Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Выбери боевое искусство для себя

Каждый из нас в детстве ходил в какую-либо секцию. Парни из нашей редакции не исключение. И во время написания статьи про самооборону в редакции разгорелись нешуточные баталии по поводу выбора определенного вида самообороны.
Так мы решили в будущем написать статью с оценкой тех или иных видов единоборств. В критерии оценки вошли как простота освоения, так и эффективность использования определённого вида спорта в «реальных условиях». Ну что же, будущее наступило, приступим.

1. Бокс

brodude.ru_5.01.2015_r8iU95Q3buz4w

Бокс является самым распространённым и одним из любимейших контактных видов спорта всего мира. Изначально турниры по кулачным боям, которые потом и выросли в бокс, проходили ещё в Древней Греции. Конечно, тогда всё было немного иначе, люди лупили друг друга кулаками без всяких перчаток и шлемов, а мы вернёмся в реальную жизнь. В боксе одной из главных составляющих является выносливость. Именно поэтому во всех фильмах про бокс мы видим бегающих или прыгающих на скакалке чуваков.

Простота освоения: для начала освоения бокса нужно, конечно, прийти в школу бокса, благо дело, в России клуб бокса есть практически в каждой деревне. Так что с этим проблем нет. Особых растяжек или любых других начальных навыков, кроме нормальной физической подготовки и умения сжимать руки в кулак, нет.

Длительность подготовки: перед тем, как ты сможешь выдавить из себя что-либо стоящее, должно пройти не менее полугода. На самом деле это ещё мало, потому что в каком-нибудь кунг-фу тебе потребуется не менее нескольких лет.

Зрелищность: не будь бы бокс зрелищным, не устраивали бы по нему так много различных чемпионатов, не так ли? И если включить тот самый ящик с помоями (это мы про телевизор), то по России после новостей идёт Бокс.

Эффективность: в реальной жизни бокс является одним из самых эффективных видов спорта. Если на тебя нападут в любом из переулков, то что-что, а кулаки всегда будут с тобой. Пары тройки точных и резких ударов в голову свалят практически любого кабана, а удары в солнечное сплетение и живот отобьют желание гнаться за тобой. И не важно, в каких штанах ты будешь, тебе не нужно будет задирать ноги выше пупка.

2. Карате

brodude.ru_5.01.2015_TdqMxQzVXKhyd

Издревле используется злобными узкоглазыми дядьками с востока. В отличие от джиу-джитсу или дзюдо в карате практически не используются захваты и броски. Большая часть приемов – удары руками или ногами. По зрелищности мало что превосходит карате. Чуваки в кимоно, различные като, крики при каждом ударе – всё пронизано культурой восточных единоборства.

Простота освоения: в России карате долгое время было под запретом и довольно недавно получило распространение. Поэтому клубов карате в России не так много. Для каратиста необходимо иметь хорошую растяжку, с чем у многих чуваков возникают проблемы. Мы, конечно, знаем, что в возрасте 9 лет ты садился на шпагат и мог подтянуться больше 20 раз, но теперь тебе придётся снова садиться на шпагат или хотя бы поднимать ногу выше пояса без боли сам знаешь в каких местах.

Длительность подготовки: в карате длительность подготовки на порядок выше, чем в боксе. Тебе необходимо будет изучить множество кат, получить несколько поясов и много раз по морде, прежде чем тебя посвятят во все приемы карате.

Зрелищность: как было написано выше, это самый зрелищный вид спорта с нашей точки зрения.

Эффективность: в начале своего обучения ты вряд ли сможешь выйти из драки без единой царапины, как в крутых боевиках. Карате, как и многие другие восточные виды единоборств, было изобретено больше для защиты безоружных крестьян, чем для нападения. Поэтому в начале своего обучения ты научишься отменно защищаться. Плюсом будут различные набивки рук и ног. В зимнее время года на гололеде с ногами, конечно, будет тяжелее, но кто говорил, что путь воина – это легко?

3. Самбо

brodude.ru_5.01.2015_NBLwRDexwPEh9

Звучит круто, но расшифровывается в довольно простую фразу: самозащита без оружия. Вот и всё, что тебе нужно знать о самбо. Самое патриотичное боевое искусство, так как было создано в СССР.

Простота освоения: где, как не у нас на родине, осваивать самбо? Для начала тренировок ничего особого не нужно. Просто будь в форме и купи экипировку.

Длительность подготовки: уже через несколько занятий ты узнаешь азы и сможешь применять некоторые приемы на практике. Так как самбо по большей части борьба – многое зависит от известных тебе приемов и умения их выполнять.

Зрелищность: одно дело – спортивное самбо (это именно борьба), и совсем другое – боевое. Кому как, а мужики, которые валяются в партере, не кажутся особо зрелищными. Другое дело, если перед партером пролетит пара вертушек или джебов.

Эффективность: так как это самозащита без оружия, то и эффективности у данного вида спорта не отнимать. Защитить себя ты точно сможешь. Главное не бойся изваляться в грязи. Другое дело, если нападающих будет больше одного, тогда пригодятся навыки боевого самбо.

4. Тхэквондо

brodude.ru_5.01.2015_CDQOuAa8KZ1Dl

Корейское боевое искусство, где преимущественно используются ноги. Изначально задачей данного боевого искусства было выбить наездника из седла, этим и объясняются различные прыжки и задирание ног выше собственной головы.

Простота освоения: аналогично карате. Лучше всего идти в тхэквондо с хорошей растяжкой. Конечно, удары руками здесь тоже имеются, но основной упор идёт на ноги.

Длительность подготовки: как в большинстве восточных боевых искусств, длительность подготовки бойца довольно большая. Оттачивание различных приемов и приведение своего тела до нужного состояния требует немало времени.

Зрелищность: когда ноги летят во все стороны и всё это делают чуваки в кимоно, это очень зрелищно. Тем более возможность поднять ногу до уровня своей головы может не каждый.

Эффективность: конечно, отточив свой навык до совершенства, тебе никто не будет страшен, но у тхэквондо есть один минус: в классическом тхэквондо в основном защищается туловище, и руки у головы держать не принято, поэтому можно схлопотать хорошую оплеуху. И одежду нужно носить подходящую. В джинсах или брюках довольно плохо с подвижностью. Хотя вид летающего с ногами вперёд чувака заставит негодяев бежать от него подальше.

5. Тайский бокс

brodude.ru_5.01.2015_ptAv06GhbidYs

По-другому – муай тай или бой восьми конечностей. Почему восьми? Потому что помимо рук и ног в бой идут локти и колени. В какой-то степени схож с карате, но отличается отсутствием кат. Так же схож и с боксом (не зря же его называют тайским боксом).

Простота освоения: осваивается примерно так же, как и бокс. Для новичка в большей степени необходима изначальная физическая подготовка. Хоть в тайском боксе и есть удары в голову, растяжка тут не так важна.

Длительность подготовки: уже после полугода занятий можно будет блеснуть навыками причинения боли людям в различной степени.

Зрелищность: в зрелищности тайский бокс и бокс находятся примерно на одном уровне. Хотя говорят, что тайский бокс более зрелищен ввиду ударов ногами.

Эффективность: если совсем упростить, то муай тай – это бокс и удары ногами, поэтому эффективность применения тайского бокса за стенами зала понятна без всяких сомнений. Многие люди не готовы к ударам ногами и рефлексивно опустят руки для защиты нижней части туловища, в этот момент и пригождаются навыки бокса. Да и визитную карточку тайского бокса – лоукик – еще никто не отменял.

6. Джиу-джитсу

brodude.ru_5.01.2015_LbJ5WljCHfpsy

Школа восточных боевых искусств, призванная обращать силу противника против него самого. Использовалось самураями для защиты от вооруженного противника. Бить по доспехам довольно глупо и больно для обороняющегося, поэтому в данном виде боевых искусств преобладают броски и заломы.

Простота освоения: данное боевое искусство может освоить любой человек (даже твоя девушка), для него нет необходимости в большой силе или выносливости.
Длительность подготовки: как и во всех восточных единоборствах, нужно время и ещё раз время.

Зрелищность: в долгой возне в партере на соревнованиях зрелищности практически никакой. Только искушенный любитель данного направления поймёт весь букет правильных прогибов и выводов на болевой.

Эффективность: в идеале при овладении техникой джиу-джитсу получить по морде или тем более быть искалеченным практически не представляется возможности. Каждый удар врага будет обращен против него же самого. Каждый захват поведёт на болевой. Только вот остановит ли болевой гопника? Это уже другой вопрос, хотя никто не запрещает сломать ему пальцы или руку.

В завершении хочется сказать, что каждый вид спорта хорош и лучше заниматься хоть каким-нибудь, чем сидеть дома и отращивать жирок на животе. А что подойдёт именно тебе – решать, опять же, тебе. Сходи на бесплатное занятие в каждую секцию и выбери искусство себе по душе. А если уже выбрал, напиши в комменты, какое и почему.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(48)

vagiz

Позволю себе открыть холивар на тему «Кто кого отмутузит».

McLovin

Мда, ребят.. Поставить муай-тай после карате и тхэквондо это, как минимум, глупо. Эффективность муай-тай выше хотя бы из-за ударов локтями и коленями, а также, ударов с разворота и в прыжке. Они здесь выполняются без всяких выкрутасов и максимально просто, без этого вашего дзен и смысла жизни.
В карате и тхэквондо это все усложнено до такой степени, что на улице абсолютно не канает.

Владимир Прохоров

Готов частично оспорить.
Ушёл из тая в карате.
1) удары локтями и коленями представлены не меньше чем в тае (для любителей прыгать тоже)
2) усложнённость условна, в основному возникает из за выбора наиболее «короткой» траектории удара при сохранении хлёсткости.
3) из личного опыта, и опыта одногрупников могу сказать,что на улице «канает». И с боксёрами тоже.

Из оговорок:
1) Время обучения на самом деле большое. До уровня, когда на самом деле появится какой-то навык — 3-4 года тренировок по 3-4 в неделю. Без халтуры.
2) Очень много зависит от стиля и школы. Здесь нужно четко разделять спортивное каратэ и «боевое». Среди «боевых» опять же важны не «новоделы», а классика.
3) Как и везде 70% зависит от хорошего наставника/тренера. Несмотря на «общую»методику даже в рамках одной школы уровни бойцов у разных наставников могут отличаться радикально. Вычищается это только на аттестационных боях.

McLovin

И да, кстати, автор ничего не сказал об ударах локтями и коленями в муай-тай.
Мой совет-не надо писать о том, в чем не разбираешься.

AlexKid

Мой вам совет — читать внимательнее («По-другому – муай тай или бой восьми конечностей. Почему восьми? Потому что помимо рук и ног в бой идут локти и колени.»). И так смешно вышло, что я всё таки хожу именно на тайский бокс. Не так долго, около полу года, но всё же.

Расим

Как-то уж все поверхностно. Нужна растяжка-не нужна, нужна подготовка-не нужна. Везде все нужно. Вот ногу на улице выше пояса задирать точно не нужно.
Несправедливо обошли вниманием славяно-горицкую борьбу и бузу. Исконно русские виды единоборств, об эффективности и говорить не приходится.

Ethernet

Наверное обошли в связи с тем, что не существует исконно русских стилей борьбы. а то что Вы написали — новодел и самопал?Об их эффективности говорится не приходится, в этом соглашусь. Она нулевая.

sashagetit

Крав-мага ещё забыли, как раз для улицы. Мне, к сожалению ничего не подойдёт, ибо при росте 163 и весе 55 меня ничто не спасёт, хотя совсем физически неподготовленного чувака в 90 кг уработал

Chuvak2.5

Чувак, 163/55 — не списывай себя со счетов! Бокс и база тебе в помощь. Был в вильно бандюга 165 см и 70 кг. Жал 200, боксировал. Вырубал с одного удара и неважно, в голову или грудак, любого. Правда его потом застрелили…
Так что вставай на лыжы.
А статья — так себе, ерунда.

sashagetit

у меня костяк тонкий, в 18 лет я весил 38, спасибо пауэрлифтингу

Chuvak2.5

А где граммарнаци??? Жи ши…
«лыжи»

Seth

Бро, оправдания типа широкая или худая кость-это глупости. Можешь по тихой есть кальций, укреплять мышцы и прибавить в весе. Лично я думаю, тебе подойдет борьба. Это отличный вид спорта, в котором невысокие люди спокойно кидают кого угодно (там есть несколько фишек, которым тебя обучат, вес противника не будет сильной помехой даже при разнице в 20 кг).

Коля Кудисов

В тхэквондо форма называется добок

broker

Занимаюсь муай-тай три месяца. Физуха была не очень, подтянули немного. Холивар разводить не хочу, но удары коленями и локтями — мегаэффективны т.к. в обычной потасовке в 99% оказываются неожиданными. Однажды в спарринге пропустил колено в солнечное сплетение — учился дышать заново и это еще было удачей т.к. колено предназначалось для челюсти.

Larsen

какой холивар начался )
когда читал ,хотел и свои пять копеек вставить )
не буду сравнивать муай тай и карате с боксом ,
скажу лишь (на правах КМС по карате),что ИМХО никто не будет махать ногами на улице
а преимущество каратиста — это дистанция и скорость
как говорил мой тренер : «Хороший каратист всегда лучше хорошего боксера »
и дело совсем не в ногах

Некто

Кунг-фу я бы назвал более эффективным, чем карате. Я занимался им несколько лет, у нас были смешанные с каратеками соревнования. Почти все медали были у наших. У меня был бой в 1/4 финала против каратиста и все как на ладони — слишком много лишних движений, малая гибкость. Кунг-фу более плавное и оборонительное.

Ethernet

Кунг-фу, которое гунгфу, вообще в природе не существует. Есть множество стилей ушу, многие из которых больше похоже на гимнастику. В нашей стане распространено, в основном. в виде этих самых внутренних (гимнастика) стилей и немного Ушу Саньда. Последнее направление мне очень нравится, но найти секцию все равно сложно, в основном предлагают непойми что, под этой вывеской. А уж на секцию «кунг-фу» точно идти не стоит, если есть выбор между чем-то посерьезнее айкидо и «этим»

Илья Козлов

Я тоже вставлю свои пять копеек.
Два года занимался кикбоксингом. По сути тот же муай-тай только без локтей. Мощно и очень эффективно.

Но вот Ушу — в частности стиль Вин-Чун как по мне намного эффективнее и карате, и кикбокса, и порой даже джиуджитсу. Вырубать человека с пары ударов на короткой дистанции. А еще линия Ип-Мана(наиболее эффективная) изучается полностью за 2 года.
Если глянуть в историю — карате, это копипаста ушу. Даже основатель карате это признал.

А еще забыли про Айкидо. И не говорите что это боевое искусство — ложь. Не хочу начинать холивар, но все зависит от направления. Если найти хорошего учителя, то каратистов выносить будете как нехрен делать.

Ну и под конец — забыли про Пенчак-Силат, Калари, Кендо и, конечно, Сумо.
Все кроме последнего весьма эффективны.

Мне кажется, что в Вашей редакции особо не интересуются боевыми искусствами =)

Расим

И Кудо, тоже популярный в нашей стране вид — сочетает броски и ударную технику.

Ethernet

Айкидо бесполезно. Нет, если на машине времени притащить Морихея Уэсибу в не совсем преклонном(да и в преклонном вполне) возрасте, то он много кому прикурить даст, хоть из профи, хоть из кого. Только у него была база айки-дзюцу и сумо. А у обычного адепта айкидо нет никакой.Посмотрите на ютубе какие-нибудь видео «айкидо против…». Там очень смешно против дзюдоиста, т.к. на занятиях по айкидо так не нападают и как защищаться, айкидока тоже не может понять. Плюс партера там нет совсем….Стиль ущербный, подойдет только для стариков, либо мастеров в каком-то другом стиле, которые непонятно зачем начали заниматься айкидо и могут что-то из него наложить на имеющиеся навыки.Само понятие айки применимо в любом единоборстве, но айкидо отдельно отвсего бесполезно практически полностью. Разве что падать научат и то совсем не так качественно, как ддюзо и пр. контактном спорте.

Ethernet

Кстати, в кикбоксинге еще и лоу-кика нет, как и в тхеквондо.Так что фанатам ударки я бы рекомендовал бокс, Муа-Тай и Ушу Саньда, но т.к. последнее найти вне Китая не очень легко, то Бокс и Муай-Тай.Карате для фанатов карате. Очень странная концепция с закрепощением, из-за чего удары не такие сильные, как в других ударных стилях. + в голову обычно не бьют, по крайней мере руками. А в условной встрече на улице риск получить по голове раз в 5 превышает все остальные части тела вместе, так что набивка из сурового кекусинкай или ашихары мало поможет.

Rodion

нет лучших школ, есть лучшие мастера.(кемпо).
Будущее за смешаными школами, но на основе глубокой инегррации существующих достижений уже существующих. Кака правило новодел в основном слишком поверхостен. Из существующих следуэт выделить: бокс, карате(сётокан, косики,киукушин), муа-тай,винь-чунь, бразильское джиу-джитсу, таекондо, пинчак-силат. Это самые эфективные и своеобразные стили. Каждый имеет свои плюсы и минусы. На их основе можно слепить жесть.

Джонни

При росте 180 и весе 58-60 мне на бокс прийти нормально будет? Ни разу не занимался боевыми искусствами, до этого только легкой атлетикой занимался. Такого веса не мало? Меня там не убьют?) Или лучше подотожраться немного?

AlexKid

Я так понимаю ты жилистый и подвижный чувак. Спокойно иди. Нормальный тренер не будет выпускать неподготовленного чувака на спарринг. Там на тебя посмотрят и решат. Все будет круто.

Serge Turgeneff

Более чем нормально. Там же по весовым категориям. У тебя даже преимущество будет (рост и «reach» в своей категории). Первый год тебя вообще в спаринги не должны ставить. 3 месяца минимум (иногда 6) — зеркало, потом к мешку допустят. Потом к лапам. Но должны быть игровые упражнения, имитирующие спарринг «колено-плечо.»
Главное адекватный тренер и не лезь в спарринги, а то вырубят и отобьют нафиг всё желание. Удачи!

plectar

чуваки, а как же айкидо? опс, заметил в коменте, пас…

Джонатан Ливингстон

Джит Кун До, если уж на то пошло. Обобщение многих из перечисленных выше БИ.

Ethernet

Самодел Брюса Ли, который не получил распространения вообще нигде, тем более в нашей стране. И смысл его обсуждать?Я уже не говорю о том, что Брюс ничем особо не прославился, кроме кинематографа.

Serge Turgeneff

Занимался боксом несколько лет. Также немного дзюдо, тайского и ММА. Бывал на тренировках по Крав-Маге и Каратэ. Довелось спаринговать с каратистами — закончилось печально…для каратистов.
Скажу так, в условиях России — бокс и немного азов борьбы, уже неплохо. Ногами в джинсах хай-кики в голову не особо-то и позаряжаешь, а если гололёд и слякоть, то тем более. Если противников несколько (что у меня бывало довольно часто), то бороться с ними по-одному просто смертельно опасно (!) Зарядят в голову сзади или нож в печень.
На улице когда прилетит несколько ударов в голову, моментально забываешь о всех сложных движениях. В ход идёт старая добрая прямая «двойка», «почтальон» и так далее. Адреналин выбрасывается в кровь, действуешь на автомате. В боксе несколько основных ударов, но их отрабатывают тысячи и десятки тысяч раз, до автоматизма.
Но в общем и целом, старайтесь на улице не драться. Решайте словами. На всех идиотов вашего «здоровья не хватит». Если вам кто-то что-то сказал, сплюньте и идите дальше — вы уверены в себе и выше этого. Разумеется, это не относится к тем случаям, когда вас оскорбляет один и тот же человек у вас на районе или ещё где-то. Только если совсем уже край и вы с девушкой или есть угроза жизни/здоровью кому-то. Вы обязаны вмешаться. Тут ваша выдержка и навыки, приобретённые в спорте могут пригодиться. Но даже если вы занимаетесь боксом или ещё чем-то, то не стесняйтесь таскать с собой небольшой газовый баллончик. Если противников несколько или они вооружены, то это очень гуманное и эффективное средство противодействия.Всем мира и удачи! ))

Maxipatak

Полностью согласен!

Ethernet

Все зависит исключительно от уровня конкретного бойца. Вы же не думаете, что наваляете любому каратисту?Техника ударов руками не очень в карате, это да, но зато есть локти, ноги, колени и броски.Боксер в клинче ничего не может, а кратист может биться в любой позиции, кроме партера.

Maxipatak

Самые зрелищные Карате и Тхеквондо???! Да вы шутите!!!? Может быть в кино?… Да, за счет арсенала приемов…. Смотрел соревнования по Карате: возня, крики… Зрелища — НОЛЬ! Про улицу молчу!

Илья

Тхеквондо втф профессионалы ногами машут одуреть можно + тули, круто смотрятся

Ethernet

На соревнованиях уныло, да. Зато никто больше не разбивает деревяшки и прочие твердые предметы. Только тхъквондисты. С учетом того. что второе выросло из первого, не удивительно. Но адепты тхэквондо бьют условные мишены еще и сериями, на значительной высоте. Так что соревнования не менее унылые, чем карате, а демонстрации хороши.

Ethernet

Только каратисты и тхэквондисты*

Evan

ух ты )) все такие ушуисты кунфуисты собрались, прикольно ))
я тут в сторонке постою, такой скромный застенчивый бодибилдер )))

Илья

Занимаюсь дзю-дзютсу второй год (джиу джитсу — японский, первоначальный вариант) и могу сказать, что кроме борьбы, выходов на болевой и захватов очень неплохо преподается ударная техника. Резкие короткие удары и комбинации ударов руками (реже — ногами) в голову, солнечное сплетение и по болевым точкам (колени, суставы, кадык, пах и т. д.)

Все дело в понимании смысла — в Джиу Джитсу это не только использование силы соперника против него самого, но и максимальная эффективность наименьшими усилиями. Идеально если до борьбы дело не доходит.

Но, правильно сказано, на отработку необходимого для самообороны багажа техник потребуется немало времени. В бою мозг принимает решения автоматически.

AlexKid

Раньше ходил на джиу джитсу. У нас ударов особо не преподавали (от мастера тоже зависит), но были различные техники борьбы в партере, броски, болевые. Часто отрабатывали освобождения от захватов «реальных». За рукав или плечо. Было круто. Кроме того, что палкой по жопе за разговоры получали :D

Волк Константин

Пару слов о АРБ. Армейский Рукопашный Бой. На мой взгляд является более эффективным на улице, так как сочитает в себе полную систему на вырубание вашего противника. Отрабатывается по отдельности ноги, колени, руки, броски, болевые. А когда все это систематично подобранно и проработанно, можно сравнивать себя с бойцом боев без правил. Ты будешь готов ко всему.

Seth

Все начали спорить о том, какой вид спорта лучше, и каждый тянет одеяло на себя. Все виды спорта хороши, только занимайтесь. Но мне кажется, что в схватке решающим умением является-универсальность. Этим критериям отвечает мне из известных Ку До и Мих Файт, очень хорошие виды спорта. Боксер хорош, но от каратиста может отхватить один качественный лоу в ногу и практически не сможет двигаться. Таеквон-до хороший вид спорта. Я посвятил ему много времени, т.к. он мне очень подходил, я легкий и подвижный. Дрыщеват, рост средний. Это спорт на реакцию, быстроту и точность. Если ты можешь это сделать, то сможешь решить все одним ударом пятки в голову. Называется «панде» в тейквон до. Каратисты и муай тайцы очень выносливые ребята, в корпус и по ногам к ним биться бесполезно. С борцами нужно быть аккуратнее, т.к. пройдя к тебе в ноги он решит все за секунды. Поэтому считаю, что нужно выбирать спорт, где можно бить руками, ногами, локтями и коленями, нужно бороться и делать болевые захваты. Ку До и Микс Файт-этим требованиям отвечают. Очень эффективные виды спорта, на мой скромный взгляд и опыт. Они могу бить на расстоянии ногами, могут резко зарядить рукой или локтем, если вы вышли «пообщаться» и противник «бычит» и нужно бить. Если упадете, то могут быть эффективны в партере.

Денис Жиров

Микс Файт — это боевое самбо по русски ))

Ethernet

В статье рассматривали еще и такой критерий. как «время освоения до вразумительного уровня».И здесь тот же бокс будет вне конкуренции. Ведь не каждый захочет посвятить лет 5 на изучение непонятных японских техник. Вем шире арсенал, тем дольше его доводить до хорошего уровня. А вашу любовь к кудо не разделяю. Его неспроста называют «битвой пьяных вертолетов», т.к. из-за аквариума на голове, удары делаются по круговой траектории и поединки похожи на битву алкашей. Злых и быстрых, но алкашей.Один знакомый занимался кудо более года. Говорил, что спарринги динамичные, поэтому ходить весело, но ничему полезному не учат, т.к. техника на околонулевом уровне. Все, кто достиг каких-то успехов — люди с готовой базой из бокса, дзюдо и т.д.В общем, тот товарищ уже 2 года ходит на бокс и доволен, т.к. прогресс там ощутим и есть, куда развиваться. 

Igor Khalin

Ребят, на улице все решает хорошо поставленный удар. Как меня убивают разные высеры о том, какое боевое искусство лучше… У каждого свои плюсы и минусы, я занимался сначала тайским боксом и греплингом, в итоге на долго ушел в тхэквондо. Я и зимой могу кинуть хай-кик без проблем, только надо мне это ?

Если говорить о эффективности, то вершина это ММА и точка, жирная точка. Я в ММА использую технику греплинга, так и тайского бокса, так и тхэквондо.

Опять же повторюсь, для каждого свое боевое искусство, кто-то любит махать руками, кто-то бороться, что из этого лучше, выбирать глупо. Почему ? Потому что все зависит от бойца. Я когда пришел из тайского и греплинга в тхэквондо, я тоже думал что лоу пробью и все, в итоге за секунду схавал аплеуху в голову и ушел в нокаут. Все зависит от бойца и его степени подготовки.

Ну и несколько боевых искусств для себя, выбирать вам
— Шотокан карате
— Кекусинкай карате
— Окинава карате
— Тхэквондо ИТФ/ВТФ/ГТФ
— Сават
— Капуэйро
— Монгольская борьба
и многие другие…
Всем бобра.

Ethernet

ММА — вершина для ММА, как и бокс — вершина для боксав неожиданной встрече в темном переулке решит уровень подготовки и наличие оружияни Муа-Тай, ни бокс, ни греппинг, ни ММА не имеют в своем арсенале ничего, чтобы противостоять ножусписок единобоств ниже даже комментировать не хочется, т.к. большинство из него бесполезно, в практическом плане(не получить по лицу в подворотне)