4 привычные вещи, которые упорно игнорируются в фантастике

Степан Николаенко
19 октября, 2020
21.6k
1
Культура
в избранное
Создателям научно-фантастических историй приходится добавлять ограничения, для того чтобы сценарий работал как надо. И порой это настолько нелепые условности, что ты невольно задаёшь себе вопрос: «А почему герои просто не…». Нет, ты не один это замечаешь, и многие, кто смотрит фантастику не только ради эффектов, замечают эти сюжетные дыры, и это несколько портит им наслаждение картиной.

Порой людям будущего писатели или сценаристы не дают даже элементарных вещей, к которым мы все привыкли, и ты, смотря фильм, просто не понимаешь, куда те вообще делись. Вот несколько привычных вещей, которые упорно игнорируются в фантастике.

1. Велосипеды

Одна из основных проблем героев постапокалиптических фильмов в том, что они должны постоянно находиться в движении, иначе умрут из-за грабителей (каннибалов, настигающего их ядерного облака, ужасных монстров) или чего-то ещё, что угрожает их жизни.

Чаще всего по сюжету люди должны дойти из пункта А в пункт Б, и почти всегда для этого они выбирают легковой автомобиль, а иногда даже что-то потяжелее, например автобус, как это было в одной из частей фильма «Обитель зла». Ну а когда работающего автомобиля нет или просто закончился бензин, то герои просто продолжают путь пешком. И неважно, уничтоженная это ядерной войной пустошь или кишащее монстрами шоссе, — они всё равно упорно двигаются на своих двоих.

Возникает вопрос: а где велосипеды? Ведь их не нужно заправлять, их легко обслуживать, да и они должны валяться повсюду, особенно когда речь идёт о Европе, где весомая часть населения передвигается на этом транспорте.

Возможно, единственная причина, по которой мы не видим главных героев, весело катящих в нужном направлении на велосипедах, — это некая комичность ситуации, контраст с окружающим миром. Сложно было бы делать серьёзное лицо, видя, как герой крутит педали, ойкает, наезжая на кочку, и тащит велосипед на себе, когда нужно преодолеть препятствие. В этом плане машина придаёт больше брутальности и серьёзности происходящему.

Согласны, есть моменты, когда герои физически не могут крутить педали, например если они сильно голодны и измотаны или когда серьёзно ранены. Но в остальных случаях, например в «Безумном Максе», «Книге Илая» или «Дороге», всё население этих киновселенных просто игнорирует это средство передвижения.

Да даже в «Ходячих мертвецах» на улицах почти не встретить велосипедов. А если они и есть, их упорно не замечают. И это при том, что зомби в этом сериале не особо-то и быстрые и вряд ли смогут бежать быстрее 15 километров в час, до которых разогнать велосипед не составит труда. И что важно, велосипед, в отличие от машины, не издаёт громкого звука работающего двигателя, и шанс промчаться с ветерком мимо толпы зомби, будучи незамеченным, у него явно выше.

6 научно-фантастических фильмов, которые провалились в прокате, а потом стали культовыми

2. Очки ночного видения

Почти в каждом хорроре, когда куда-то отправляется хорошо вооружённый отряд, все или большая часть бойцов экипированы только фонариками. И это не XIX век, а далёкое будущее. И вот «элитный» отряд закалённых в бою солдат двигается по тёмным узким коридорам, освещая себе путь с помощью обычных фонариков, которые в лучшем случае закреплены на автоматах. Очки ночного видения? Да нет, зачем, это для салаг, ведь мы прекрасно видим в темноте… Ой, что это там?

Этим просчётом часто грешит космическая фантастика, особенно фильмы Ридли Скотта «Прометей» и «Чужой: Завет». И это очень глупо, ведь если люди могут путешествовать на космических кораблях на огромные расстояния, то у них точно должны быть компактные приборы ночного видения. Хотя бы такие, какие доступны во всех современных армиях.

Но вместо этого герои будут светить фонариками, выдавая своё местоположение, и, конечно же, при первой возможности снимать шлем скафандра и вдыхать полной грудью воздух, который, вполне возможно, заражён неизвестными человеческим детекторам микроорганизмами.

И не нужно думать, что старые произведения Ридли Скотта блещут проработкой. Команда Рипли из классической первой части также лишена этого устройства, несмотря на то, что они точно знают, что им предстоит экспедиция, возможно, в очень тёмные закоулки планеты.

Понятно, зачем это всё делается: чтобы больше напугать зрителя, нагнать тревожности, ощущения, что сейчас из темноты вылетит что-то жуткое. Но одно дело, когда фильм об испуганных жителях дома с призраками, а другое — об обученных вояках, которые устраивают светомузыку там, где этого делать не стоит.

3. Беспилотные боевые машины

В наше время уже существуют устройства, оператором которых выступает человек, управляющий ими удаленно. Хороший пример — беспилотные летательные аппараты (по-простому, дроны), которые сбрасывают бомбы на головы ничего не подозревающих террористов, для которых верхом развития технологий является автомат Калашникова, а их операторы при этом могут находиться за сотни и даже тысячи километров от места боевых действий.

Что же насчёт фантастических фильмов? А тут у нас чаще всего обязательное участие человека в боевых действиях. Одним из лучших примеров такой глупости является «Аватар». Ладно, мы понимаем, зачем на Пандору отправляли людей, — это и научный персонал, и колонисты. Но разве в 2154 году люди, имеющие технологии межзвёздных путешествий и криосна, не додумались оснастить своих роботов не то что искусственным интеллектом, но даже банальным удалённым управлением?

Понятно, что все эти сцены с управляемыми людьми гигантскими квадрокоптерами и шагающими роботами с пилотами внутри добавлены для того, чтобы дать хоть какой-то шанс отсталым аборигенам сопротивляться науке и военному искусству, тысячелетиями отточенному в боях. В одной из главных сцен полковника Майлза Кворича убивают, просто разбив стекло в его костюме-роботе и пустив стрелу ему в грудь. Неужели такой исход не могли предусмотреть разработчики этой явно военной техники?

Всё бы поменялось, если бы Кворич сидел на своей уютной базе и проутюжил голубых человечков с помощью ковровых бомбардировок напалмом или точечными ядерными ударами. Но тогда бы не получилось экшена.

То же самое касается фильма «Грань будущего», где солдаты сражаются в экзоскелетах с инопланетными захватчиками. Сражаются, будучи практически незащищёнными от острых шипов, взрывов и риска быть раздавленными, пафосно бегая в шлемах на уровне касок времён Второй мировой войны или вовсе без них. А теперь представь, как серьёзно бы повернулся сюжет, если бы вместо этого инопланетную заразу вычищали с помощью удалённо управляемых экзоскелетов.

4. GPS

GPS — это уже достаточно старое изобретение, которое позволяет с высокой точностью отслеживать местонахождение объектов, оборудованных приёмниками. И мы понимаем, что в мире постапокалипсиса, в той же «Книге Илая», отследить сбежавшую девушку было бы невозможно, ведь не было спутников, которые бы видели её местоположение. Но когда действие происходит в процветающем мире, тут всё становится куда более странным.

Как пример — фильм «Я, робот». Его завязка состоит в том, что один из роботов убивает своего хозяина, и его нужно найти, чтобы допросить. Уже здесь непонятно, почему каждому роботу не встраивается GPS-передатчик. А сцена на складе, где робот-убийца спрятался среди тысяч идентичных моделей, и вовсе забавная, ведь, будь у них встроенный GPS-передатчик, вычислить беглеца можно было бы с точностью до сантиметра.

Или, к примеру, фильм «Искусственный интеллект», где ребёнок-робот и его друг-жиголо убегают в лес, и их не могут найти. И это фильм 2001 года, когда GPS уже не только был изобретён, но и активно использовался многими компаниями. Вряд ли такой побег произошёл впервые — хозяева подобных роботов просто сказали: «Ну ладно, новых купим».

Когда в 1982 году вышел фильм «Бегущий по лезвию», GPS не был особо распространён, но уже тогда имелись способы отслеживания по радиосигналу. Однако лучшим вариантом найти сбежавших опасных роботов корпорация, которой принадлежали репликанты, посчитала отправку за ними обычного человека, который будет использовать технологии детективов из XIX века.

«Супермен» и ещё 5 худших игр по нашим любимым фильмам