Во-первых, можно по-разному трактовать те самые убеждения с желаниями. Во-вторых, помимо внутренних предпосылок, есть еще и наружные, и на многие человеческие решения влияют как раз обстоятельства окружающей среды. Ну а в-третьих, не стоит умалять силу подсознания, которое, по мнению многих психологов, имеет определяющее значение. В итоге, объединив все факторы, научное сообщество составило неформальный список идей, которыми можно описать поведение каждого из нас.
Теория №1: инвестиции
Первый ключевой процесс — это инвестиции. Обобщенный подход описывает поведение человека с точки зрения его усилий, направленных на осуществление изменений.
Например, какой бы цели ни придерживался человек, собирающийся посмотреть фильм (отдохнуть или написать рецензию), поход в кино для него — это форма инвестиции. Под инвестицией в данном случае мы понимаем родственное ей слово «трудозатраты», которые включают в себя время, энергию или риски. Взамен на эти инвестиции человек и получает выгоду, к которой стремился.
Следуя данной теории, можно задаться другим вопросом: откуда берутся наши тенденции к этим инвестициям? Как мы понимаем, что тот или иной результат стоит вложенных в него усилий? Но человек, как существо разумное, способен расставить приоритеты своих ценностей, в соответствии с которыми и определяет размер потенциальных инвестиций.
Кроме того, следует учитывать, что люди не являются одинаковыми. Они различны как по характеру, так и по своим способностям. Так, например, экстраверты, в отличие от интровертов, находят для себя стимулирующие социальные ситуации более полезными. И, конечно, нельзя исключать воспитательный фактор, который прививает определенные вкусы и убеждения.
Почему некоторые люди упорно следуют своим убеждениям
Теория №2: социальное влияние
Социальное влияние является вторым ключевым процессом, объясняющим наше поведение. Как отмечал еще Аристотель, человек — существо социальное, и окружающие люди оказывают на нас огромное влияние. И любая наша инвестиция не осуществляется вне рамок той социальной среды, в которой мы пребываем.
Возвращаясь к примеру с походом человека в кино, помимо его внутренних мотивов, стоит отметить и социальные. Например, если парень идет в кино с девушкой, то он должен учитывать и ее интерес к фильму, на который они собрались. К тому же важные процессы социального влияния включают и такие важные вещи, как конкуренция, сотрудничество или вражда.
Второе значение социального влияния — это ресурс. В этом смысле подразумевается взаимодействие с другими людьми для достижения личных целей. Здесь можно указать такие вещи, как обучение, когда более опытные представители общества делятся своими знаниями с остальными. Это как если бы человек, собиравшийся в кино, узнал от своего знакомого, что фильм не стоит потраченного на него времени. В этом случае ему удалось бы избежать неоправданных инвестиций.
Теория №3: обоснование
В широком смысле обоснование может относиться как к системной структуре, так и к функции словесного объяснения. Обоснование выступает в роли ответа, где вопросом является твое действие.
Например, если ты идешь в кино с девушкой, то обосновать ей свое желание можно тем, что ты видел две предыдущие части этого фильма, и теперь хочешь посмотреть третью. А можешь сказать, что просто хочешь провести с ней время. В обоих случаях твое поведение имеет сформулированное обоснование для совершения действия, в данном случае похода в кино.
А если, например, ты кинокритик и поход в кино — это твоя работа, то обоснованием в этом случае будет требование редактора написать статью об этом фильме. Если обобщить, то обоснование — это аргументы, причины, законы и даже постулаты научной истины, которые в совокупности отвечают на главный в контексте данной статьи вопрос «зачем?».
Комментарии
(0)