Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Заброшенное величие: грандиозные сооружения, которые покинули люди

Наверное, в каждой стране есть свои призраки величия. Грандиозные архитектурные проекты, которые не были завершены или по какой-то причине оказались заброшены. В последние пару десятков лет возник даже индустриальный туризм. Это специальные экскурсии по городским достопримечательностям. Только в данном случае туристов интересуют не парки, бульвары или памятники, а всевозможные заброшки. Увлечение вполне можно понять, ведь каждое такое строение имеет богатейшую историю, которая еще не закончена.

Гостиница Рюген

В самом центре Пхеньяна возвышается огромная пирамидальная структура. Это настоящий мегапроект по меркам КНДР, который так и не был завершен. Роскошная гостиница в 105 этажей не приняла ни одного посетителя, оставаясь своеобразным памятником нереализованных амбиций. Работы начались в 1987-м — это был ответ на построенный годом ранее сингапурский отель Westin Stamford, ставший самым высоким в мире на тот момент. Период относительного благополучия Северной Кореи скоро сменился катастрофическим падением. В 90-х годах по стране прошел голод, поэтому руководству страны, как и гражданам, стало не до символизма с архитектурным величием.

Гостиница Рюген является одним из самых узнаваемых символов КНДР, приковывая внимание журналистов, дизайнеров и архитекторов. Когда стало ясно, что строительство заморожено на неопределенный срок, в СМИ поползи слухи о допущенных ошибках при планировке. Некоторые журналисты предсказывали скорое разрушение «пирамиды». Очевидно, что этого не произошло и главная проблема заключается в финансировании.

На возведение каркаса ушло около миллиарда долларов, это 2–3 % ВВП страны. За время простоя мировые стандарты для гостиниц такого класса сильно изменились. Сегодня завершение проекта потребует инвестиций еще в несколько миллиардов. Впрочем, однажды строительство возобновлялось. С 2008 по 2011 год были завершены все работы по фасаду здания. Однако через многочисленные окна видно, что внутри помещений царит пустота.

Европейские издания нелестно отзывались о проекте: Рюген удостоен звания худшего и самого уродливого строения в мире, что явно не соответствует действительности.

Вертикальные трущобы: Башня Давида

Станция метро «Сити-Холл»

Под улицами города, который никогда не спит, находится обширная сеть метро. Нью-Йоркский метрополитен считается одним из самых грязных и запущенных в мире, но есть там и свои чудесные островки. Станция «Сити-Холл», выполненная в неороманском стиле, была открыта в 1904 году. Со временем она перестала отвечать стандартам: единственная и довольно короткая платформа, а поворот, ведущий со станции, оказался слишком крутым для новых вагонов.

В середине 1940-х годов проложили новые линии метро, а «Сити-Холл» была окончательно закрыта. Однако жители Манхэттена помнили о необычном дизайне заброшенной станции. Арки, световые люки и латунные люстры сильно контрастируют на фоне остальной подземки.

Несмотря на то что станция закрыта для публичного доступа, ежегодно туда спускаются тысячи человек. Существуют специальные туры по самым интересным местам нью-йоркского метро, и станция «Сити-Холл» входит во все программы и маршруты. Кроме того, само правительство города иногда организовывает экскурсии в «секретное подземелье».

Примечательно, что стены станции остаются свободными от граффити. В СМИ появлялось несколько публикаций о вандализме, после чего проблему оперативно решали городские службы. Всякий раз общественность единогласно осуждала «художников», и, похоже, теперь это действительно всеобщее табу.

Остров Хасима

На южном побережье Японии находится остров Хасима. Среди местного населения он больше известен по неофициальному названию Гункадзима — «Крейсер». Благодаря плотной застройке и бетонному ограждению, остров и правда напоминает военный корабль, будто приставший к берегу. С геологической точки зрения это кусок скалы, слегка поросший зеленью.

Первое постоянное поселение появилось здесь в 1810-х годах, когда в толще породы нашли уголь. Век спустя это был крупный промышленный центр. Кроме шахт и бараков, на «Крейсере» появились магазины, больница, школа и свое кладбище. В какой-то момент на территории в 6,3 гектара проживало 5 259 человек, что делало остров самым густонаселенным местом на планете. Средняя плотность составляла 139 000 человек на квадратный километр.

Во время Второй мировой сюда свозили китайцев и корейцев, им обещали хорошие зарплаты и возможность интеграции в общество. Многие наемные рабочие погибали от невыносимых условий труда, мало отличимых от каторги или концлагеря. Отдельные шахты уходят на 600 метров ниже уровня моря. Если случалась авария, никто не спешил на помощь горнякам, ведь проще завезти новых, здоровых и пока еще полных сил.

В 1974-м запасы угля полностью истощились, все производства свернули. Никакой другой работы на острове не было — люди покинули «Крейсер». На протяжении нескольких лет велись дебаты о включении острова в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Резко против выступали две Кореи. Возражения обосновывали страданиями, которые терпели корейские рабочие, трудясь на местных шахтах. Японское правительство и владелец шахт — компания Mitsubishi — отказались обсуждать компенсации для выживших. Тем не менее в 2015 году объект попал в региональный список наследия промышленной революции периода Мэйдзи.

Сегодня это туристическая достопримечательность с ограниченным доступом ввиду аварийного состояния большей части построек.

Колодец без воды: элитные трущобы Йоханнесбурга

Уникальная башня Саторна

Sathorn Unique Tower безмолвно наблюдает за оживленным улицами Бангкока. 49-этажный небоскреб должен был стать символом экономического чуда Таиланда. Первые два этажа отводились под коммерческое использование, на остальных размещалось 600 квартир. Примечательно, что они не продавались в полную собственность, а сдавались в аренду на длительные сроки, вплоть до 99 лет. Однако строительно прекратилось в 1997-м, когда разгорелся азиатский финансовый кризис, затронувший большую часть региона. Тогда строительные проекты остановились во всем Бангкоке. Около 300 высоток оказались заброшены, хотя многие из них впоследствии были достроены и сданы в эксплуатацию.

Другая судьба ожидала Уникальную башню Саторна, которая, несмотря на расположение, так и не нашла своего инвестора. Сегодня строение пользуется популярностью среди любителей урбанистического туризма. На входе дежурит охрана, так как проход на территорию запрещен, но, по многочисленным свидетельствам, попасть внутрь можно за небольшую плату. Здание оказалось в центре скандала. В 2014 году группа туристов обнаружила повешенного гражданина Швеции на 43-м этаже. Согласно местным суевериям, башня никогда не будет достроена потому, что отбрасывает тень на буддийский храм, расположенный неподалеку.

Дома-НЛО в Саньчжи

В 1975-м на Тайване умер знаменитый политик и полководец Чан Кайши. Одним из его памятников должен был стать футуристический проект — комплекс из домов в форме «летающих тарелок» на океанском побережье. Жилье предназначалось для наиболее богатых жителей острова и самых высокопоставленных членов Гоминьдана (политическая партия Тайваня). В каждую «тарелку» вела изящная мраморная лестница — специальная горка позволяла спуститься со второго этажа прямо в океан или бассейн. Здания созданы из бетона и стекловолокна, что подчеркивает футуристический характер проекта.

Ожидалось, что небольшой городок принесет огромные деньги, станет магнитом для финансовой элиты страны, но начался внутренний кризис. Уже покрашенные и почти готовые к заселению «тарелки» остались без коммуникаций. Вроде бы мелочь, но процесс смены застройщиков и управляющих компаний затянулся на годы. В итоге здания пришли в упадок и частично были разграблены. С 2008-го Саньчжи проходит по кадастровым документам как пустырь. Официальные лица сообщили, что все «НЛО» демонтированы. Однако, если судить по записям туристов от 2021 года, как минимум часть зданий остаются на месте.

Вертикальные трущобы: Башня Давида

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)