Хватаем самый симпатичный, просим завернуть, оставляем добрый отзыв продавцу и тащим к себе на стену. Зачем? Так ясно же, как и все, ради лайков и желания поразить какой-то сенсацией уже своих друзей с подписчиками. Сегодня каждый пользователь соцсетей является своего рода контент-менеджером. Простыми действиями вроде лайка, репоста и комментария он, может быть, и не осознанно, но все-таки решает, что продвигать. Таким образом, мы попали в ситуацию, когда невиноват никто и все одновременно.

Что такое информационная зона комфорта

Это виртуальное пространство, где тебе нравится находиться в свободное время. Оно состоит из нескольких источников, формируя своеобразную схему поведения. Для фонового прослушивания у тебя есть любимые радиостанции, блогеры, передачи. Во время кратковременных сеансов предпочтения отдаются группам в социальных сетях, реже отдельным сайтам. Когда приходит время для внимательного просмотра или вдумчивого чтения, на первый план выходят более комплексные источники информации. Здесь нужно отметить, что «комплексные» совсем не значит качественные или полезные. Например, онлайн-игры или сериалы являются таковыми.

Выход из этой привычной зоны вызывает дискомфорт, лишение привычных источников информации может даже спровоцировать информационный голод. Когда с физическим телом все в порядке, но почему-то не можешь найти себе места, не знаешь, чем заняться. Это состояние, вызванное исключительно виртуальным пространством, но оказывающее влияние на тебя реального. Оно может побудить к некоторым действиям, не всегда в полной мере контролируемым. Выход из информационной зоны комфорта всегда непрост, вызывает ломку и требует обоснования. В противном случае мозг будет протестовать, требуя вернуть привычный рацион.

Главная проблема заключается в том, что твое информационное пространство формировалось на протяжении нескольких лет, а может, и всей жизни. Большая часть отдельных источников завязаны друг на друге, ты нашел их по рекомендации алгоритмов или через рекламу. Человек может потреблять разностороннюю информацию, но она все равно будет иметь глобальные обобщения. Для примера возьмем конспирологию и официальную науку. Едва ли кто-то подписан на источники того и другого, тем более, вряд ли уделяет им время в равных пропорциях. То же самое с развлечениями и с политикой. Любой пользователь со временем оказывается под влиянием своего информационного пространства, где уже оно контролирует мысли и мировосприятие человека. Чтобы этого избежать, требуется выйти из информационной зоны комфорта, провести ремонт в своем виртуальном доме. Замени старые трубы, разгреби мусор на балконе, помой полы и переклей обои. Из сотни твоих подписок актуальным окажутся не более 10, собственно, они и составляют твое информационное пространство. Оставшиеся 90 выполняют роль заслона, они блокируют проникновение информации иного рода.

7 слов, которые изменили свое значение с появлением интернета

Признаки и виды фейков

Если что-то выглядит подозрительно, оно должно вызывать подозрения, а не принятие, даже в виде шутки, прикола ради. Через некоторое время ты забудешь, что это информация была для прикола, в памяти останутся только какие-то «факты». Сам не заметишь, как станешь отстаивать их в споре, будто это нечто ценное. Главный признак фейка — это кричащий заголовок, который почти в 100% случаев сам по себе оказывается обманом. Краткие анонсы или заголовки, содержащие интригу и сенсационность, нужны только для того, чтобы ты перешел по ссылке. Дальше ничего интересного не будет, наверняка сто раз попадался на это. Если какой-то из твоих источников злоупотребляет таким, от него следует поскорее избавиться. В конце концов, это неприкрытое неуважение к подписчику, к тебе.

Говоря о видах фейков, можно выделить две основные группы: сознательные вбросы и непрофессионализм без злого умысла. Первый вид фейков используется в политико-новостном сегменте. Если видишь новость без внятного первоисточника, то, скорее всего, это и не новость вовсе, а чей-то тезис, направленный на поражение крупных скоплений живой силы. Подтверждением тому служит дополнительное распространение в комментариях, осуществляющееся людьми с пустыми страничками. Представь, вот делать кому-то нечего, кроме как раскидывать какую-то картинку или скопированный текст в десятках групп под сотнями комментариев. Это работа и за нее платят, а значит, кому-то выгодно.

Обращай внимание на визуальный ряд. Несоответствующее по смыслу или просто фото в настолько плохом качестве, что ничего не разобрать, должно вызывать подозрение. Особенно в том случае, когда оно играет первостепенную роль. Выходит, что фото или видео как бы существуют в качестве доказательства, но они ничего не доказывают. Это манипуляция, которую так же часто применяют мошенники, оказывающие нелегальные услуги, например, по оформлению документов. Эмоциональное давление тоже является признаком фейка. Потребителя информации уводят от критической оценки сухих фактов, заставляя оценивать ситуацию уже с позиции журналиста или блогера.

Мемы, которые повлияли на реальность

Методы проверки информации

Прежде всего берешь «гугл-лопату» и копаешь до первоисточника, если это некий тайный осведомитель или цепочка вовсе обрывается ни на чем, то здесь вероятен вброс. Поэтому сразу -50 к доверию, имей в виду, что тайный осведомитель вполне может иметь какое-то имя и кучу регалий, которые нетрудно выдумать за пять минут. Проверяй, что это за человек, какие следы оставил в Сети. Недавно распространялась информация о рогатом 140-летнем деде, что умер в Йемене после операции. Вроде, его звали Ali Anter, только Google ничего не знал об этом человеке до 2023 года, что вызывает большой скептицизм. Не говоря уже о том, что ни один сайт долгожителей не включал его в свои списки.

Проверяй факты, они отличаются от домыслов именно тем, что могут быть подтверждены сторонними источниками. О том, что Земля шарообразная, говорит наука, бесчисленные фото и видеоматериалы, а также люди, побывавшие в космосе. Им противоречит группа блогеров-фриков, без каких бы то ни было фактических данных. Аргументация этих двух позиций очевидно не равна, подобный метод, хотя и более тонко, может быть применен повсеместно. Кроме того, не стоит недооценивать изначально шуточные статьи с той же «Панорамы», которые нередко распространяются по социальным сетям в качестве чего-то реального.

Довольно легко проверке поддаются всякие цитаты знаменитостей или факты об их жизни. Нужно воспользоваться поисковиком и найти дополнительные источники информации. Для примера берем якобы цитату Цицерона «Чем ближе крах империи, тем безумнее ее законы». Она повторяется на развлекательных сайтах и цитатниках, но не упоминается ни одним авторитетным историком. Неудивительно, ведь Цицерон жил во времена Римской республики и умер до провозглашения империи, поэтому он просто не мог сказать подобного.

Напоследок нужно отметить, что для более успешного фактчекинга нужно держаться подальше от самообмана. Не считай себя самым умным и всезнающим, имей в виду, что имеющиеся у тебя убеждения влияют на реакцию и оценку информации. Здесь мы и возвращаемся к тому, с чего начинали. Фактчекинг — это почти всегда выход из информационной зоны комфорта, если он не является сферой профессиональной деятельности человека.

Интернет, который многое забывает: кто такие датахордеры

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)