Человечество, как видно, выбрало для себя именно путь киберпанка. Это можно подтвердить наличием в нашей культуре и повседневной жизни большинства заданных авторами киберпанковской литературы постулатов, за исключением киборгов, биороботов и развитой генной инженерии. Вот несколько признаков того, что киберпанк практически стал реальностью в наши дни.
1. Огромные жилые комплексы
Население киберпанка в большинстве своём проживает в огромных комплексах, часто на 30+ этажей с тысячами маленьких квартир, которые больше похожи на место, где можно переночевать, а не на уютное жильё. Обеспеченные люди живут подальше от таких районов, где неизбежно наблюдается рост преступности и в целом маргинализация населения.
Это же наблюдается и в современных реалиях, когда застройщики хотят извлечь максимальную выгоду и строят огромные жилые комплексы с инфраструктурой, которой было бы достаточно для пары пятиэтажных домов, но точно не для стремящихся по высоте к небоскрёбам зданий. Помимо этого, чтобы сделать строительство ещё выгоднее, они создают максимально компактные планировки. И это единственное, что могут позволить себе многие люди, в особенности в мегаполисах.
Уже сейчас в Москве продают квартиры площадью менее пятнадцати квадратных метров, а в таких городах, как Гонконг и Сингапур, можно встретить в продаже квартиры на шесть и менее квадратных метров.
И все эти огромные жилые комплексы превращаются в города в городах, что также описывается в киберпанке. Возможно, через пару десятилетий мы увидим что-то похожее на то, что было в фильме «Судья Дредд» 2014 года, где люди жили в гигантских муравейниках на десятки тысяч жителей.
2. Hight Tech. Low life
Один из главных постулатов киберпанка — «Высокие технологии при низком уровне жизни». Да ты и сам мог наблюдать бездомных, которые в перерывах между просьбами подать милостыню смотрят что-нибудь в своих смартфонах, или как в обшарпанный подъезд панельной хрущёвки заносят 4K-телевизор диагональю 80 сантиметров.
Киберпанк подразумевает низкий уровень жизни, но достаточный, чтобы потреблять продукцию крупных корпораций, в том числе высокотехнологичную.
3. Влиятельные крупные корпорации
Уже сейчас существуют крупные корпорации, которые имеют собственные частные армии. Мы не будем называть их поимённо (понятно, по какой причине), но если говорить о России, то это крупные нефтяные корпорации. Что касается западных компаний, то частные армии есть у Exxon Mobil, Unilever и других крупнейших транснациональных корпораций.
Нередко они занимаются лоббированием собственных интересов и протаскивают через правительства нужные им законы, что уже говорит о большом влиянии. Доходит до того, что вместе с военными конфликтами, создаваемыми государствами, в горячих точках появляются частные корпорации, которые преследуют там свои интересы и, как видится, являются одними из тех, кто направил руку государства в правильную сторону.
И конечно же, крупные корпорации владеют буквально всем в мире. Так, например, капитализация Apple превысила два триллиона долларов в 2020 году. Для сравнения: бюджет России на 2020 год составляет примерно 256 миллиардов долларов.
4. Виртуальная реальность
VR-устройства уже не являются чем-то вроде чуда из книжек фантастов, и выходит немало проектов, где можно не только играть в очках виртуальной реальности, но и общаться в ней с другими участниками, вести что-то вроде типичной жизни, отыгрывая определённую роль. Дальнейшее развитие технологий виртуальной реальности сделает её более доступной для большинства людей.
Кроме того, активно развивается и AR (дополненная реальность), и граница между настоящим и созданным на экране высокотехнологичного устройства размывается всё сильнее.
5. Искусственный интеллект
Раньше искусственный интеллект был слишком слабым и мог выполнять ограниченное число задач. Сейчас же всё больше развивается сфера ИИ, машинного обучения, нейронных сетей и других технологий, которые приближают человечество к созданию полноценного искусственного интеллекта, способного не только выполнять определённые действия, заданные оператором с помощью алгоритма, но и проявлять креативный подход в решении задач.
Уже сегодня нейросети демонстрируют потрясающие способности. Они могут заменять лица людей в так называемых deepfake, что, как оценивают эксперты, в будущем подорвёт доверие людей к СМИ, рисовать картины и писать музыку на основе обработки созданного людьми контента, а также выполнять другие действия, о которых человечество не могло мечтать ещё десять лет назад.
6. Киберпреступность
Ежедневно в заголовках СМИ появляется очередная новость о том, что группа хакеров вскрыла какой-то важный сервер и либо украла с него данные, либо обнародовала их, вызвав скандал. Как пример — «Панамский архив», из-за которого полетели головы многих влиятельных людей и было раскрыто немало грязных секретов, или вмешательство в выборы США, когда на демократическую партию проводилась настоящая кибератака.
Кражи со счетов с помощью фишинга, воровство биткоинов, взлом секретных данных, атаки на серверы с целью положить сеть и вызвать коллапс в экономике — всё это уже давно стало реальностью.
5 миллионов за голову хакера: самые знаменитые хакерские группы
7. Нанотехнологии
И это не те нанотехнологии, которые презентовал бывший президент России и о которых было так много мемов, а самые настоящие технологические прорывы. Сегодня техпроцесс производства процессоров приближается к максимуму возможностей электроники, когда уже нельзя будет уменьшать размер микрочипов из-за ограничения законов физики.
Процесс миниатюризации влияет и на взгляд на человеческое тело — создаётся платформа для начала работы над изменением генома человека, что ранее было недоступно из-за слишком примитивных технологий. Человечество дошло до такого уровня развития, что вскоре будет возможно создание нанороботов, способных как лечить, так и уничтожать. И конечно же, такие технологии будут в руках корпораций.
8. Импланты и киберпротезы
Если раньше импланты показывались лишь в научной фантастике, то теперь они стали реальностью. Некоторые люди уже встраивают себе под кожу микрочипы NFC, которые позволяют оплачивать покупки без использования внешних устройств. Также импланты позволяют отслеживать показатели здоровья, и в дальнейшем они, если будут соединены с интерфейсом дополненной реальности, станут чем-то вроде шкалы здоровья в играх.
И конечно же, то самое чипирование, о котором все говорят. Разумеется, никто не будет чипировать население принудительно, и обратное возможно только в совсем тёмном антиутопическом будущем. Но как видится, уже через несколько лет люди начнут добровольно устанавливать подкожные чипы-паспорта со всеми данными о своей личности.
Что касается киберпротезов, то уже сегодня (пускай и редко) можно встретить людей, лишённых конечностей, которые установили протезы, похожие на те, что обычно используют герои из романов и игр в жанре киберпанка. Современные киберпротезы хотя и не подключены к мозгу, как в киберпанке, но позволяют человеку достаточно точно взаимодействовать с предметами.
9. Повсеместное распространение Сети
И хотя во времена первых романов в жанре киберпанка не было интернета, его появление предсказали некоторые фантасты, например Артур Кларк. В киберпанке люди зависимы от Сети, а в некоторых романах даже буквально живут в ней. Это же можно сказать и о современном обществе, которое неспособно представить свою жизнь без виртуального пространства, являющегося одновременно и университетом, и развлекательной площадкой, и местом, где можно поговорить на любые темы.
Интернет всё больше подменяет собой реальность и вырабатывает зависимость, и не станет удивлением тот факт, когда почти все сферы деятельности перейдут в это виртуальное пространство.
10. Обезличивание
В целях экономии корпорации создают продукцию, которая унифицирована для всех слоёв населения. Пожалуй, самым известным из подобных продуктов является айфон, который нацелен и на мужчин, и на женщин, и на миллиардеров, и на бездомных. Один из признаков киберпанка — это размытие границ, лишение индивидуальности продукта.
Глядя на многие современные высокотехнологичные устройства, имеющие различный функционал, человек, не знающий, что делает каждое из них, вряд ли сможет определить по внешнему виду, для чего конкретно нужна та или иная вещь. Это же касается одежды, автомобилей, внешнего стиля зданий и другой продукции.
Лучшее из киберпанка: 6 произведений игровой и киноиндустрии, заслуживающих внимания