Первые европейцы прибыли в Японию в 1543 году. Следующие двести лет цивилизации занимались ограниченной торговлей. Больше остальных преуспела Голландская Ост-Индская компания.
К середине XIX века мир стал слишком тесен, в плотно запертые двери Японии, которая вела умышленную политику изоляционизма, настойчиво постучали оружейными залпами.
За пару десятилетий правительство Японии заключило множество неравноправных договоров, попав в экономическую и культурную зависимость от сильнейших стран Запада.
Ничто не бывает в жизни дороже, чем бесплатно.Мотоори Норинага
Кроме денег, оружия и прочих товаров европейцы привезли с собой западную философию. Оказалось, что данное культурное поле пустует. В Японии даже не существовало такого понятия.
В 1874 году Ниси Аманэ ввел термин «тэцугаку», обозначающий то, что мы воспринимаем как философию. Японцы быстро осваивали английский, французский и немецкий языки, чтобы разобраться в импортированных философских идеях и текстах.
В 1901-м интеллектуал и общественный деятель Накаэ Темин заключил, что с древнейших времен и до текущего момента в Японии не существовало никакой философии.
Многие японские интеллектуалы поддержали мнение Накаэ. Но даже век спустя ситуация практически не изменилась. В японских университетах философия преподается в рамках программы «Де-Кан-Шо». Это сокращение от трех имен — Декарта, Канта, Шопенгауэра. Как видно, все трое — европейцы, хотя из разных стран. Их труды и являются главенствующими, а часто и единственными компонентами курса.
С другой стороны, Япония чтит свою интеллектуальную историю, которая изучается в рамках регионоведения, религии, истории и литературы. Такое положение сохраняется с 1877 года, когда Като Хироюки основал японскую университетскую систему.
Закрытая школа мысли: 5 вымерших течений в философии
Европоцентризм
Для начала нам нужно определить, почему японская мысль не воспринимается как философия. Когда европейцы занимались колонизацией мира и сталкивались с иными системами мышления, они просто не считали так легко покоренные народы равными себе. Долгое время шли споры о том, считать ли индейцев, африканцев и азиатов людьми.
В представлении европейцев философия слишком высокая и благородная форма сознания, чтобы ей могли обладать туземцы. К тому же в большинстве случаев у покоренных народов отсутствовало само слово «философия». Следовательно, даже представители интеллектуальной элиты не являлись философами.
Эту позицию необязательно принимать, но вполне можно понять. Представь себе Европу, которая выстраивает огромные колониальные империи. Может ли она считать интеллектуальную историю и культуру «цивилизационного захолустья» равной себе?Высокомерие, невежество и очевидные геополитические успехи заставляли верить в то, что философия не существует за пределами Европы. После двух мировых войн империи рухнули, мыслители из разных стран стали выстраивать национальные интеллектуальные истории, пытаясь создать свои философские концепции и тем самым доказывая, что они не являются людьми второго сорта и в плане мысли ничем не уступают бывшим колонизаторам.
На этом фоне выделяется Япония, где «неправильными философиями» признавались в первую очередь неевропейские учения. Более того, сами же японцы оставались наиболее рьяными последователями идеи о том, что у них не было и нет философии.
Язык слаб, но способен убить самого сильного человека.Мотоори Норинага
Японовед Томас Касулис объяснял такое отношение японцев к своей философской школе тем, что они остаются в интеллектуальной и культурной колонизации даже после окончания Второй мировой войны.
Японский евроцентризм особенно выделятся на фоне всех азиатских соседей. Проблема действительно глубока: многие интеллектуалы Страны восходящего солнца убеждены, что только европейские языки способны постичь и в полной мере передать универсальные истины.
Таким образом, европейское высокомерие накладывается на японскую почтительность. Результатом становится самоколонизация.
Философские идеи, бросающие вызов жизни, миру и самой реальности
Аргументы против японской философии
Отрицание наличия национальной философии не всегда базируется на преклонении. Например, Дзиро Ватанабэ соглашается с тем, что чистая философия является западным понятием, ведь она зародилась в Древней Греции.
Слово «философия» означает любовь к мудрости. Японская система мысли называется «сисо» — это не философия, а нечто иное, что довольно трудно объяснить человеку, который не владеет японским языком в совершенстве. Эта интеллектуальная система не лучше и не хуже европейской философии — она просто другая и называется иначе.
Второй аргумент заключается в том, что японская философия слишком религиозна. Одна из ключевых фигур эпохи Просвещения Сигэки Нисимура считал, что из-за влияния буддизма «сисо» выходит слишком далеко за рамки разумного, в то время как западная философия ищет истины, изучает Вселенную с нуля, без оглядки на священные писания.
Другими словами, философия не опирается на аргументы авторитетов, когда «сисо» и вся японская интеллектуальная история крайне догматичны.
В 1993 году Сакамото Хякуда сформулировал мысль о том, что на протяжении всей истории японцы имитировали все импортное. Буддизм и конфуцианство пришли из Китая в VI веке, европейская философия — в середине XIX века. В коренном синтоизме изначально не было ничего философского, поэтому в Японии и не сформировалась собственная философия.
Философские идеи, бросающие вызов жизни, миру и самой реальности
Первые ростки
Большинство японских интеллектуалов, пожелавших стать признанными философами, занимались лишь интерпретацией и ретрансляцией идей Канта, Ницше, Аристотеля и других.
Однако есть и по-своему уникальные примеры — прежде всего Китаро Нисида, основатель киотской школы философии. Ему удалось соединить западную и восточную мысль воедино, получив нечто новое. Так японская философия перешла на стадию, где уже могут генерироваться оригинальные идеи.
В общем-то, схожие процессы происходили и ранее. Конфуцианство и буддизм, пришедшие из Китая, за следующие века довольно сильно изменились под влиянием японской мысли, культуры и традиции.
Это явление не уникально. Ницше считал, что древние греки не пришли к своей философской традиции естественным путем и полностью самостоятельно. Они так же впитывали детали, идеи и концепции из других, более древних культур, постепенно видоизменяя их, приводя к более понятным для себя формам. По сути, главное достижение греков заключается в том, что они подобрали оставленное кем-то «копье» и сумели бросить его очень далеко, на целые века вперед.
Философ Танака Одо соглашается с данной картиной, ссылаясь на то, что все современные школы мысли так или иначе на своей заре вдохновлялись чем-то уже существующим. Япония здесь не исключение.
Сначала она только подражала философским традициям Европы, но постепенно начала переходить к самостоятельности. Это займет еще некоторое время, но ведь и наиболее популярные европейские философы возникли спустя многие века после древнегреческих мыслителей.
Как научиться самопознанию: 10 советов от греческих философов