Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Месть — блюдо, которое нужно подавать осторожно

brodude.ru_24.10.2016_imRPLDpREK2Qd

Вопрос

Здравствуйте, редакция. Очень нравятся ваши работы. Читаю каждый день.

Теперь к сути. Хочу узнать, что вы думаете по поводу мести. Вот, собственно, и всё.

Ответ

Здравствуй, читатель. Очень нравится твоя лаконичность. Вот уж не думали, что столкнемся еще в своей жизни с коротким вопросом. Но это всё шутки, спасибо тебе за преданность.

Вопрос, конечно, интересный, провокационный, но нам бояться и скрывать нечего, наши дела уже закрыты за отсутствием доказательств и истечением срока давности. Ты уж извини за сплошной субъективизм, ты ведь сам просил наше мнение. Надо сказать, что практически по всем аспектам оно сошлось, не зря ведь мы работаем вместе, мстительные ублюдки. Поэтому, возьму на себя смелость выразить мнение всей редакции, считай меня глашатаем нашей дружной команды, которая всегда готова к мести.

В послании к римлянам говорилось:

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

Но мы почему-то не уверены в том, что Боженька милосердный засыплет пеплом да золой головы тех, кто нас обидел. Мы не отдаем ужин врагу, только если это не в наших интересах. Потому что реалии жизни таковы, что ежели ты не ответишь, то прослывешь мальчиком для битья, да и гипертрофированное врожденное чувство мести нормального человека не позволит просто так снести позор. Гордость и самолюбие — это черты нормального человека, и желание отомстить — вполне нормальное.

К тому же не будем забывать, что все священные писания изобилуют призывами бичевать людей, а 137-й псалом, например, неприкрыто прославляет месть:

Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень.

Так что можно сказать, что Боженька одобрил.

Месть — это само по себе очень сложное, интересное блюдо, которое нужно не всегда подавать холодным. И самое главное, прежде чем браться мстить, оцени свои способности, ибо месть — искусство тонкое, требующее острого ума и рук, вырвавшихся из нужного места. Иначе эта тонкая наука превращается в похабщину и обыкновенный вандализм.

Во многом тема мести касается того, за что мстить и как мстить. Например, великодушие тоже нужно проявлять, но только если дело касается мелочей и близких людей. Ты станешь мстить своему лучшему другу за то, что он рассказал про вещи, которые бы ты не хотел афишировать? Или ты станешь мстить человеку, толкнувшему тебя утром в переполненной маршрутке? Ну он ведь сделал это нечаянно, что ж теперь, догонять и добивать его? Это даже не великодушие, а здравый смысл. Месть — это понятие больших категорий, кровных обид, порочащих оскорблений. Мстить можно только за те вещи, которые уронили твой авторитет, нанесли тебе серьезный вред и сделали посмешищем тебя и твоих близких.

Но самое главное помнить, что месть хороша только в том случае, когда речь идет о восстановлении справедливости.

Нельзя мстить от собственного бессилия и личной обиды, иначе мстить будут тебе. И если в этом всём виноват ты сам, то придержи свою ярость, иначе это будет называться вредительством, а не местью. Так что трижды подумай, прежде чем сваливать на кого-то вину. К сожалению, очень часто в этом деле нам недостает обыкновенного здравомыслия.

Так было и произошло в культурах, где развито понятие кровной мести. Посмотри на Южную Италию, где от вендетты половина населения переубивала друг друга. Во многом это являлось причиной бесконечной отсталости региона. Бесконечные убийства не благоприятствуют развитию общества, это во многом отталкивает его назад. Потому южная Италия всю жизнь находится в жопе, раздражая северную часть «сапога». Посмотри на Албанию, где до сих пор практикуется принцип «око за око». На нее же без слез не взглянешь. А Ближний Восток…эх!

Кровная месть зачастую захватывает горячие головы и толкает их на преступление. Убийство даже по законам справедливости всё еще считается правонарушением. Был один случай, из разряда «у знакомых моих знакомых». Парень южного происхождения сбил насмерть пешехода, который так же был представителем горячего южного племени. Самое интересное, что виноват пешеход, выбежавший на проезжую часть в обдолбанном состоянии. Водитель набрался мужества, принес свои извинения семье, и старшие, видя порядочность парня и осознавая, что он ни в чем не виноват, простили его. Но нашлись чересчур горячие идиоты, которые нашли и избили его до полуживого состояния. Парни просто слишком увлеклись своими обычаями и традициями, и как всегда, упустили главное: в любом деле нужно разбираться. В итоге дело ничем хорошим не закончилось, а идиоты только подставили себя и свою родню.

Так что убийство и калечение — выбор людей жестоких и глупых. Моральная боль может нанести больший вред. Например, мафия, послав жертве рыбу (своеобразную черную метку, красноречиво выносившую вердикт: «мафия решила, что ты сдохнешь»), могла томить ее в ожидании смерти вплоть до нескольких месяцев. Понимающая свою участь жертва начинала медленно сходить с ума, осознавая, что всё время находится на сушке. Моральный вред был гораздо страшнее физического.

Еще раз, месть — это блюдо искусных людей. Мстить нужно грамотно, чтобы доставить максимальную боль, эквивалентную той, что испытал ты. Иначе все твои попытки бессмысленны. Но если ты собираешься мстить, то причини боль моральную, не физическую. И ни в коем случае не переходи границы — месть должна быть эквивалетна поступку. Нельзя убивать за воровство, нельзя сжигать дом человеку, который просто неудачно пошутил про тебя в большой компании.

Главное, всё сделать так, чтобы человек страдал, но понимал, почему он страдает. Культивировать в нем вину за содеянное. Но еще раз повторим: месть хороша только в том случае, когда речь идет о восстановлении справедливости.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)