Наука
05 декабря, 2022

6 знаменитых истребителей первого поколения, которые изменили войну

Первые реактивные истребители, которые произвели революцию в авиации и сделали винтовые самолеты никому не нужным хламом.

Авиация как отдельный род войск появилась еще на полях сражений Первой мировой войны. Несмотря на внесенный вклад, самолеты того времени годились лишь для разведки, так как были медленными, неманевренными и несли примитивное вооружение.

Вторая мировая война ознаменовала революцию в военном искусстве во всех сферах. Масштабно использовались танки, реактивная артиллерия и, конечно же, авиация. Однако перелома в ВВС не случалось, и все стороны конфликта продолжали использовать по сути конструкцию 19 века с винтами.

Все изменило появление реактивных истребителей первого поколения. Да, сегодня их показатели насмешат, ведь по скорости и маневренности они и близко не стоят к современным машинам. Но в те времена эти знаменитые истребители совершили революцию и изменили ход ведения боевых действий, превратив винтовые самолеты в груду бесполезного хлама.

1. Messerschmitt Me.262

Messerschmitt Me.262 стал первым в мире серийным турбореактивным самолетом, а также первой подобной машиной, участвовавшей в боевых действиях. Первый полет Me.262 произошел еще весной 1941 года, но, на счастье как СССР, так и Союзников, в серийное производство пошел лишь в апреле 1944 года, когда немецкая промышленность не могла в полной мере обеспечить нужды Люфтваффе даже в винтовых машинах.

В отличие от большинства истребителей того времени, Messerschmitt Me.262 имел стреловидное крыло для уменьшения аэродинамического сопротивления. Это, вкупе с двумя турбореактивными двигателями, позволяло достичь максимальной скорости в 800 километров в час, что было на 150-300 километров в час быстрее, чем у самых лучших машин что у СССР, что у Союзников на тот момент. Из-за этого пилоты антигитлеровской коалиции старались сбить Мессершмитты еще на взлете или когда они стояли в ангарах. Позже немецким инженерам удалось добиться показателя в 900 километров в час.

Но были у Messerschmitt Me.262 и проблемы. Двигатели имели моторесурс всего 25 летных часов и могли загореться при резком повышении мощности, а для разгона требовалась полоса длиной не менее 1,5 километров. Несмотря на превосходство этих машин над другими, они не успели внести свой вклад в общую картину. И это хорошо, ведь попади Messerschmitt Me.262 в массовое производство где-нибудь в 1942 — и СССР, и Великобритании пришлось бы несладко в воздухе.

2. Gloster Meteor

Британцы, обладая обширной разведывательной сетью, в том числе и в Германии, понимали, что время винтовых самолетов уходит. Тогда они начали разработку собственного реактивного истребителя, который получил название Gloster Meteor. Первый полет самолета состоялся весной 1943, а в эксплуатацию машина пошла через год.

Максимальная скорость Gloster Meteor в небе составляла 790 километров в час, а вот у земли до 940. Интересным в этом истребителе, помимо того, что он был единственной реактивной машиной союзников во Второй мировой войне, является и то, что Gloster Meteor эксплуатировался даже в 80-х годах. За все время производства было выпущено более 3,5 тысяч машин.

3. Lockheed F-80 Shooting Star

Несмотря на то, что американцы в своих фильмах любят показывать техническое превосходство над всеми странами во все времена, во Второй мировой промышленность США, по крайней мере в плане сухопутных и воздушных войск, уступала и немцам, и англичанам, и СССР.

Lockheed F-80 Shooting Star, невзирая на более позднюю разработку, набирал скорость на высоте до 818 километров в час и до 898 километров в час у земли, а его крейсерская скорость составляла 660 километров в час. Для сравнения, Gloster Meteor имел на более чем 200 километров в час большую крейсерскую скорость.

И все же это была значимая машина, которых за несколько лет произвели более чем 1700 штук. Они находились на вооружении ВВС США до 1959 года и к 60-м были отправлены на хранение, так как не представляли угрозы для потенциального противника — МиГ-15.

4. МиГ-15

МиГ-15 не был первым советским реактивным истребителем, но стал самым знаковым. Да, до этого советская промышленность выдавала достойные образцы вроде МиГ-9, но это был, скорее, эксперимент, пусть и массовый.

Другое дело — МиГ-15, где советские инженеры развернулись на полную. Для своего времени этот реактивный истребитель не имел себе равных, что подтверждают и западные пилоты, столкнувшиеся с ним в небе над Кореей. Машина со стреловидным крылом и удачной компоновкой двигателей превзошла все, что было на вооружении США. МиГ-15 был способен развивать скорость до 1042 километров в час. При этом он был маневренным благодаря механизации крыла, где щитки-закрылки открывались при взлете и посадке и были способны отклоняться до 55 градусов.

Помимо того, что МиГ-15 был для своего времени недостижимой величиной для большинства ВВС, так еще он стал самым массовым реактивным боевым самолетом в истории. За все время производства были выпущены поразительные 15,5 тысяч штук. Кроме того, его эксплуатация велась огромным количеством стран, и последним государством, отправившим МиГ-15 на склады, стала Албания в 2006 году. По показателю длительности эксплуатации, МиГ-15 можно уверенно считать рекордсменом.

5. North American F-86 Sabre

Поняв, что ни Lockheed F-80 Shooting Star, ни другие машины не могут соперничать с МиГ-15, ВВС США приняли на вооружение North American F-86 Sabre. И это был действительно достойный противник советским машинам.

North American F-86 Sabre мог разогнаться на высоте в 10 километров до 964 километров в час, а у земли до 1100. Уже через год после принятия на вооружение, в 1950 году, он был испытан в боевых действиях в Гражданской войне в Корее. Там американцы на своих North American F-86 Sabre притворялись южными, а советские пилоты на МиГ-15 — северными корейцами. И те, и другие боролись на равных.

Как и МиГ-15, North American F-86 Sabre стал долгожителем. Он стоял на вооружении до 70-х годов и был произведен в количестве около 10 тысяч штук.

6. МиГ-17

В случае с МиГ-17 есть проблемы в плане классификации. С одной стороны, он допускал достижения скорости звука, что уже относится ко второму поколению. С другой, для боевых полетов он использовался на околозвуковой скорости. По этому, а также по ряду других параметров МиГ-17 можно отнести к первому поколению.

Максимальная скорость составляла 1070 километров в час на высоте 5 километров, а максимально допустимая скорость равнялась 1200 километров в час. По своим характеристикам МиГ-17 не слишком далеко ушел от МиГ-15. Однако он имел куда больший опыт применения в боевых действиях. За все время производства только в СССР было выпущено более 8 тысяч машин и еще около 3 тысяч по лицензии в других странах. При этом количество конфликтов, где был задействован МиГ-17, исчисляется десятками вплоть до конца 70-х годов.

5 уникальных военных самолетов, которые долгое время оставались секретными

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: