Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Alone in the Dark: классика или переоцененный мусор?

В 2018-м шведская компания THQ Nordic выкупила права на франшизу Alone in the Dark за 700 тысяч евро. Смешная сумма для серии, входящей в список ста самых влиятельных игр в истории. С другой стороны, на момент сделки «Один в темноте» провалил уже два перезапуска и был, скорее, мертв. Здесь больше удивляет не сумма, а наличие чьего-то желания на приобретение,пускай, и знаковой, но давно забытой игры. Вероятно, новый владелец был фанатом франшизы в детстве и теперь имеет возможность прикоснуться к иконе жанра Survival Horror.

Информация о сделке не вызвала бурной реакции в профильных изданиях и быстро затерялась в бесконечном потоке более актуальных новостей. В конце 2022 года появился первый и пока единственный официальный трейлер очередного, уже третьего перезапуска. В этот раз комьюнити отреагировало более живо, судя по комментариям, серию все еще помнят, кто-то даже ждет игру и верит в чудо. Вдруг она окажется не так плоха или вообще возродит франшизу? Оценить сможем уже в этом году, если не произойдет чего-то непредвиденного. До релиза у нас есть время, чтобы вспомнить, с чего начиналась Alone in the Dark, чем она была на пике популярности и почему пала так низко.

Откуда взялась фем-истерия в компьютерных играх

Alone in the Dark, оригинальная трилогия

Первая часть, вышедшая в 1992-м, заложила основы жанра Survival horror, во всяком случае в современном на тот момент представлении. Наверное, называть Resident Evil клоном будет неуважительно, но это прямой последователь, перенявший все основные механики. Ограниченный инвентарь, сюжет, подающийся через записки и дневники, фиксированная камера, головоломки, вечная нехватка боеприпасов. В конце концов, знаменитый особняк, ставший чуть ли не обязательным атрибутом для всех подобных игр. Все это было в Alone in the Dark и стало неотъемлемой частью жанра на протяжении двух поколений игровых систем. Пример с RE наиболее нагляден, но в список последователей можно записать множество других, великолепных игр вроде Dino Crisis, Parasite Eve, Evil Dead, Silent Hill.

Глядя на оригинальную трилогию, в глаза сразу бросается влияние произведений Говарда Лавкрафта. Например, в особняке можно отыскать книгу «Некрономикон», названия некоторых существ отсылают к «Мифам Ктулху». Собственно, главного героя зовут Эдвард Карнби, что снова отсылает нас к Джону Карнби из лавкрафтианского цикла «Возвращение чародея». Трехмерная графика все еще находилась в зачаточном состоянии, и потому пугать нас будут не жуткими образами монстров, не расчлененкой, а тем, что находится вне поля зрения. Там может быть что угодно, наверняка очень опасное, а жизнь всего одна. Камеры специально расставлены таким образом, чтобы сделать каждый поворот, каждую запертую дверь потенциально опасной.

Следующие две части выходят в 1993 и 1994 годах, продолжая историю частного детектива Карнби. Разработчики из Infogrames используют тот же движок, делая локации немного более детализированными и открытыми. Кроме этого, делается больше упора на экшен и меньше на решение загадок, что и становится главной проблемой. Дело в том, что механика и возможности Alone in the Dark плохо сочетаются с активными действиями. Кроме фиксированной камеры, есть еще и честные 3D модели, жутко неповоротливые, настолько медленные, что кажется, будто они движутся под водой. Именно из-за этого играть в оригинальный «Один в темноте» сегодня невозможно, это буквально превращается в мучение и борьбу с управлением.

В середине 90-х стартует пятое поколение игровых систем, Alone in the Dark 2 портируют на PlayStation, 3DO и Saturn, но там его ожидает провал. Технологии уже изменили индустрию, и теперь само по себе 3D выглядит не столь удивительно. Сейчас трудно найти информацию по продажам игры на каждой отдельной приставке, но ни одна система не заказала адаптацию следующей, третьей части. Это говорит о многом, игра, метившая на роль систем-селлера, затерялась в библиотеках. «Один в темноте» явно не мог конкурировать с первой частью Resident Evil, которая появится в 1996-м. Через пару лет уже дилогия RE станет ассоциироваться с жанром Survival Horror.

Myst: первая видеоигра, признанная искусством

The New Nightmare, другая игра

В 2001 году прямо на переходе к шестому поколению на всех новых системах выходит Alone in the Dark: The New Nightmare. Выглядит она потрясающе и прямо кричит о своей технологичности. Это была лучшая реализация фонарика и контрастов между светом и тьмой. Сюжету тоже уделили куда больше внимания, записки никуда не делись, но кроме них появилось немало дополнительных персонажей со своими историями и качественные CGI заставки. Теперь на выбор два персонажа: хорошо знакомый фанатам серии Эдвард Карнби, внешний вид которого сильно изменился, и Алин Сэдрак. Это одновременно выбор сложности, где за девушку играть явно труднее, а также попытка внести немного реиграбельности. Сюжетные линии героев довольно сильно отличаются, и второй раз мы играем будто в немного другую игру. Нужно отметить, что здесь различия более существенные, чем в Resident Evil 2, и сегодня это продавали бы как отдельное дополнение, за полную цену.

Кроме отличной картинки Alone in the Dark так же великолепно звучала. Пожалуй в этом плане с ней может сравниться только Silent Hill. Здесь тоже звук пугает больше, чем изображение, а музыка не просто звучит фоном, но нагнетает тревожность. Однако, несмотря на все достоинства, были и свои, такие же явные недостатки. Прежде всего, разработчики похоже слишком буквально подошли к реализации проекта. Здесь всегда и слишком темно, что совсем не так здорово, как планировалось. Фонарик выглядит классно и технологично, но через полчаса становится чем-то назойливым. Однообразные монстры впитывают слишком много урона, от чего бои превращаются в худший элемент игры. Как тебе такой Survival Horror, где патроны разбросаны всюду, но для уничтожения всего одного врага нужно совершить с десяток выстрелов? За это время игрок и сам гарантированно получит урон, но легко восстановится одной из десятка аптечек, которые так же лежат на каждом углу. Таким образом, получается, что любых припасов довольно много, но и тратить их нужно без счета, какая-то бессмыслица, учитывая жанровые особенности.

Кроме технологии освещения Alone in the Dark: The New Nightmare во всем проигрывает вышедшей годом ранее Resident Evil Code: Veronica. Тем не менее, она проходит испытание временем и все еще может привлечь любителей старой механики с «танковым управлением» исследованием особняка и множеством в меру сложных загадок.

Почему раньше игры были лучше и действительно ли это так

Перезапуск и переосмысление

Следующую часть пришлось ждать семь лет, хотя это громко сказано. Вряд ли кто-то прямо-таки ждал. Alone in the Dark 2008-го вышла без всяких подзаголовков, что означало новое начало, перезапуск серии. В общем-то, была выбрана прежняя тактика, то есть релиз на стыке поколений и технологичность, теперь выраженная в поведении огня и физике. Он распространялся в реальном времени, мог перекидываться на разные объекты и являлся главной деталью геймплея, как когда-то фонарик. Игра хорошо выглядела и снова имела отличную музыку, позволяя себе переход в кинематографичные сцены. Чего стоит одна поездка по разрушающемуся Нью-Йорку.

Игра стала намного реалистичней и жестче, инвентарь теперь выглядит как распахнутая куртка, с одной стороны аптечки, с другой — бутылки для зажигательной смеси и оружие в кобуре. Впрочем, вместе со старой тактикой перекачивали и старые проблемы, подхватив несколько новых. Из-за сложной физики предметов в любой момент все могло заглючить, нефатально, но здорово влияло на общее восприятие. Тогда баги на релизе еще не считались нормой. Самым слабым местом стала боевая система, полностью завязанная на использовании огня. Может быть, это интересная находка, но вскоре она становится рутиной, и появляется желание избегать сражения. Несмотря на преимущественно отрицательные оценки критиков, Alone in the Dark 2008 была не так уж плоха, хотя сегодня едва ли сможет удержать перед экраном более получаса хоть кого-то.

Следующий перезапуск случился в 2015-м, Alone in the Dark: Illumination превратилась в аркадный шутер с плохой графикой, смехотворным сюжетом и однообразным геймплеем. Глядя на это, возникает всего два вопроса: зачем и почему? Впрочем, игре все равно принадлежит своего рода рекорд, ее покупали чаще, чем скачивали с торрентов. Это означает, что она даже даром никому не была нужна. Казалось, что на этом история и подходит к концу, ни одна франшиза не может пережить такую серию провалов. Вдруг в темноте появилась одинокая фигура, в ней читался знакомый силуэт, это был Карнби. Запущенный тренд на ремейки добрался до Alone in the Dark.

Кто, когда и для чего запустил тренд на ремейки игр

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)