Первые европейцы прибыли в Японию в 1543 году. Следующие двести лет цивилизации занимались ограниченной торговлей. Больше остальных преуспела Голландская Ост-Индская компания.
К середине XIX века мир стал слишком тесен, в плотно запертые двери Японии, которая вела умышленную политику изоляционизма, настойчиво постучали оружейными залпами.
За пару десятилетий правительство Японии заключило множество неравноправных договоров, попав в экономическую и культурную зависимость от сильнейших стран Запада.
Мотоори Норинага
Кроме денег, оружия и прочих товаров европейцы привезли с собой западную философию. Оказалось, что данное культурное поле пустует. В Японии даже не существовало такого понятия.
В 1874 году Ниси Аманэ ввел термин «тэцугаку», обозначающий то, что мы воспринимаем как философию. Японцы быстро осваивали английский, французский и немецкий языки, чтобы разобраться в импортированных философских идеях и текстах.
В 1901-м интеллектуал и общественный деятель Накаэ Темин заключил, что с древнейших времен и до текущего момента в Японии не существовало никакой философии.
Многие японские интеллектуалы поддержали мнение Накаэ. Но даже век спустя ситуация практически не изменилась. В японских университетах философия преподается в рамках программы «Де-Кан-Шо». Это сокращение от трех имен — Декарта, Канта, Шопенгауэра. Как видно, все трое — европейцы, хотя из разных стран. Их труды и являются главенствующими, а часто и единственными компонентами курса.
С другой стороны, Япония чтит свою интеллектуальную историю, которая изучается в рамках регионоведения, религии, истории и литературы. Такое положение сохраняется с 1877 года, когда Като Хироюки основал японскую университетскую систему.
Закрытая школа мысли: 5 вымерших течений в философии
Европоцентризм
Для начала нам нужно определить, почему японская мысль не воспринимается как философия. Когда европейцы занимались колонизацией мира и сталкивались с иными системами мышления, они просто не считали так легко покоренные народы равными себе. Долгое время шли споры о том, считать ли индейцев, африканцев и азиатов людьми.
В представлении европейцев философия слишком высокая и благородная форма сознания, чтобы ей могли обладать туземцы. К тому же в большинстве случаев у покоренных народов отсутствовало само слово «философия». Следовательно, даже представители интеллектуальной элиты не являлись философами.
Высокомерие, невежество и очевидные геополитические успехи заставляли верить в то, что философия не существует за пределами Европы. После двух мировых войн империи рухнули, мыслители из разных стран стали выстраивать национальные интеллектуальные истории, пытаясь создать свои философские концепции и тем самым доказывая, что они не являются людьми второго сорта и в плане мысли ничем не уступают бывшим колонизаторам.
На этом фоне выделяется Япония, где «неправильными философиями» признавались в первую очередь неевропейские учения. Более того, сами же японцы оставались наиболее рьяными последователями идеи о том, что у них не было и нет философии.
Мотоори Норинага
Японовед Томас Касулис объяснял такое отношение японцев к своей философской школе тем, что они остаются в интеллектуальной и культурной колонизации даже после окончания Второй мировой войны.
Японский евроцентризм особенно выделятся на фоне всех азиатских соседей. Проблема действительно глубока: многие интеллектуалы Страны восходящего солнца убеждены, что только европейские языки способны постичь и в полной мере передать универсальные истины.
Таким образом, европейское высокомерие накладывается на японскую почтительность. Результатом становится самоколонизация.
Философские идеи, бросающие вызов жизни, миру и самой реальности
Аргументы против японской философии
Отрицание наличия национальной философии не всегда базируется на преклонении. Например, Дзиро Ватанабэ соглашается с тем, что чистая философия является западным понятием, ведь она зародилась в Древней Греции.
Слово «философия» означает любовь к мудрости. Японская система мысли называется «сисо» — это не философия, а нечто иное, что довольно трудно объяснить человеку, который не владеет японским языком в совершенстве. Эта интеллектуальная система не лучше и не хуже европейской философии — она просто другая и называется иначе.
Второй аргумент заключается в том, что японская философия слишком религиозна. Одна из ключевых фигур эпохи Просвещения Сигэки Нисимура считал, что из-за влияния буддизма «сисо» выходит слишком далеко за рамки разумного, в то время как западная философия ищет истины, изучает Вселенную с нуля, без оглядки на священные писания.
Другими словами, философия не опирается на аргументы авторитетов, когда «сисо» и вся японская интеллектуальная история крайне догматичны.
В 1993 году Сакамото Хякуда сформулировал мысль о том, что на протяжении всей истории японцы имитировали все импортное. Буддизм и конфуцианство пришли из Китая в VI веке, европейская философия — в середине XIX века. В коренном синтоизме изначально не было ничего философского, поэтому в Японии и не сформировалась собственная философия.
Философские идеи, бросающие вызов жизни, миру и самой реальности
Первые ростки
Большинство японских интеллектуалов, пожелавших стать признанными философами, занимались лишь интерпретацией и ретрансляцией идей Канта, Ницше, Аристотеля и других.
Однако есть и по-своему уникальные примеры — прежде всего Китаро Нисида, основатель киотской школы философии. Ему удалось соединить западную и восточную мысль воедино, получив нечто новое. Так японская философия перешла на стадию, где уже могут генерироваться оригинальные идеи.
В общем-то, схожие процессы происходили и ранее. Конфуцианство и буддизм, пришедшие из Китая, за следующие века довольно сильно изменились под влиянием японской мысли, культуры и традиции.
Это явление не уникально. Ницше считал, что древние греки не пришли к своей философской традиции естественным путем и полностью самостоятельно. Они так же впитывали детали, идеи и концепции из других, более древних культур, постепенно видоизменяя их, приводя к более понятным для себя формам. По сути, главное достижение греков заключается в том, что они подобрали оставленное кем-то «копье» и сумели бросить его очень далеко, на целые века вперед.
Философ Танака Одо соглашается с данной картиной, ссылаясь на то, что все современные школы мысли так или иначе на своей заре вдохновлялись чем-то уже существующим. Япония здесь не исключение.
Сначала она только подражала философским традициям Европы, но постепенно начала переходить к самостоятельности. Это займет еще некоторое время, но ведь и наиболее популярные европейские философы возникли спустя многие века после древнегреческих мыслителей.
Как научиться самопознанию: 10 советов от греческих философов
Комментарии
(0)