Авиация как отдельный род войск появилась еще на полях сражений Первой мировой войны. Несмотря на внесенный вклад, самолеты того времени годились лишь для разведки, так как были медленными, неманевренными и несли примитивное вооружение.
Вторая мировая война ознаменовала революцию в военном искусстве во всех сферах. Масштабно использовались танки, реактивная артиллерия и, конечно же, авиация. Однако перелома в ВВС не случалось, и все стороны конфликта продолжали использовать по сути конструкцию 19 века с винтами.
Все изменило появление реактивных истребителей первого поколения. Да, сегодня их показатели насмешат, ведь по скорости и маневренности они и близко не стоят к современным машинам. Но в те времена эти знаменитые истребители совершили революцию и изменили ход ведения боевых действий, превратив винтовые самолеты в груду бесполезного хлама.
1. Messerschmitt Me.262
Messerschmitt Me.262 стал первым в мире серийным турбореактивным самолетом, а также первой подобной машиной, участвовавшей в боевых действиях. Первый полет Me.262 произошел еще весной 1941 года, но, на счастье как СССР, так и Союзников, в серийное производство пошел лишь в апреле 1944 года, когда немецкая промышленность не могла в полной мере обеспечить нужды Люфтваффе даже в винтовых машинах.
В отличие от большинства истребителей того времени, Messerschmitt Me.262 имел стреловидное крыло для уменьшения аэродинамического сопротивления. Это, вкупе с двумя турбореактивными двигателями, позволяло достичь максимальной скорости в 800 километров в час, что было на 150-300 километров в час быстрее, чем у самых лучших машин что у СССР, что у Союзников на тот момент. Из-за этого пилоты антигитлеровской коалиции старались сбить Мессершмитты еще на взлете или когда они стояли в ангарах. Позже немецким инженерам удалось добиться показателя в 900 километров в час.
Но были у Messerschmitt Me.262 и проблемы. Двигатели имели моторесурс всего 25 летных часов и могли загореться при резком повышении мощности, а для разгона требовалась полоса длиной не менее 1,5 километров. Несмотря на превосходство этих машин над другими, они не успели внести свой вклад в общую картину. И это хорошо, ведь попади Messerschmitt Me.262 в массовое производство где-нибудь в 1942 — и СССР, и Великобритании пришлось бы несладко в воздухе.
2. Gloster Meteor
Британцы, обладая обширной разведывательной сетью, в том числе и в Германии, понимали, что время винтовых самолетов уходит. Тогда они начали разработку собственного реактивного истребителя, который получил название Gloster Meteor. Первый полет самолета состоялся весной 1943, а в эксплуатацию машина пошла через год.
Максимальная скорость Gloster Meteor в небе составляла 790 километров в час, а вот у земли до 940. Интересным в этом истребителе, помимо того, что он был единственной реактивной машиной союзников во Второй мировой войне, является и то, что Gloster Meteor эксплуатировался даже в 80-х годах. За все время производства было выпущено более 3,5 тысяч машин.
3. Lockheed F-80 Shooting Star
Несмотря на то, что американцы в своих фильмах любят показывать техническое превосходство над всеми странами во все времена, во Второй мировой промышленность США, по крайней мере в плане сухопутных и воздушных войск, уступала и немцам, и англичанам, и СССР.
Lockheed F-80 Shooting Star, невзирая на более позднюю разработку, набирал скорость на высоте до 818 километров в час и до 898 километров в час у земли, а его крейсерская скорость составляла 660 километров в час. Для сравнения, Gloster Meteor имел на более чем 200 километров в час большую крейсерскую скорость.
И все же это была значимая машина, которых за несколько лет произвели более чем 1700 штук. Они находились на вооружении ВВС США до 1959 года и к 60-м были отправлены на хранение, так как не представляли угрозы для потенциального противника — МиГ-15.
4. МиГ-15
МиГ-15 не был первым советским реактивным истребителем, но стал самым знаковым. Да, до этого советская промышленность выдавала достойные образцы вроде МиГ-9, но это был, скорее, эксперимент, пусть и массовый.
Другое дело — МиГ-15, где советские инженеры развернулись на полную. Для своего времени этот реактивный истребитель не имел себе равных, что подтверждают и западные пилоты, столкнувшиеся с ним в небе над Кореей. Машина со стреловидным крылом и удачной компоновкой двигателей превзошла все, что было на вооружении США. МиГ-15 был способен развивать скорость до 1042 километров в час. При этом он был маневренным благодаря механизации крыла, где щитки-закрылки открывались при взлете и посадке и были способны отклоняться до 55 градусов.
Помимо того, что МиГ-15 был для своего времени недостижимой величиной для большинства ВВС, так еще он стал самым массовым реактивным боевым самолетом в истории. За все время производства были выпущены поразительные 15,5 тысяч штук. Кроме того, его эксплуатация велась огромным количеством стран, и последним государством, отправившим МиГ-15 на склады, стала Албания в 2006 году. По показателю длительности эксплуатации, МиГ-15 можно уверенно считать рекордсменом.
5. North American F-86 Sabre
Поняв, что ни Lockheed F-80 Shooting Star, ни другие машины не могут соперничать с МиГ-15, ВВС США приняли на вооружение North American F-86 Sabre. И это был действительно достойный противник советским машинам.
North American F-86 Sabre мог разогнаться на высоте в 10 километров до 964 километров в час, а у земли до 1100. Уже через год после принятия на вооружение, в 1950 году, он был испытан в боевых действиях в Гражданской войне в Корее. Там американцы на своих North American F-86 Sabre притворялись южными, а советские пилоты на МиГ-15 — северными корейцами. И те, и другие боролись на равных.
Как и МиГ-15, North American F-86 Sabre стал долгожителем. Он стоял на вооружении до 70-х годов и был произведен в количестве около 10 тысяч штук.
6. МиГ-17
В случае с МиГ-17 есть проблемы в плане классификации. С одной стороны, он допускал достижения скорости звука, что уже относится ко второму поколению. С другой, для боевых полетов он использовался на околозвуковой скорости. По этому, а также по ряду других параметров МиГ-17 можно отнести к первому поколению.
Максимальная скорость составляла 1070 километров в час на высоте 5 километров, а максимально допустимая скорость равнялась 1200 километров в час. По своим характеристикам МиГ-17 не слишком далеко ушел от МиГ-15. Однако он имел куда больший опыт применения в боевых действиях. За все время производства только в СССР было выпущено более 8 тысяч машин и еще около 3 тысяч по лицензии в других странах. При этом количество конфликтов, где был задействован МиГ-17, исчисляется десятками вплоть до конца 70-х годов.
5 уникальных военных самолетов, которые долгое время оставались секретными