Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Как разбираться в живописи

Вопрос:

Здравствуйте!

Меня зовут Мухиддин. Я из Узбекистана. Читаю статьи на вашем сайте. Очень нравятся. Весьма интересные и креативные.

Хотя я много читаю, но все равно не могу понять некоторые ситуации. Можно ли я вам задам вопрос?

Как мы все знаем, в мире много музеев и дворцов. Каждый из них уникален и неповторим. Я посещал музеи в России, Франции, Бельгии, Голландии, Германии, США и т.д. Когда я смотрю картины Средневековья, стараюсь понять, что вообще там изображено. К сожалению, не всегда получается: очень разная тематика. Говорят, что для понимания картин нужно очень хорошо знать Библию. С этим я согласен.

Пожалуйста, если у вас есть очень умные люди, которые осознают важность этого вопроса, напишите статью об этом. Как вообще нужно посещать музеи мира, как знать без Google, что там ценного (например Часы Павлин в Эрмитаже) и как понять сюжет и историю картины? Как вообще человек должен смотреть и толковать живопись? Какие легкие способы существуют?

С надеждой увидеть ответы на мои вопросы в скором будущем и с уважением, Мухиддин.

Ответ

Конечно же нам можно задавать вопросы, разве не за этим ты нам написал? Кстати, огромная тебе благодарность: одно удовольствие — отвечать на такое. Хотя некоторые моменты нам кажутся чересчур наивными. Все гораздо проще, чем ты думаешь. Кто-то очень умный придумал аудиогиды и экскурсоводов, которые все объясняют. А чтобы разбираться глубже, нужно проявить заинтересованность. А легко это или нет — решай сам.

Современная цивилизация создала такое чудо, как интернет, который значительно облегчает жизнь. Вбиваешь в поисковике название музея, — и вуаля — все основные достопримечательности в кратком изложении перед тобой. Там же можно посмотреть историю создания картины, сюжет, какие-то тонкости. Очень удобно, особенно если времени на посещение не так много. Останавливаться на каждой картине нет времени, поэтому приходится включать крейсерскую скорость, пробегать аллюром мимо менее значимых картин, чтобы остановиться на признанных шедеврах. Хотя иногда картина в дальнем углу впечатляет больше, чем главный шедевр музейной коллекции. Например Сикстинская Мадонна: безусловно гениальное и прекрасное произведение, но в дрезденской галерее есть более впечатляющие вещи меньшего размера.

Некоторые считают, что черпать знания из интернета, тем более когда речь идет о таких высоких материях, — моветон. Для них это все равно что променять ночь музеев на концерт «Пошлой Молли» в «Ионотеке»: вроде бы тоже культурное мероприятие, но с едким привкусом дерьма. Потому что культура бывает разная.

Для таких людей вот уже сотню лет издаются книги, энциклопедии классического искусства, в которых представлены репродукции картин с краткой информацией о них. Чаще всего такие сборники разделяются по определенной тематике, например, на шедевры русского изобразительного искусства, лучшие работы конкретного художника, или коллекции определенного музея.

Я вот полюбил русское изобразительное искусство благодаря картинам Карла Брюллова. А в творчество Карла Павловича я влюбился благодаря шикарной книге с репродукциями, изданной в еще лохматые советские времена. Тут была и биография художника, и комментарии о том, как он писал свои гениальные итальянские пейзажи, и что обозначают жесты людей на картине «Последний день Помпеи».

Если хочется разбираться еще глубже, то придется читать монографии и книги всемирно известных искусствоведов. В свое время меня до глубины души впечатлила работы Элеоноры Пастон про творчество Виктора Васнецова. Могу еще порекомендовать монографию Светланы Альперс «Искусство описания: голландская живопись в XVII веке». Мы все любим замечательную, отдающую уютом голландскую живопись, великих Ван Дейка, Брейгеля, Рубенса. Но автор утверждает, что анализ невозможен без оптики. Интересная, хотя и не бесспорная теория. Получается, культурные люди европейского севера на картины смотрели, в отличие от итальянцев, которые старались распознать в рисунке аллегорический, философский или политический смысл.

Чудо как хороша книга почившего ныне искусствоведа Даниэля Арасса «Истории картин». Она состоит из небольших рассказов, посвященных проблемам перспективного изображения. Проще говоря, объясняет, что обозначают жесты архангелов, пейзаж за спиной Джоконды, огромные улитки на картинах Франческо дель Косса.

Обязательно почитай книгу «Живопись и социальный опыт в Италии XV века». Уже из названия ясно, что она про Италию и взгляды людей разных сословий на искусство. Элементарно, у купца и ремесленника глазомер был разный, и потому их видение полотен отличалось. Художники, само собой, учитывали этот факт при написании.

Положа руку на сердце одни из лучших книг по искусствоведению были написаны в советские времена. Чего только стоит восхитительная серия «Очерки истории и теории изобразительных искусств». Книги сами по себе небольшие, но в них доступным красивым языком, без лишних слов описываются основные вехи и лучшие мастера того или иного исторического периода или народа. Как известно, лучшая книга — это книга с картинками. Все нормально, репродукции и фотографии памятников архитектуры здесь есть. Честно говоря, не знаю, издается ли она сейчас, но думается, что даже в Узбекистане не составит труда найти старые издания. Может быть, они есть в библиотеках, или кто-то вздумает их перепродать.

Молодые авторы в своих новых книгах пытаются докопаться до истины, приписывают картинам полудетективные истории, пытаются взглянуть на известные шедевры новым взглядом, хотя все уже давно известно. Так что не смотри на дату выпуска книги.

Найти хорошие книги не составляет труда. Они не просто расширяют кругозор, но и учат воспринимать хорошо известные полотна иначе. Думаю, как-нибудь мы сделаем подборку книг по искусствоведению.

Чтобы разбираться в искусстве еще лучше, необходимо интересоваться биографией мастеров. Например, картины Караваджо становятся понятнее, когда понимаешь, что он нечаянный убийца, который почти всю жизнь провел в бегах. Картины и выходки Сальвадора Дали видятся несколько иначе, когда узнаешь про его окружение и нюансы семейной жизни.

Ну и конечно же искусство не может идти вразрез с историей. Именно она, голубушка, дает понять, какой общественно-политический заказ выполняли монахи, оставшиеся в истории под звучными именами Фра Анджелико, Фра Бартоломео и т.п. Появление авангардизма, кубизма и импрессионизма неразрывно связано с безумствами ненормального и революционного ХХ века. Когда вспоминаешь, что в те времена наркотики были лекарствами, технологии пошли вперед семимильными шагами, а нравы сильно поменялись, то находишь оправдание провозглашенной популярности и величию Модильяни. Ведь по сути, когда ты смотришь на фрески или полотна, ты читаешь исторический документ.

Иногда мы видим совсем не то что нам кажется. Например, масоны своей архитектурой оставляли целые послания. Каждый вензель, каждая кариатида, колонна и даже местоположение дома имеют значение. А непосвященный видит просто красивый дом XIX века. Искусство — тонкая вещь.

Читай книги, смотри документальные фильмы, они научат тебя видеть больше, чем просто красоту. Ну и заодно узнаешь, в каком музее что находится. Кстати, истории самих музеев порой интереснее их коллекций, так что если будет интересно, то изучи их.

Но это не все. Если хочешь стать искусствоведческим монстром, тренируйся. Например, учись отличать школы не глядя на авторов. Просто открой книгу с репродукциями и назови временной период, школу автора и в каком направлении он писал. Высший балл — имя художника. И старайся сам объяснить, что изображено на холсте, без подсказок. Даже если это абстрактная картина, хотя в них много смыслов. Ну а глубже разбираются только критики и культурологи.

Ну и наконец любое дело воспринимается иначе, если ты сам им занимаешься. Так же и с живописью: если ты сам рисуешь, то смотришь на холст другим глазом, как профессионал. Замечаешь такие нюансы, как линия, объем, цвет. Мы, простые смертные, видим что-то интересное, а художник — собранный пазл. Прими это к сведению, даже если не собираешься тратить время на курсы по рисованию. Тонкости художественной кухни, терминология и процесс создания значительно меняют восприятие. Это все равно что смотреть футбол и учить футболистов бить и давать пас, ведь коллегами вас не назовешь.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)