В Древней Греции существовало немало одобряемых способов реализации человека. Одним из них был эвдемонизм — это образ жизни, направленный на достижение счастья. Здесь нет финальной точки, своего рода нирваны, после которой цель считалась достигнутой. В данном случае счастье заключалось не в чувствах или ощущениях, а в том, что и как человек делает. Непрерывная деятельность в стремлении к добродетели. Привычный для нас смысл слова «добродетель» завязан на морали и таких качествах, как благоразумие, мужество, справедливость, умеренность.
Однако в Элладе добродетелью могли считаться многие другие вещи, например, красноречие, виртуозная игра на инструменте, физическая сила или красота. Можно несколько упростить, поставив знак равенства между добродетелью и совершенством. Если человек достигает совершенства в чем-либо, это хорошо, он на верном пути и живет правильно.
Впрочем, это положение вызывало философские споры. Сократ полагал, что для достижения эвдемонизма необходимы только моральные качества. Аристотель настаивал на том, что совершенство характера остается лишь одной из сторон, но для достижения благополучной жизни требуются и другие виды совершенства. Всестороннее развитие означало максимизацию потенциала на всех фронтах. В частности, Аристотель считал, что для достижения действительно процветающей жизни необходимо культивировать в себе следующие качества.
1. Превосходство в морали
Совершенство нравственности является результатом привычки. Человек становится справедливым, когда совершает справедливые поступки, храбрым, когда проявляет храбрость, умеренным, когда ищет золотую середину. Несмотря на то, что Аристотель не считал одну мораль достаточной для достижения процветания, он все же выделяет значение характера. Это один из важнейших, может быть, и основополагающий пункт на пути к становлению человека человеком.
Аристотель утверждал, что каждый должен усердно развивать такие моральные добродетели, как мужество, умеренность, справедливость и щедрость. Каждое из этих качеств может быть развито исключительно через соответствующие им поступки. Человек должен действовать, чтобы стать, тогда он сможет быть, а не казаться.
2. Превосходство в суждении
Человек, имеющий практическую мудрость, в состоянии воспользоваться ей, в стремлении к достижению лучшего для окружающих. Аристотель вводит термин «фронезис», его можно определить следующим образом: способность поступать правильно, в «правильное время и по правильной причине». Собственно, это и есть практическая мудрость. Снова возвращаемся к конкретике и действиям вместо дебрей философии, которая может оправдать и сделать благодетелем практически что угодно, была бы на то воля красноречивого оратора.
Проще говоря, здравый смысл является одним из главных добродетелей, что открывает дорогу для всего остального. Без этого любая другая добродетель может быть доведена до двух крайностей. Человек может слишком переусердствовать или оказаться недостаточно внимательным к чему-либо. Например, бережливость — это добродетель, но скупость уже порок. Мужество и безрассудство так же являются двумя сторонами одной монеты. Только здравый смысл — фронезис — может найти баланс и уберечь от неочевидной ошибки. Имея эту добродетель, ты всегда найдешь, что сказать, и будешь знать, как поступить в любой ситуации.
3. Превосходство тела
Здесь нужно сделать поправку на дух времени, рассуждая о превосходстве или красоте тела, подразумеваются прежде всего мужчины. Женщины все еще занимали несколько иное положение, и до равенства было далеко. Так или иначе, Аристотель связывает красоту со здоровьем и силой. Молодой человек должен обладать телом, способным к быстрому бегу и силовому состязанию. На такое тело приятно смотреть, оно может вдохновить, вызвать зависть и побудить к действиям. Выходит, сильное и здоровое тело — это добродетель. Мужская красота, по Аристотелю, — это пригодность к воинской службе, то есть здоровье, а внешность одновременно приятная и грозная.
Данное превосходство доступно и старикам, хотя уже в несколько измененной форме. Они не могут бегать быстро, как раньше, не так сильны и проворны. Однако если пожилому человеку удается сохранять свободу от боли и болезней, он избегает разрушительного действия старости. Это значит, что человек имел превосходство тела и сохранил его до последних лет, что так же и несомненно является добродетелью.
Если же любые прочие добродетели характера сосредоточены не в прочном сосуде, помещены не в исправное и здоровое тело, то человек сталкивается со множеством ограничений. При прочих равных, ты просто не сможешь сделать или испытать так же много, как более здоровый и сильный человек. Плохое здоровье или запущенное тело буквально снижают потенциал, дарованный самой жизнью.
Аристотель утверждал, что здоровое тело позволяет быть более продуктивным, радостным и предприимчивым. Эти качества необходимы для процветания и счастья. Поэтому философ советовал всем заниматься спортом и следить за своим питанием.
4. Превосходство в привлекательности
Порядок, симметрия и определенность — вот главные формы привлекательности, которая, в отличие от красоты, остается неизменной всегда и везде. Забота о привлекательности может казаться чем-то поверхностным, маловажным в данном контексте, но ведь окружающие, тем более незнакомые люди, судят о нас прежде всего по внешнему виду. К людям, которые выглядят лучше, как правило, и относятся лучше. Это, безусловно, способствует успеху, а следовательно, и счастью.
Впрочем, кроме функциональной ценности привлекательность сама по себе является добродетелью. Нам больше нравятся эстетически приятные вещи, независимо от того, идет ли речь о картине, скульптуре или человеке.
Аристотель признает, что внешность, а с ней и большая часть человеческой привлекательности зависит от слепой удачи. Никто не выбирает, каким родиться, но кое-что мы все-таки можем контролировать. Каждый сам решает, как часто ему мыться, оставаться в форме или нет, подбирать одежду, которая подходит, или носить, что попало. Впрочем, излишняя привередливость к собственной внешности уже является пороком, во всяком случае для мужчины. Аристотель советует просто не выглядеть неряшливым и вести себя респектабельно.
5. Превосходство в богатстве
Богатство состоит не из самих вещей, которыми человек владеет, а из возможности использовать вещи или ресурсы. То есть по-настоящему богат не тот, кто номинально владеет, а тот, кто использует. Для Аристотеля богатство заключалась во владении роскошными поместьями, множеством скота и рабов. Такое положение неприменимо в современном обществе, но и понимать это следует не совсем буквально. Владение перечисленным является материальным богатством, но куда важнее, что они позволяют вести более продуктивную и счастливую жизнь. Тебе будет приятней творить, не влача жалкое существование в землянке, а проживая в отдельном доме. Рабы освобождают от рутинной работы, давая тебе больше времени на созидание. Имея такое положение и не пользуясь им для всестороннего процветания, человек впадает в порок. Здесь необходимы уже упомянутые здравомыслие и умеренность. Без них никакое богатство не сделает человека счастливым.
Напрямую за деньги нельзя купить счастье, но ими можно оплатить безопасность в форме охраны и высокого забора. Чужой опыт, собранный в книгах или головах учителей, красоту, будь то предметы искусства, домашнее убранство или платье для жены. Можно купить здоровье, улучшив свое питание, и тратить больше на медицину. Благотворительность и подарки повысят уровень твоего авторитета и общую благосклонность окружающих. Материальное богатство поможет высвободить больше времени, которое можно потратить на физические или интеллектуальные упражнения. Проще говоря, богатство раскрывает и расширяет мир, позволяет увидеть и сделать за жизнь больше.
Философия молчания: не говори, если оно того не стоит
6. Превосходство чести
Честь — это характеристика, которую человек добывает с помощью добрых или справедливых дел. Сегодня словом честь разбрасываются как угодно, понятие переместилось куда-то в область внутренних и личных ценностей. Наше общество атомизировано, нет особого дела до того, что о нас подумают другие. Данная идея теперь пользуется максимальной популярностью, поощряется тезисами вроде «всегда будь собой». Это здорово, если ты Аристотель, но в обратном примере, когда человек находится на моральном и материальном дне, оставаться собой значит оставаться на этом дне.
В ранних культурах иметь честь означало иметь достойную репутацию, уважение и в первую очередь среди сверстников. Ведь именно с ними человеку предстоит контактировать чаще всего, на протяжении большей части жизни. С первого взгляда кажется, что здесь тоже речь идет о чем-то более поверхностном. Можно обойтись и без всякого уважения, тем более в современном мире. Однако уже современные исследования показывают, что статус и признание имеют важнейшее значение для чувства благополучия, хотя и не являются им непосредственно. Аристотель считал нормальным, даже желательным не только совершать великие дела, но получать соответствующую известность благодаря им.
7. Превосходство в организованности
Простой тезис говорит о том, что все должно находиться на своих местах, быть готовым к использованию и не требовать времени на поиски. Несмотря на то, что Аристотель был афинянином, эту добродетель он почерпнул у спартанцев. В доме должен быть порядок, если сможешь его поддерживать, помещая вещи на свои места, это будет способствовать и порядку в голове, а также в самой жизни.
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что порядок и гармония красивее, а значит, и лучше, чем беспорядок. Хорошо организованная жизнь в плане быта порождает дисциплину, поощряет полезные привычки, вносит ясность ума. Все это позволяет скорее добиваться совершенства в прочих областях.
8. Превосходство в семейной жизни
По Аристотелю, наивысшее благословение на любой земле — это когда муж и жена в полном согласии ума и воли, совместно управляют своим домом, словно небольшим царством. Дом — это мастерская, где куется счастливая жизнь. Счастливый в браке человек излучает его на остальные области жизни. Несчастный в браке, напротив, лишен даже гипотетической возможности достигнуть счастья. Во всяком случае до тех пор, пока сохраняется такой брак. Если родитель испытывает радость в отношениях со своими детьми, он получает дополнительную радость от многих других, самых обычных вещей. Испорченные отношения с детьми портят и отношение к жизни.
Многие советы Аристотеля по построению прекрасной семейной жизни устарели. Все-таки им больше двух тысяч лет, но некоторые принципы, лежащие в их основе, мы все еще можем использовать. К своим женам следует относиться уважительно. Здесь нужно иметь в виду эпоху, когда женщины были обделены правами. Тем не менее, в качестве идеального примера Аристотель предлагает союз Одиссея и Пенелопы, которые в браке были равноправными партнерами. Кроме этого, каждый мужчина обязан участвовать в воспитании ребенка, с ранних лет прививать ему стремление к превосходству как в моральных, так и в практических добродетелях.
Русский космизм: «Звездные войны» с философским подходом
9. Превосходство интеллекта
Приятней и лучше всего жить в согласии с разумом и законами логики. Ничто другое на целом свете не играет такой важной роли в создании отдельного человека и всего человечества. Аристотель считал, что высшая добродетель — это интеллект человека, через который он демонстрирует свою разумность. Он призывал слушателей, а теперь и читателей к развитию памяти, восприимчивости к учению, скорой реакции и быстрому принятию решений.
Никто не может знать все обо всем, но каждый может узнать что-то о чем-то, будь то какая-то наука или вид искусства. По мнению философа, достойный или превосходный человек стремится сохранять остроту ума, не перестает учиться на протяжении всей жизни.
10. Превосходство в риторике
Знай ты хоть все обо всех вещах и людях в мире, от этого будет немного толку, если из-за плохого навыка речи не сможешь повлиять на окружающих. Более того, в данном случае неубедительно высказанная правда становится пороком, ведь говорящий снижает уровень ее восприятия. У Аристотеля есть целая книга «Риторика», посвященная искусству публичных выступлений. Это своего рода древний учебник по пропаганде. Каждый должен развивать свое красноречие, ведь это добавляет влиятельности, люди станут слушать с большим интересом и доверием, а потом будут пересказывать услышанное другим.
На публичных судах в Древней Греции, если судьи выносили неверный приговор, это была вина самих участников процесса. Они не смогли достаточно ясно и убедительно донести свою позицию, в то время как оппонент превзошел их в риторике и победил. Достигнуть вершин ораторского искусства невозможно, если человек не имеет достаточно широкого кругозора. Ему просто не хватит необычно красочных или сильных слов, он не сможет привести убедительные аналогии или исторические примеры. Риторика позволяет человеку заполучить и применить дар убеждения.
11. Превосходство в дружбе
Обладая всеми остальными благами, вряд ли кто-то выберет жизнь совсем без друзей. Люди — очень социальные существа, и Аристотель писал о дружбе больше, чем о любой другой добродетели. Благородные друзья помогают человеку сохранить собственное достоинство, найти опору в трудную минуту, не впав в отчаяние. Между тем, философ выделяет три типа дружбы.
Дружба во имя выгоды, когда люди объединяются для извлечения материальной пользы. Здесь важно учитывать, что они не стремятся нажиться за счет друг друга. Просто занимаются одним делом ради общего обогащения. Дружба в удовольствие — это когда у людей есть общие интересы или много приятных воспоминаний, тогда они наслаждаются через обычное общение.
Наконец, добродетельная дружба — когда люди, восхищаясь друг другом, взаимно вдохновляются на поступки и устремления. Аристотель считает, что все три типа дружбы способствуют достижению счастья, но отдельное место отводит последнему пункту. Наиболее ценными являются друзья, которые вдохновляют, мотивируют, подают пример, делая тебя немного лучше.