Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Жизнь ковбоя: ошибочные представления, навязанные через кино

Шестизарядный револьвер наготове, рядом надежный конь, на голове широкополая шляпа. Отстраненный взгляд, в зубах, которые способны переживать самый жесткий стейк, зажата сигара. Жизнь этого человека состоит из череды удивительных и крайне опасных приключений, а слава опережает его. Любой трактирщик угостит выпивкой, и в каждом городе героя ожидает влюбленная девица. Так мы представляем типичного ковбоя. Данное описание лишь отчасти соответствует действительности. Некоторые фильмы довольно точно передают антураж Дикого Запада и внешний вид ковбоя, но чаще всего его роль романтизирована, а образ жизни приукрашен до уровня чего-то фэнтезийного. Попробуем отмотать время назад, окунемся в реалии ковбойской жизни конца XIX и начала XX века.

Личная лошадь

Кажется, что это основной атрибут. Какой же может быть ковбой без лошади? Переходим сразу к математике и статистике. В конце XIX века нормальная ездовая лошадь стоила 150 долларов, а средняя месячная зарплата едва дотягивала до $50. Ни один человек не может откладывать все деньги на покупку чего-то дорогого. Выходит, копить приходилось долгие месяцы, может быть, и пару лет. Более опытные и высокооплачиваемые ковбои могли позволить себе личную лошадь. Однако большинство арендовали их у богатых владельцев ранчо (своих непосредственных работодателей).

Впрочем, после аномально холодной зимы 1885-го года изменился весь уклад. Тогда погибло многотысячное поголовье скота. Фермеры понесли огромные убытки и решили отказаться от практики долгих перегонов своей скотины. Теперь пастбища организовывали максимально близко к дому. Хотя услуги ковбоев все еще были необходимы, их функции все чаще сводились к ремонту забора и охране имущества. Окончательно убило профессию изобретение колючей проволоки, которая стала широкодоступна в начале XX века. Таким образом, «век» ковбоев продлился всего несколько десятков лет.

Нерассказанные истории о золотой лихорадке на Клондайке

Револьвер наготове

Револьвер — не менее важная и устоявшаяся часть образа ковбоя. Естественно, и здесь есть свои нюансы. Во-первых, оружие, как и патроны, тоже стоило немалых денег, хотя в суровых реалиях Дикого Запада многие мужчины имели револьвер или охотничье ружье. Таким образом, это не отличительная черта ковбоя, которому по работе оружие, в общем-то, было и не нужно. Он ухаживал за скотом, гонял его на пастбище и чинил заборы. Во-вторых, многие города объявлялись свободными от огнестрельного оружия. При въезде через главные ворота путник был обязан сдать свой револьвер или что там у него с собой есть. В противном случае вскоре появлялся шериф с несколькими помощниками. Они, в отличие от ковбоя, были куда более профессиональными стрелками. Подобная стычка не имела смысла, особенно если наш герой работал на ранчо, расположенном в этом же городе.

Безусловно, группа перегонщиков на дальние расстояния, тем более в другой штат, обязательно была вооружена. Прежде всего, им требовалась защита от диких хищников и инструмент для охоты. В случае нападения некрупной банды можно было попытаться дать отпор. Такое тоже случалось, но это было нечто неординарное, происходящее далеко не каждый день и не с каждой группой.

Опережающая слава

В те времена не существовало социальных сетей, но уже появлялись «блогеры», занимающиеся саморекламой. Только у честных рабочих на подобное не было времени, зато преступники, разъезжающие по округе, любили выдавать себя за несчастных и обделенных ковбоев. Это придавало им романтичности, как-то оправдывало. Ты не просто бандит, не желающий работать, а обманутый наглым владельцем ранчо трудяга. Непреодолимые обстоятельства и жестокая судьба вынудили встать на скользкий путь. Так и зарождались легенды о справедливых «Робин Гудах» американского розлива.

Лучшим примером является Джесси Джеймс (один из самых известных преступников своего времени). Его банда занималась грабежом поездов и дилижансов. Всякий раз Джесси передавал одному из свидетелей лист бумаги, где содержался список подвигов гангстера. Там излагались мотивы, краткая биография без неудобных деталей, описания дерзких грабежей, побегов и перестрелок. Конечно же, истории писались самим Джесси и потому были предвзятыми.

Другой известный бандит ,Билли Кид, также прилагал усилия по мифологизации своей жизни. Он промышлял угоном скота, что выглядит не слишком героически, поэтому приписывал себе десятки убийств. Так или иначе, никто из знаменитых налетчиков той эпохи не был ковбоем, а масштаб их личности почти всего раздут и искусственно романтизирован.

Истории с Дикого Запада, героем которых ты не хотел бы стать

Любовь и уважение

Джон Уэйн и Клинт Иствуд создали образы любимых всеми ковбоев, только они были актерами и снимались в фильмах по строгому сценарию. В реальности все обстояло несколько иначе, что опять же объясняется особенностью работы и стилем жизни. Ковбой получит деньги, когда перегонит скот или накормит его на пастбище. В его интересах выполнить задачу как можно быстрее. Это значит, что можно сократить маршрут, даже если придется идти по частной земле, затаптывая урожай другого фермера. Так же и с чужими пастбищами: скотине ведь все равно, чью траву щипать.

В более обеспеченных кругах ковбои воспринимались как низкоквалифицированная рабочая сила и просто люди, которым не стоит доверять. В середине XIX века США быстро расширялись на Запад. Какое-то время граница проходила по реке Миссисипи. С одной стороны оказались переселенцы, недолюбливающие ковбоев за постоянное пьянство и необязательность в плане рабочей этики. По другую стороны проживало коренное население, которое также не любило погонщиков скота, потому что пришельцы опустошали их собственные пастбища. В итоге нарисовалась удивительная картина. Прямо на острие фронтира, в самом опасном месте страны, ковбои оказались в немилости по обе стороны границы.

Не только белые ковбои

Джанго в картине Квентина Тарантино выглядит несколько инородно. Чернокожие ковбои нечасто появлялись на больших экранах, особенно в золотую эпоху вестернов. Поэтому нам кажется, что ковбойская тема связана исключительно с культурой белых людей, с «кантри» и прочими атрибутами юга США. Между тем к концу XIX века до четверти погонщиков скота были афроамериканцами или представителями коренных народов. Достаточно вспомнить, что гражданская война в США закончилась в 1865 году. Тогда миллионы рабов получили свободу, но не равные права или образование.

Физически крепкие мужчины, готовые работать за минимальную зарплату, устремились во все концы страны. Чтобы чинить заборы и следить за пастбищами, не требуется много ума, а значит, сгодятся руки любого цвета. Вдвойне хорошо, если они требуют меньше денег за свои услуги. Этим предложением быстро стали пользоваться владельцы ферм. Впрочем, чернокожие ковбои на протяжении всей эпохи подвергались процессу «отмены». Они сталкивались с бесконечными проявлениями расизма, несправедливостью закона и бытовой дискриминацией. Именно поэтому с концом эры ковбоев чернокожее население США первым отправилось в крупные города, где было намного больше работы.

Калифорнийская золотая лихорадка: как осваивали Дикий Запад

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)