Что такое инди-игры? Созданные на независимых студия простоватые шедевры? Или игры, непохожие на все? Или игры, на которые было затрачено меньше денег? Черт его знает, это было раньше, а теперь маститые студии делают проекты с закосом под инди, а некоторые независимые проекты (особенно последние) выглядят краше, чем новый Fallout. Видимо, тут, как и в инди-музыке, происходит взаимная диффузия с коммерцией. Но как говорит один раввин: «Какая разница, ты за это не платишь». Людям нравится тем более. Действительно, мы просто-напросто наберёмся наглости посоветовать самые лучшие, на наш взгляд, проекты, которые можно отнести к «инди». Может, ты в них играл, а может, у тебя свой хит-парад. Мы не настаиваем, мы советуем. Только без «майнкрафтов», «angry birds», «Мишек Фредди» и прочих, о которых знают все, и которые заполонили практически всё.
Braid
Эта игра – жемчужина всего игропрома, а не только жанра инди. И я готов петь ей оды на каждом углу, поскольку, спустя шесть лет, такого сильного впечатления от сюжета и антуража на меня не производила ни одна игра. Удальцу-молодцу Джонатану Блоу удалось не просто пересказать старую итальянскую сказку о похищенной злым монстром принцессе, но и вдохнуть в нее поистине новые, оригинальные идеи, украшенные слегка метафоричными игровыми механизмами, которые позволяют повелевать плавным и порой капризным течением времени.
Эта игра – откровение. Не только в плане своей игровой механики, но и в плане сценария. Она как будто окатывает тебя ледяным душем. «Перевёрнутое» повествование оказалось настолько глубоким, что не каждый фильм маэстро Бертолуччи может сравниться. Прыгающие головы, игры с замедлением времени, а также головоломки и подсказки, выдающие полную трагизма картину, не могут оставить тебя равнодушным. Игра сложная, но каждая минута, потраченная на неё, стоит того.
Рисованная графика только добавляет шарма происходящему и отнюдь не кажется детской. С этим могут сравниться разве что старые иллюстрации английской литературы. Но основная изюминка игры, уместно подчёркивающая все тонкости игрового процесса, это музыка. Такой потрясающий инструментал редко встретишь даже в качественном кино.
С 2008 года для автора этой статьи не вышло игры лучше, несмотря на любовь к фанатичному погружению в игровую реальность. Каждая деталь имеет огромное значение. Вдумайся и прочувствуй. Хотя… Не хочется вешать на себя ярлык мнимой элитарности, но это действительно игра не для всех.
Machinarium
Чехи умеют не только варить качественное пиво, но и завоевывать себе имя на неблагодарной ниве игропрома. И венчает этот успех, несомненно, Machinarium – игра в духе восточноевропейского артхауса, в который добавили роботов.
Разработчикам удалось выковать интересную механизированную вселенную со своим укладом жизни и социальным строем, украсить ее неповторимым визуальным стилем, придавшим определенную пикантность горам металлолома, намеренно лишить персонажей языковых средств и выстроить вокруг этого немого театра интересную повествовательную магистраль. Робкий и наивный главный герой, боязливо пробирающийся мимо жестоких, наделённых человеческими характерами консервных банок, норовящих вставить шуруп в отсек для масла, и решающий интересные головоломки, однозначно вызывает симпатию, как и ржавый, принадлежащий машинам мир. Если мир после восстания машин будет таким, то он ничем не будет отличаться от человеческого.
Don’t Starve
Игра, почти как эта жизнь – суровая и очаровательная. Цель игры – выжить любой ценой: не умереть с голоду, не быть растерзанным дикими монстрами (свинолюдами и рыболюдами, пауками трех сортов, высокими птицами, болотными щупальцами и даже механическими фигурами с шахматной доски), сделать себе примитивное орудие. Можно даже готовить котлеты из жаб.
В начале игры ты в панике носишься по пустоши, а в конце сидишь на своей вилле, собранной из подручных средств, дрессируешь пчёл и думаешь, чем бы заняться до того, как игровой мир натравит на тебя энтов, голодных собак, приход зимы или огромного «босса»-лося.
Игра держит в напряжении, любое промедление приведёт к тому, что безумный игровой мир поимеет тебя (всё, как в жизни). Но оторваться от неё очень сложно, даже психуя и в 573-й раз пытаясь выжить.
To the moon
В адрес этого корейского шедевра было спето немало дифирамбов. Мы споём ещё, тем более что такому шедевру не жалко. Обворожительный сюжет, который прошибает на скупую слезу даже нас, отплакавших своё на «Короле льве» и втором «Терминаторе». Тонкое, интересное повествование о попытках исправить ошибки прошлого не было бы таким бронебойным без волшебной музыки. Ну и антураж, простой, но человечный. Без него эта волшебная и очень грустная сказка не была бы возможной. Нет смысла говорить что-то ещё, ибо в этой игре, как нигде, легко раскрыть некоторые карты. А мы не хотим лишать тебя удовольствия.
Papers, Please
Примитивная графика нисколько не делает эту игру плохой или, упаси Господи, недостойной внимания. Наоборот, в этом есть своя притягательность. Возможно, она и позволяет вжиться в роль сотрудника КПП тоталитарной коммунистической Арстоцки. Не ищи эту страну на карте, она вымышлена, как и соседние Обристан, Импор и Колечия, из которых отчаянно льётся поток иммигрантов. Как актуально в наши дни. Хотя игра, скорее всего, навеяна Оруэлловским «1984», поскольку правительство Арстоцки и, в частности, «министерства», похожи на правительство книжной Океании.
Всю игру ты будешь проверять документы иммигрантов, находя в них несоответствия и опечатки. На первый взгляд может показаться скучным и унылым занятием, но через несколько минут ты понимаешь, что оторвать от компьютера тебя можно только чем-то бодрящим, вроде визита судебных приставов. Поначалу сложно, под конец – ещё сложнее, ибо требований становится больше, а поток меньше. Но есть в игре место и милосердию, так что тебе решать, разлучать ли семьи, помогать ли немощным старикам или с каменным лицом выполнять долг, ведь среди нарушителей вполне могут попасться провокаторы, пытающиеся взорвать КПП. На этот случай у тебя есть ружьё, надо только успеть выстрелить. А что ты хотел, 82-й год на дворе, террористы не спят, в том числе и ирландские.
Valiant hearts
Рисованная графика, пытающаяся более простым языком рассказать о такой непопулярной в нашей стране теме – теме Первой мировой войны. Пять персонажей, чьи судьбы сломала война, проходят одно испытание за другим, одну мясорубку за другой. Но благодаря рисованности, мясорубки смотрятся эстетично, и что главное, на протяжении всей игры ты понимаешь, что являешься свидетелем чего-то трагического. А по геймплею всё, как всегда: крутишь рычаги, отвлекаешь противника и стреляешь в него. И всё это в сопровождении уместной и очень хорошей музыки. Конечно, звание «инди» в конкретном случае притянуто за уши. Делали игру парни из Ubisoft, которые доказали, что у них получаются не только боевики про трейсера в капюшоне, но и отменные инди-игры.
Super Meat Boy
«Супер мясной пацан» – это для тех, кому не жалко своих нервов и потраченного времени, потому что пройти хотя бы чуть-чуть в этой экзекуции для пальцев и реакции сложнее, чем отличить Джастина Бибера от Майли Сайрус. А сюжет про Мясного Пацана, спасающего свою подругу, Пластырь-Девочку, от зловещего Доктора Зародыша, звучит, будто приписка к диагнозу шизофреника. Здесь всё традиционно, сложно и безумно. Однако скольжения и прыжки мясного пацана завораживают настолько, что оторваться сложно. Даже постоянно превращающие тебя в фарш ловушки становятся родными и милыми, как твой только что избранный губернатор.
Limbо
Лимб – это термин, использовавшийся в средневековом католическом богословии и обозначавший состояние или место пребывания не попавших в рай душ. Нет, это не чистилище. И красивый, черно-белый мир, воссозданный в игре, полный ловушек и наполненный обволакивающим эмбиентом, идеально подходит под описание. Вся игра – это метод «проб и смертей». От твоих решений будет зависеть, останется жив главный герой или нет. А ведь у него важная миссия – найти свою пропавшую сестру, блуждая по лесу и городу.
Игра потрясает. Многие считают её лучшей во всём инди-жанре, и с ними сложно поспорить. Всё стандартно: прыгаешь, карабкаешься, взаимодействуешь с предметами, убегаешь от злонравных червей, метаешь дротики. А вся суть игры сводится к тому, что наш малыш бежит себе, бежит, бежит, бежит… Потому что больше делать нечего. Но главное в этой игре не действие, а то, где происходит действие. Все сходятся во мнении о католическом лимбе. Все ловушки в игре представляют собой некое подобие теста, вознаграждением за прохождение которого является воссоединение с сестрой. Возможно, что мальчик, как и девочка, уже были мертвы к моменту начала игры, и лишь последняя встреча способна помочь им перейти в загробную жизнь. Сломанное стекло символизирует, что протагонист бежал от мира, который являлся последней остановкой перед небесами или преисподней. Может, мальчик почти умер к началу игры, и все последующие события происходят между жизнью и смертью? Разработчики молчат. Но после таких леденящих душу гипотез начинаешь смотреть на игру по-другому и даже ощущать какую-то ответственность за ведомого тобой паренька.
«Лимбо» – игра немногословная. Но эта немногословность заставляет задуматься о важных вещах. Что удивительно, поскольку всех тех глубоких смыслов, которые есть в этой игре, на самом деле нет – магия гениального антуража и немногословности. А может, на то и расчет.
BroForce
Простой, но обаятельный, прямо как BroDude, благо названия схожи. Эта 2D-стрелялка не высмеивает, а просто в голос ржёт над жанром голливудского боевика. Тут и американские флаги на чекпоинтах, и персонажи, в которых без труда угадываются Арни в образе «Командо», Рембо, «Крепкий Орешек» и, конечно же, Чак. Только у всех у них – приставка «Bro», и мы подозреваем, чтобы подмазаться к нашему журналу.
В отличие от остальных игр, здесь нет потрясающего спинной мозг сюжета или головоломок. Суть игры – спасай заложников, убивай, попутно разрушая всё вокруг. Так что, когда устанешь от трагичной мистики Limbо и Braid, смело играй в неё. Она для души, а не для тренировки мозга.
Plague inc.
Мы долго думали, какой игрой закончить список. Если насчёт первых девяти у нас сомнений не было, собственно, ради них статья писалась, то с последней возник вопрос. Много достойных, но мы решили взять симулятор, который многие относят к жанру инди. Собственно, остальные не против, чтобы этот шедевр относили к инди. Мы помним про «Shank», и про «Shadow ninja», и про занятную «World of goo», чьи истоки, видимо, берут начало в играх на «Windows 98», где нужно было за отведённое время построить водопровод. Но, на наш взгляд, создавать болезнь, которая сотрёт человечество с лица Земли, гораздо забавнее. Развивай способы распространения и смотри, как вирус под названием «Импортозамещение» (название можно придумывать любое, хоть «сифилис», хоть «твоя мамаша») уничтожает государство за государством. Раньше ты видел это в кино, теперь можешь устроить сам. Кстати, игра позволяет развить свои познания в географии, международной экономике и демографии.