Некоторые из старейших письменных источников, сохранившихся до наших дней, посвящены философии. С одной стороны, ни одно философское течение не умирает полностью. Интересные идеи переживают века и тысячелетия, перетекая в другие учения, несколько видоизменяясь, эволюционируя. С другой стороны, отдельные школы мысли теряют популярность, лишаются последователей и ярких лидеров. О таких примерах мы и вспомним, а также попытаемся обнаружить следы их интеллектуального наследия.
1. Моизм
Это философское течение возникло в эпоху «Сотни школ мысли» и называется так в честь китайского мыслителя Мо-цзы. Он путешествовал по раздробленному Китаю, распространяя необычные на тот момент идеи, записанные в тексте «Мози». Считается, что полный сборник имел 30 глав, из которых 21 сохранилась до наших дней. Автор приводит аргументы в пользу меритократии, то есть власти достойных, а не простому наследованию. Мо-цзы призывает к состраданию по отношению к окружающим, независимо от их социального положения. По мнению философа, сохранение мира и справедливое распределение благ являются первоочередными задачами государства.
Моизм известен как первая школа философии, которая ориентируется не на бесконечные логические блуждания в поисках истины, а на осязаемый результат, достигнутый максимально быстро. Каждый человек и все общество в целом должны получить пользу от сопричастности к государству. Безопасность, законность и порядок, богатство и процветание представляются как нечто взаимовыгодное как для отдельного индивида, так и для целой страны.
Моиз настаивает на простой идее, где ни один человек не может ставить себя или своих близких выше, чем всех прочих. Сострадание или наказание должно быть справедливым и беспристрастным. Удивительно, но человечество до сих пор не дошло до реализации данного принципа. Здесь можно заметить прямое противоречие конфуцианству, где родственные связи ставятся выше государства и всего остального.
Упадок школы наступил во время объединения Китая. Единой стране не требовалось чрезмерное количество советников при каждом дворе. Более популярное конфуцианство одержало верх, хотя и переняло некоторые идеи из моизма.
Русский космизм: «Звездные войны» с философским подходом
2. Киренаики
Школу основали последователи Аристиппа из города Кирена в Ливии. Основная идея заключалась в доведении до абсурда учений Сократа. Киренаики противопоставляли свой гедонизм аскетизму, называя наслаждение высшей ценностью жизни. Главенствующее значение отводится личному опыту человека, пережитым эмоциям, полученным воспоминаниям. Можно сказать, что так зародился культ потребления. Впрочем, оригинальных текстов не сохранилось и все, что мы знаем о данном течении, было подчеркнуто из трудов Диогена, Цицерона и Плутарха.
Киренская школа задается вопросом: как может человек довериться кому-то, особенно в плане выбора идей и мыслей, если он не знает об опыте, которым обладает предполагаемый мыслитель или учитель. Здесь Аристипп Старший бросает камень в огород аскетичного Сократа, который известен тягой к придворным гуляниям.
Поиски истины и ответов на вечные вопросы могут занять целую жизнь, не делая человека лучше, богаче, умнее или счастливее. К тому же эмпирически доказано, что лишь единицы достигают самореализации и счастья. Зато с удовольствием мы все знакомы, испытываем его регулярно. Так почему бы не сделать его смыслом жизни? Так или иначе, личный опыт будет из чего-то сформирован. Так наполним его удовольствием, приятными воспоминаниями, положительными эмоциями.
Сократ тоже говорил об удовольствии как о части хорошей жизни, но киренаики выделяют именно физическое удовлетворение, настаивая на важности получать его здесь и сейчас, а не когда-нибудь потом. Правильная дружба рассматривается как корыстное предприятие, где человеку нужны только такие друзья, которые могут оказаться полезными. Желательно не теоретически в будущем, а прямо сейчас и регулярно. Некоторые киренаики доходят до действительно радикальных идей по меркам философии того периода. Они утверждают, что с добродетелями Аристотеля хорошая жизнь вообще недостижима.
11 достоинств по Аристотелю: как стать человеком
3. Цинизм
Школа, основанная Антисфеном — учеником Сократа. Одним из самых известных представителей является Диоген, который провел часть жизни в бочке, не имея никакого другого имущества. Смысл подобных действий заключается в демонстрации презрительного отношения к человеческой морали, культурным ценностям и общественным нормам. Стремление жить в полной гармонии с природой, подобно дикому зверю, приводит к аскетизму. Хотя он и не является самоцелью.
Сегодня тоже можно встретить циников в философском значении слова. Это отшельники, ушедшие жить в лес, или осознанные бездомные, выписавшие себя из государственной системы.
Если несколько упростить, то можно сказать, что цинизм — это отказ от всего, что не является необходимым для физического выживания. Такому образу жизни противится культура, сама история человеческой цивилизации, которую, впрочем, Диоген так ловко высмеивал.
Кроме всего прочего, циники разработали концепцию космополитизма, где человек должен сохранять верность человеку, а не месту своего рождения. Сегодня это называют экстремизмом. Идея опасна и для прошлых тысячелетий, если учесть, насколько ограниченным был институт гражданства в Древней Греции. Школа цинизма освобождает и отделяет индивида от государства, позволяя ему тратить время и силы по своему усмотрению. Однако за это приходится платить отказом от всех благ и большей части социальных связей.
Неудивительно, что сегодня данное течение практически мертво. Даже отшельники и прочие асоциальные элементы едва ли назовут себя циниками, ведь теперь это слово имеет совсем другое значение.
Как научиться самопознанию: 10 советов от греческих философов
4. Трансцендентализм
Трансцендентализм — первая американская школа философии, зародившаяся в Новой Англии в самом начале XIX века. Мыслители Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо соединили целый ряд идей из самых разных областей философии. Это пример «американского плавильного котла», только в интеллектуальной области. Индивидуализм, выступающий против рабства, в сочетании с британским романтизмом. Культура фронтира, вера в безграничную силу личности и патриотизм соседствуют с христианской моралью и «американской мечтой».
Отказавшись платить подушный налог, Генри Дэвид Торо был арестован. Находясь в заключении, он написал труд «Гражданское неповиновение». Там рассматриваются обязанности граждан и их право на отказ от сотрудничества с правительством, когда последнее действует вразрез с совестью и общечеловеческой моралью. Сам Генри аргументировал свое нежелание платить налог тем, что не поддерживает вторжение в Мексику и не желает в этом участвовать даже косвенно. Ральф Уолдо Эмерсон так же не платил налоги, но избежал обвинений, потому что уже много лет жил один на озере. Он продвигал идею, где основной движущей силой перемен является личность, отдельный человек, которого что-то не устраивает.
В 1844 году газета The Dial, которую редактировал Эмерсон, закрылась. По словам главного мыслителя школы трансцендентализма, движение окончательно выдохлось к 1850-му. К тому моменту закончилась Американо-мексиканская война. Мексика лишилась половины своих территорий, а в Калифорнии полным ходом шла золотая лихорадка. Несмотря на короткую жизнь и скорый упадок школы, некоторые ее идеи продолжают вдохновлять американцев, находя отклик в мыслях и творчестве. Романтика фронтира и сила личности остаются важнейшими элементами американской культуры.
Какой была демократия в древнем мире и почему она рухнула
5. Логический позитивизм
Логический позитивизм, или неопозитивизм, можно считать попыткой продвинуть в философию принцип верификационизма, то есть идею познания мира исключительно через наблюдаемые доказательства, которые опираются на рационализм, математику и логику. Истинным является лишь то, что может быть проверено эмпирически: через наблюдения или опыты. Проблема данной идеи в том, что она полностью обесценивает такие вещи, как метафизика, этика и эстетика, то есть умножает на ноль Сократа, Аристотеля и десятки других великих мыслителей. К тому же неопозитивизм заставляет задуматься о том, что вообще можно считать наукой.
Один из лидеров школы логического позитивизма Витгенштейн пересмотрел свои взгляды после Второй мировой, признавая, что его идеи зашли в тупик. Вне всяких сомнений, это подтверждает храбрость и высокий интеллектуальный уровень мыслителя. Следом устремились и другие видные неопозитивисты. Например, Философ Алфред Джулс Айер согласился с тем, что почти все учение логического позитивизма оказалось ложным, тем не менее школа оказала свое влияние на весь мир через науку. Во многом благодаря неопозитивизму сформировалось понятие научного метода и зародилась аналитическая философия.
Современная философия: 5 важных идей, выдвинутых в последние 50 лет
Комментарии
(0)