Современные скульптуры не сравнимы с работами старых классических школ. Это больше не статичные объекты — сейчас творцы экспериментируют с формой, цветом, звуком и подачей, совмещая их в одном арт-объекте и получая на выходе совершенно новые эксклюзивные работы. Яркий пример такого синтеза цифровых технологий и искусства — аудиовизуальная скульптура Stella. О том, как пришла идея такого уникального арт-объекта и как претворяли сложную задумку в жизнь, нам рассказали ее создатели из объединения молодых инженеров-специалистов «КРАВТ».
Что такое SONIC SCULPTURE
SONIC SCULPTURE — это проект медиахудожника, композитора и продюсера Тараса Машталира. Его творения представляют собой интерактивные объекты, в которые интегрированы звуковая и светодиодная системы с набором сенсоров, считывающих движения вокруг них.
Основная функция арт-объектов SONIC SCULPTURE — генерирование гармонических колебаний звука и света. Скульптуры фиксируют движения людей, анализируют полученные данные, организовывая их по пифагорейским принципам и преобразовывая в светомузыкальную композицию. Таким образом, аудитория управляет аудиовизуальным пространством скульптуры, погружаясь в процесс взаимодействия с объектом и создавая коллективную и цельную музыкальную композицию. SONIC SCULPTURE — это настоящие культурные артефакты.
Идея и концепция скульптуры Stella
Работы Тараса Машталира направлены в первую очередь на изучение потенциала, который заложен в правильном применении новых форм искусства и дизайна для улучшения экологии общественных пространств. Stella, как и другие артефакты Машталира, призвана реагировать на окружающую обстановку и в соответствии с ней задавать нужную атмосферу за счет гармоничных сочетаний света, цвета и звука.
Этот проект являет собой результат совместной работы компании «КРАВТ» с технической стороны и Тараса Машталира со стороны искусства. Перед создателями стояла сложная и труднореализуемая на практике задача — сделать уникальную скульптуру, которая бы генерировала различные светозвуковые эффекты в зависимости от поведения людей.
Процесс создания арт-объекта Stella
Работа Машталира над этой идеей продолжалась более десяти лет, начавшись с Массачусетского технологического института в Бостоне. Однако реализована она была уже здесь, в России, при поддержке кафедры светового дизайна университета ИТМО. Первые пробные версии подобного объекта сейчас находятся в Шанхайском музее науки и технологии и в музее оптики в Петербурге.
Концепция скульптуры не нова — ранее Машталиром уже был сконструирован артефакт с таким же названием. Однако Stella в том виде, в котором она существует сейчас, является уникальным объектом, неким симбиозом высоких технологий и искусства.
Специалисты отвечали за конструкцию и создание целостного объекта. Скульптура состоит из нескольких частей, и главной задачей инженеров было собрать их в единое функциональное целое. «Подружить» и заставить работать синхронно все элементы удалось не сразу — потребовалось много работы. Но возникшие трудности лишь сильнее подогревали интерес создателей к проекту, и весной 2020 года родилась та концепция, которая существует сейчас.
Основной элемент скульптуры — это столб из матового оргстекла, в котором находится лента с 720 светодиодами. Поместить их внутрь и добиться плавного перелива цветов — это первая и достаточно непростая задача. Сейчас благодаря работе специалистов светодиоды плавным мерцанием образуют непрерывную светоцветовую волну.
Вторая задача — маскировка светодиодов и устранение локальных засветов. Для этого были сделаны дополнительные акриловые вставки, которые позволяют добиться плавного градиента цветов. Дополнительно были созданы акриловые насадки, которые надеты на лампочки. А для получения более глубокого цветового эффекта в конструкции есть зеркала, которые преломляют и отражают мерцание светодиодов.
Всё это было интегрировано в прочную и устойчивую конструкцию. Также инженерами был разработан соединитель, который позволил бы разбирать и собирать столб. Стандартные устройства не подходили под задачи, стоящие перед создателями, поэтому было сконструировано новое.
«Нам требовалось, чтобы стержень был быстросъемным и при необходимости мог легко монтироваться без дополнительных средств. Сейчас мы можем подойти к Stella, взяться руками за стержень и легко его поднять. При этом ничего не ломается и не перезагружается: Stella понимает, что из нее изъяли стержень. Вставить его обратно можно в любом положении: благодаря нашему специально разработанному замку, стержень автоматически центрируется, контакты соединяются самостоятельно», — объясняет Александр Воронов, менеджер по развитию студии «КРАВТ».
Тарас Машталир выступил не только композитором и художником. Его авторству также принадлежит код управления скульптурой, ее «мозг». Им было разработано несколько музыкальных алгоритмов и профилей настроек, которыми можно управлять прямо со смартфона.
Возможности и особенности Stella
В базе Stella несколько частей: музыкальная колонка, специализированный компьютер, блоки питания и платы управления собственной разработки. Также в нее встроены видеокамеры с ночным видением, которые позволяют скульптуре сканировать окружающую обстановку, считывать жесты людей и передавать информацию об обстановке в компьютер. Последний просчитывает данные и отправляет их в плату управления, после чего колонке и светодиодам отдаются команды. Зрители двигаются, а из высококачественных колонок BOSE льется мелодия. Всё это возможно благодаря уникальным алгоритмам, разработанным инженерами.
Stella также способна распознавать людей в радиусе до двух метров. Процесс анализа поведения и жестикуляции окружающих полностью автономен, а светомузыка проигрывается непрерывно.
Stella — уникальный высокотехнологичный музыкальный инструмент, для владения которым не требуется особых знаний. Всё, что нужно, — это интуитивное творческое восприятие и пара плавных движений. Арт-объект выводит восприятие искусства на новый уровень, давая зрителю возможность стать не только его частью, но и создателем.
Это полностью отечественная разработка: Stella сконструирована российскими инженерами, вся техническая поддержка также на русском языке. Работа над проектом продолжается непрерывно — скульптура модернизируется. В планах инженеров сейчас работа над визуальной составляющей Stella: планируется сконструировать артефакт полностью из матового стекла.
Подробнее о возможностях Stella
Как звуковые скульптуры меняют мир
Экспонаты на выставках, как правило, беззвучны и неподвижны. Взаимодействие с ними ограничивается рассматриванием через витрину или на расстоянии, и лишь в некоторых случаях допускается взаимодействие зрителей с ними. С аудиовизуальными скульптурами всё иначе: посетители при помощи жестов и движений вступают в некий диалог с арт-объектом, который синтезирует звуковую дорожку в ответ на движения.
Звук — ключевая составляющая в данных композициях. Даже безмолвные статичные скульптуры окружены шумом (разговоры, звуки шагов, движение машин и прочее так называемое звуковое загрязнение), но артефакты SONIC SCULPTURE не просто собирают звук вокруг себя — они создают новый, в соответствии с окружающей обстановкой. Интерактивность — еще один важный элемент этих скульптур. Параметры звука определяются окружающей обстановкой: аудитория сама задает музыкальное наполнение пространства.
Аудиовизуальные скульптуры — это не просто новая форма искусства. Это способ создания особого музыкального пространства среди городского шума. Артефакт Stella способен подстраиваться под обстановку, задавая гармоничную звуковую атмосферу в помещении. Сейчас скульптура является частью постоянной экспозиции в новом павильоне «Союзмультфильма» на ВДНХ, однако планируется более широкое ее применение. Cкульптура может использоваться для образования новых визуальных структур для публичных пространств, которые меняют представление о музыкальных интерфейсах. Применение может быть как образовательным, так и терапевтическим.
Под руководством Тараса Машталира уже было создано несколько подобных артефактов, среди них WAVE и «Опус». Обе скульптуры имеют тот же принцип: они улавливают движения зрителей, отвечая им светозвуковыми волнами и генерируя гармоничную музыкальную композицию. Однако по сути своей это прототипы нового объекта, созданного в тесном творческом сотрудничестве со студией «КРАВТ».
Комментарии
(0)