6 причин, почему не нужно следовать общественному мнению

Родион Махов
Январь 15, 2018
10k
0
Наука,Образ жизни
в избранное

Мы уже не раз писали о том, что общественное мнение может возвысить человека или же стереть его в порошок, превратив жизнь в ад. Но всегда ли толпа права и ли стоит прислушиваться к этому большинству в любых ситуациях? Ведь заметь, мы легко соглашаемся с тем, что нравится нам, но чувствуем некий диссонанс, когда вступаем в противоречие с обществом. К тому же кто это мнение формирует? В большинстве своем это ведомые люди, которые «клюют» на лозунги и предпочитают обвинять, а не разбираться в вопросе. Мы как-то писали о том, что мнение большинства не означает то, что оно верно, а теперь нашли и научное обоснование этого вопроса.

1. Недостаточный охват слоев населения

Думаем, ты знаешь, как обычно проводятся опросы. У узкого круга людей, например, жителей города, спрашивают мнение по какому-либо вопросу, причем количество опрошенных человек редко переваливает за сотню. Они в свою очередь дают ответы, и вскоре мы видим такие заголовки: «Общественное мнение показало, что жители страны «N» голосуют за пенсионную реформу». Но никто не учел то, что опросили людей, живущих в одном регионе, хотя многие опросы должны проводиться по всей стране. Также участники могут оказаться приблизительно одного возраста, что не даст полного охвата мнений. Полноценный опрос должен включать в себя мнение абсолютно всех слоев населения из разных мест проживания и разного уровня доходов.

2. Недостаточный охват представителей

Представь, что ты слушаешь рок, когда все окружающие слушают рэпчик. Если взять именно вашу группу, то получится, что ты изгой и отклоняешься от нормы, а 98% людей предпочитает иное направление музыки, которое и считается правильным. Звучит абсурдно, не так ли? Вот, что из себя зачастую и представляет общественное мнение. Некоторые лидеры сеют в наших умах зерно мысли, которое со временем прорастает в идею, искусственно формируя мнение о чем-либо. Затем некий круг людей, объединившись, начинает навязывать мнение окружающим, которые соглашаются с их позицией.

Давай рассмотрим это чуть шире. Представь: в комнате 10 человек, 7 из которых – молодежь от 17 до 21 года, а возраст других – от 50 лет. Проводят опрос, можно ли громко слушать музыку после 23:00. Угадай, какое сформируется общественное мнение? Его формирование редко проходит стихийно, а зачастую – под влиянием множества факторов. Иначе говоря, оно может быть искусственным.

3. Слабая воля опрашиваемых

Многие люди не способны выражать истинные взгляды лишь из-за того, что они могут не сходится с мнением большинства. Думаю, ты уже много слышал об экспериментах, где в комнату садят трех актеров и одного человека, который даже не догадывается о сговоре. Затем начинается опрос, где задаются элементарные вопросы, на которые актеры дают заведомо ложные ответы. В итоге многие испытуемые, идя на поводу у мнения большинства, дают аналогичный ответ, хотя сами считают иначе. То есть многие мнения формируются под давлением авторитетов и страхом быть не таким, как все.

4. Формулировка вопроса

Большинство ответов зависят от того, как задаются вопросы, а вопросы эти формулируются таким образом, чтобы подвигнуть нас к тому или иному ответу. «Как вы относитесь с запрету на выгул собак без намордников?» или «Как вы относитесь к тому, что некоторые люди выгуливают собак без намордников, подвергая риску окружающих?», «Должны ли увеличиваться штрафы за превышение скорости?» или «Должны ли увеличить штрафы для безответственных водителей, которые превышают скорость?». Чувствуешь, как постановка вопроса подталкивает тебя дать определенный ответ? После этого и формируется субъективное общественное мнение, которое становится для многих путеводной звездой.

5. Общественное мнение не учитывает все нюансы

Порой при опросе мы имеем лишь два варианта ответа: да или нет. Это приводит к тому, что ответы даются поверхностно, а люди, ведомые вспыхнувшими чувствами, не обдумывают, что говорят. Яркий пример этому – референдум о выходе Великобритании из ЕС. Изначально 52% проголосовали «за», но со временем, когда начали проявляться последствия этого выхода, многие респонденты, которые голосовали за это, пожалели о своем решении и сетовали на то, что не думали о возможных последствиях.

6. Искаженные результаты опросов

Думаю, ты понимаешь, что порой опросы проводят люди, которые заинтересованы в определенном результате. Они подбирают целевую группу, проводят опрос, а затем выдают его результаты как общественное мнение.

Как думаешь, что будет, если провести опрос, как тот или иной человек относится к абортам, но спрашивать это преимущественно у женщин с детьми? О результате несложно догадаться, ведь опрашиваемые имеют субъективные взгляды по этому вопросу. Подобрав нужных людей, проведя опрос в узком кругу, можно с легкостью сформировать любое мнение, выдав его за позицию большинства.