Не каждое рабочее место можно назвать замечательным. Бывает, что сталкиваешься с непониманием, пассивной агрессией или ощущаешь, что твои слова просто не имеют никакого значения ни для начальника, ни для коллег.
Многие из нас в такой ситуации молча кивают головой и соглашаются с кем-то, даже если придерживаются противоположного мнения, ведь так проще. Но молчание не всегда делает ситуацию лучше.
Умение постоять за себя — больше чем ответ на поведение, которое тебе не нравится. Нужно знать себе цену и показывать это, а также использовать свой голос мудро, чтобы дать отпор и не уволиться.
Не волнуйся, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Придерживайся этих правил, если хочешь постоять за себя на работе.
1. Знай свои права и говори о них
Для начала важно знать свои права на работе. Речь идет не только о важных вещах, отраженных в трудовом договоре, но и о том, с чем сталкиваешься в повседневности.
Подумай, знаешь ли ты свои права в таких вопросах, как перерывы, безопасное рабочее место, справедливое отношение относительно оплаты, продвижения по службе или распределения нагрузки.
Полное понимание того, где ты находишься, с юридической точки зрения дает тебе прочную основу для того, чтобы отстаивать свои права.
2. Установи ожидания и четкие границы
Разберись с ожиданиями и личными границами после того, как узнал свои права. Речь идет не о том, чтобы постоянно отказывать окружающим, а о том, чтобы говорить «да» тому, что действительно важно, и показывать другим, как эффективно работать с тобой.
К примеру, ты можешь сказать коллегам, что очень загружен по четвергам утром и хотел бы, чтобы в это время тебя никто не беспокоил. Также отметь, что во второй половине дня в среду у тебя не такой плотный график.
Этот подход к работе поможет другим понять, когда лучше связываться с тобой для разговоров или мозгового штурма, а в какие моменты подождать, если нет особой срочности. Это выигрыш для всех — при необходимости поясни об этом.
Кроме того, отстаивание границ на работе помогает установить баланс между карьерой и личной жизнью. Не отвечай на звонки коллег после того, как вышел из офиса, чтобы показать, что не потерпишь неуважения к своему времени.
3. Будь настойчив и используй «я-высказывания»
Одна из лучших стратегий общения с кем угодно заключается в использовании «я-высказываний». Они воспринимаются не как обвинения, а как сообщения, которые стоит принять к сведению, поэтому редко приводят к конфликтам.
Вместо того чтобы говорить коллеге фразу «Ты никогда не выслушиваешь мои идеи», используй «Я чувствую себя неуслышанным, когда ты не принимаешь мои предложения во внимание».
Такой подход к общению помогает тебе выглядеть уверенным. Это не командование и агрессия, а выражение чувств относительно поведения, которое на тебя влияет.
Также после использования «я-утверждения» ты можешь тактично указать на изменения, которые хотел бы увидеть. Все тот же пример: «Я чувствую себя неуслышанным и хотел бы, чтобы ты дал мне возможность высказаться».
4. Общайся прозрачно
Когда мы открыто говорим о своих мыслях, чувствах и причинах поступков, мы строим доверительные и уважительные отношения с людьми.
Давай сразу перейдем к практике. Оставайся честен, когда разговор заходит о том, что ты можешь делать, а что нет. Делись ходом своих мыслей при принятии решений, особенно тех, что отразятся на работе других сотрудников. А также не стесняйся признавать, что у тебя нет ответов на все вопросы.
Проще говоря, прозрачная коммуникация позволяет другим людям видеть, что происходит у тебя в мыслях, а также четко понимать твои намерения. Не бойся высказывать свое мнение, отстаивая свою позицию, а не занимая оборонительную позицию всякий раз, когда кто-то с тобой не согласен.
5. Береги свое время и проси то, что нужно
Твое время ценно, и то, как ты его распределяешь, может существенно повлиять на твою производительность и благополучие.
Если ты постоянно работаешь сверхурочно и берешь на себя больше, чем можешь сделать, пора высказаться и прекратить это. Честно поговори с руководителем о своей рабочей нагрузке.
У каждого из нас в сутках всего двадцать четыре часа, восемь из которых мы проводим во сне. Чтобы оставшееся время было значимым, не стесняйся просить о том, что тебе нужно, будь то ресурсы, более реалистичные сроки, расстановка приоритетов или отпуск.
6. Управляй своей реакцией на конфликты
Конфликт — неизбежная часть трудовой жизни. Ты не можешь контролировать действия других, зато можешь держать в узде свою реакцию на столкновение интересов.
Это требует практики и самосознания. Столкнувшись с конфликтом, легко занять оборонительную позицию или наброситься на своего оппонента, что только разжигает ссору. Вместо этого попробуй поступить так:
— сделай глубокий вдох и сосчитай до десяти, прежде чем ответить;
— признавай свои эмоции, но не позволяй им контролировать твое поведение;
— старайся понять точку зрения оппонента, даже если ты с ней не согласен;
— сосредоточивайся на поиске решения, а не виноватых.
Цель не в том, чтобы полностью избегать конфликтов, а в том, чтобы найти способ справляться с ними уважительно и продуктивно. Сохраняя хладнокровие в спорных ситуациях и подходя к ним с равновесием в душе, ты будешь лучше подготовлен к тому, чтобы постоять за себя и добиться положительных результатов.