5 уникальных военных самолетов, которые долгое время оставались секретными

Степан Николаенко
10 июня, 2022
11.7k
0
Наука
в избранное

Военные охотно демонстрируют свои новинки, когда те уже разработаны и поступают на вооружение. И это понятно, ведь если потенциальный враг видит, какими технологиями обладает его противник, он несколько раз подумает, прежде чем нападать или даже просто провоцировать другую сторону.

Но были исключения из правил, когда военная техника долгое время оставалась под грифом «совершенно секретно», а ее наличие даже отрицалось, если раскрывались какие-то хотя бы незначительные детали. Чаще всего речь шла о шпионской или маневренной технике, которая была своеобразным козырем, чего не ожидал потенциальный противник.

Среди таких разработок особенно выделяются самолеты, ведь уже давно стало понятно, что превосходство в воздухе решает все. Вот уникальные военные самолеты, которое долгое время оставались секретными, и за разглашение данных о которых раньше можно было уехать далеко и не вернуться.

1. Ту-142

В начале 60-х годов в составе ВМС США появились атомные подводные лодки с баллистическими ракетами большой дальности. Правительство СССР, резонно опасаясь внезапной ядерной атаки, поставило перед конструкторскими бюро задачу по созданию базового самолета противолодочной обороны. За достаточно короткие сроки советский ВПК выдал Ту-142 — глубокую модернизацию самолета разведки и целеуказания Ту-95РЦ с улучшенной аэродинамикой и более качественными условиями работы экипажа.

Отличительной особенностью самолета являлся противолодочный комплекс «Коршун», который мог засечь даже неподвижную подводную лодку, из-за чего классический способ уйти от радаров надводных кораблей уже не срабатывал. Кроме того, на самолет устанавливалась мощная РЛС кругового обзора, способная засечь противника на большой дальности.

Почему самолет с такими характеристиками не афишировался? Все просто — эффект внезапности. Американцы рассчитывали на свои быстроходные атомные подлодки, а Советы на их молниеносное обнаружение и уничтожение еще на этапе подготовки ракет к запуску.

2. Lockheed U-2

В 1950-х годах, когда переговоры об открытом небе между СССР и США провалились, последние, ввиду непонимания, какое конкретно вооружение и в каком количестве имеется в арсенале Советского Союза, поставили перед своим ВПК задачу: создать самолет-разведчик нового типа. Особенно американцев интересовали советские самолеты, способные нести ядерные бомбы, из-за чего ВПК давались сжатые сроки на разработку.

В условиях строжайшей секретности сотни ученых и инженеров приступили к созданию прототипа, способного развивать большую скорость, противостоять обнаружению радиолокаторами и производить высококачественную съемку местности. Таким самолетом стал Lockheed U-2. Кстати, испытания именно этого самолета-разведчика в пустынях штата Невада поспособствовали возникновению в США истерии, связанной с Зоной 51 и летающими тарелками, якобы расположенными на этой военной базе.

Lockheed U-2 оставался секретным не только для всего мира, но и даже для большинства военных США, — настолько большие надежды на него возлагало высшее командование. Это понятно, ведь самолет-разведчик имел отличные на тот момент времени характеристики и мог снять с высоты в 20 километров полосу шириной 150 километров и длиной 3000 километров. При этом, на пленке можно было различить объекты меньше метра.

Американцы за период с 1956 по 1960 годы успели полетать над СССР на Lockheed U-2 24 раза, прежде чем 1 мая 1960 года один из самолетов был сбит под Свердловском. Кстати, именно Lockheed U-2, можно сказать, почти поспособствовали началу Третьей мировой войны, когда обнаружили на Кубе подготовку стартовых позиций баллистических ракет, после чего начался Карибский кризис.

Гриф секретности с Lockheed U-2 уже давно снят, но технические характеристики многих его частей, тех, что были модифицированы, до сих пор мало известны широкой публике.

3. Lockheed F-117 Nighthawk

Еще один продукт компании Lockheed Martin, на этот раз одноместный дозвуковой тактический малозаметный штурмовик. Это был один из первых самолетов, построенных по стелс-технологии. Чтобы сразу отсечь все домыслы, стелс-технологии не делают самолет невидимым физически, как это часто пытаются представить в фильмах, речь идет о малозаметности для РЛС и других способов обнаружения с помощью наземной аппаратуры.

Этот самолет начали разрабатывать в 70-х годах, и 18 июня 1981 года он совершил свой первый полет, а в эксплуатацию поступил в 1983. Но зачем был нужен такой малый самолет? Все просто — для скрытного проникновения через систему ПВО и для быстрых «набегов» на стратегически важные объекты. Это было настоящее оружие будущего, способное изменить ход войны. Тогда, в разгар Холодной войны, предполагалось, что Lockheed F-117 Nighthawk станут тем скальпелем, что вскроет мощную оборону СССР и его союзников, однако позже, с политикой Разрядки между двумя сверхдержавами, приоритеты сменились, и о таком применении забыли.

В общей сложности США построили 64 таких самолета. О них знали немногие, и те пилоты, что удостоились чести летать на таких современных машинах, говорили всем, в том числе и родным, что летают на LTV A-7 Corsair II — простом штурмовике 60-х годов. Лишь в 1988 году Lockheed F-117 Nighthawk представили публике, спустя 7 лет после первого полета.

4. Су-27

В 70-х годах между СССР и США шла, помимо ядерной, еще и скоростная гонка, затрагивающая, в основном, истребители. США немного опередили Советский Союз, создав McDonnell Douglas F-15 Eagle. Тогда в ответ на это перед ВПК СССР был поставлен грандиозный план по разработке не просто равного, а превосходящего по характеристикам самолета.

Создание велось в условиях строжайшей секретности, и первый полет Су-27, а точнее, прототипа под кодовым названием Т-10-1, прошел 20 мая 1977 года, всего через 5 лет от начала разработки. Уже в 1982 году серийные версии Су-27 стали поступать в военные части, а с 1985 началась массовая эксплуатация. Однако несмотря на этот факт, самолет оставался секретным долгое время, вплоть до принятия на вооружение 23 августа 1990 года.

Этот многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжелый истребитель на высоте 11 тысяч метров способен развивать скорость до 2500 километров в час, и до 1400 у земли, имеет большое количество вооружения и может, в том числе, нести тактические ядерные боеприпасы. Даже сегодня, спустя 37 лет с начала эксплуатации, этот истребитель остается актуальным и занимает третье место по численности среди самых распространенных боевых самолетов мира.

Как и в случае с Lockheed U-2, несмотря на снятый гриф секретности, характеристики некоторых модифицированных частей Су-27 остаются недоступными для широкой публики.

5. MQ-1 Predator

Не совсем правильно относить MQ-1 Predator к самолетам, ведь он является дроном. Однако он стал одним из первых беспилотных летательных аппаратов и в момент начала разработки в начале 90-х годов практически не имел аналогов, — хотя бы поэтому его стоит включить в данную статью. Этот дрон был разработан в строжайшей секретности совместными усилиями ВВС США и ЦРУ как разведчик, и его первый полет произошел в 1994 году над пустыней Мохаве, видимо, добавив людям, впечатлившимся еще от вида Lockheed U-2, уверенности в существовании инопланетян.

Первоначально Predator был именно самолетом-разведчиком под маркировкой RQ-1, но позже Министерство обороны США внесло изменения в конструкцию, после чего модель получала наименование MQ-1 и стала боевой машиной, способной нести различное вооружение. Долгое время MQ-1 Predator оставался секретным беспилотным летательным аппаратом, который широко применялся на Балканах, затем в Ираке, Афганистане и других горячих точках, что не афишировалось на публике, а успешно пораженные цели приписывали обычным штурмовикам.

Когда гриф секретности был снят под конец 90-х годов, этот дрон стал своеобразным каноном для всех режиссеров Голливуда и начал появляться чуть ли не в каждом военном и шпионском фильме. С 2018 года MQ-1 Predator снят с вооружения, хотя и продолжает использоваться в целях разведки.

Самые большие вертолеты, когда-либо построенные человечеством