Культура

Былое и DOOM’ы

  • 6231
  • 0
  • Теодор Седин

brodude.ru_11.05.2016_pvhRdYtJhgbDM
13 мая выходит четвертая часть легендарной игры, ставшей отдельной вехой в игрожуре. DOOM стал именем нарицательным для чего-то эпического, сатанинского и архисложного, ведь, как известно, глупый DOOM не пройдёт, глупый DOOM обойдёт. DOOM – это синоним тёплого, лампового и прекрасного. Собственно, даже программа была с таким же названием, как и эта статья (да простит нас Борис Репетур).

Путешествие ссыльного боевого астронавта по пыльным дорогам далекого Марса в своё время довело до инфаркта не одного геймера. Борьба с сатанинскими отродьями продолжается, и, помимо улучшенной графики (ещё бы, за 12 лет с момента выхода предыдущей части грех не улучшить), нам обещают страх и ненависть в Аду в лучших традициях первых двух частей.

Однако, прежде чем заценить "четверку", нужно предаться сладостным воспоминаниям и окунуться в игру, чьим девизом главный разработчик назвал следующие слова: "Сюжет в игре – как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он совершенно не важен".

Давай вспомним, чем славны былые прошлые версии DOOM.

Осторожность

DOOM – это когда ты не заходишь за угол смелой походкой пьяного матроса, а осторожно заглядываешь, дабы убедиться, что никто тебя там не выпотрошит.

Кровища и демонища

brodude.ru_11.05.2016_0rggYrTcxhHQZ
Все знают, что DOOM – кровавая баня в марсианском аду, создатель игры Джон Кармак сказал ещё проще: "Все знают, что такое DOOM – это демоны и дробовики". Особенно кровавая баня осложнялась в те моменты, когда допустимая норма монстров превышала все допустимые нормы: на некоторых уровнях их было так много, что руки геймеров не успевали всех их крошить. Именно обилие врагов сделало DOOM культовым.

Сложность

Многие уровни были страшно заморочены для прохождения и не давали геймерам нормально уснуть. Их запутанная структура и вездесущие рубильники, открывающие неизвестно что, неизвестно где (нередко засаду), сильно нервировали геймеров. Зато, пройдя Великую Думовскую Войну, ты не боялся уже ничего: ни гастрита от красного доширака, ни самого дьявола – ведь ты только что его убил. DOOM тренировал нашу логику, память и столь необходимый в этой жизни навык – умение сохраниться. Хотя были умники, проходившие игру за 14 минут, но это, скорее, в силу отсутствия личной жизни.

Монстры

Монстры в DOOM – это отдельная и самая главная прелесть: они живут своей активной жизнью, часто начиная схватки друг с другом, чем пользуется умный игрок. Со стороны драка сатанинских гадов выглядит эпично, пускай и не в лучшем графическом исполнении.

За что все любили DOOM, так это за разнообразие диких тварей. Тут тебе и хлипкий Zombieman, которого можно забить кулаками, и личности посерьёзнее, вроде огромного боевого человекоподобного робота с головой быка, стреляющего ракетами. Звали его Cyberdemon. А был и сам Сатана, вернее, его воплощение под кодовым названием Icon of Sin, рожавший новых гадов прямо на ходу, говорящий задом наперёд про то, что для победы в игре нужно убить графического дизайнера игры Джо Ромеро.

Всевозможные mancubus'ы (до сих пор ведутся ожесточенные споры на тему того, что за хрень он бормотал во время передвижения), паукодемоны и прочие твари, заставлявшие судорожно зажимать "A" и "D", чтобы увернуться и выжить, вызывают лишь теплые воспоминания.

Оружие

Ассортимент колюще-режущих и других отстреливающих предметов сего замечательного шутера может и не будоражил воображение, зато был крайне эффективным. Тут тебе и хилый пестик, и пулемёт-четырёхствольник, который при применении заставляет жертву или свинку дрыгаться, как эпилептика под дабстепом. Отдельная ода легендарной двустволке, которая была эффективнее дробовика и дарила ощущение чего-то родного на холодной марсианской равнине, наверное, напоминала о милом доме и деде-егере. А как забыть бензопилу, получившую благодаря DOOM официальную прописку в игрожуре, ракетомет, превратившийся в лучшего друга всех монстров, и легендарную BFG9000, ставшую синонимом всей серии? Про оккультные извращения, вроде Душекуба из третьей части, высасывающего все питательные соки из демонов, само собой упомянуть стоит. Вот и упомянули, больше не будем, потому как стрелять из плазмагана, выдающего яркие лучи любви и дружбы, было интереснее, так сказать, в духе серии.

МЕГА-аптечка

brodude.ru_11.05.2016_EYzgxaCd6oviH
Отдельного упоминания заслуживает разработка марсианских учёных под кодовым названием "МЕГА-аптечка". Сия чёрная бандура с крестиком, кроме доведения здоровья героя до исходных 100%, также дарует ему чудо-силушку богатырскую, черпаемую из самой адской землюшки окаянной – проявляется же всё это внешне в виде полукрасного экрана, а также гипермощи изначально хреновейшего орудия героя – руки с кастетом, которым морпех теперь может разрывать адских тварей в буквальном смысле в клочья. Так что одним из достоинств данной игры является то, что даже слабое оружие при определённых обстоятельствах может быть в экономике, так сказать, необходимо.

IDDQD

Легендарный пароль, занявший своё железобетонное место в истории, наряду с HESOYAM, WHOSYOURDADDY и TGM. Код неуязвимости, чьё название происходит от названия фирмы id software и Delta-Q-Delta – названия братства, созданного во время обучения в колледже Дэйвом Тэйлором, одним из программистов. Вещь, без преувеличения, легендарная, обросшая миллиардом баек.

Не менее легендарен чит на прохождение сквозь idSPISPOPD. Хотя с ним в атаку не бежали.

Русская озвучка

Геймеры со стажем наверняка помнят "русскую версию" DOOM-а. Кто-то просто перезаписал звуки монстров на русскоязычные фразы: при появлении Барона Ада вместо "Аааргх!" кто-то диким голосом кричал "КОЗЛЫ!", подстреленные монстры бормотали "Ой, ребят, помираю!", демон перед гибелью философски изрекал "Ну, умерла, так умерла", а при появлении игрока в поле зрения изрыгал зазывное "Мужчиииина!". Хотя, в этом был свой шарм.

Музыка

Душевный и атмосферный саундтрек даже в 8-битном исполнении задавал жару и радовал слух. Мрачные перезвоны, в которых кто-то находил заимствование из творчества Metallica и Sepultura, а кто-то – что-то своё, до сих пор являются эталонными. Электронный пердёж ласкает душу похлеще рождественских хоралов, а суровый железный лязг басовых струн вселяет в сердце тревогу. Речь, конечно, идёт о первых двух частях, в третьей малость сплоховали.

Третья часть

Многим оккультизм и сатанизм третьей части с соответствующей попыткой перейти из жанра шутер в какой-то хоррор оказались чуждыми. Во истину: адских сюрпризов в игре предостаточно, но перемещаться по тёмному помещению с фонариком понравилось далеко не всем.