Все, что ты знал о лошадиной силе — преувеличение

Теодор Седин
Июнь 28, 2016
7.1k
3
Гараж
в избранное
brodude.ru_28.06.2016_2nK7YskGL6aJw

Что такое лошадиная сила? Это не шампунь, который вместе с лошадями рекламируют женоподобные парикмахеры, а мера производительности автомобиля. Для многих — главная мера, истина, по которой оценивается машина до покупки. На деле это всего лишь одна из многих составляющих хорошего автомобиля. Лошадиная сила — это важный элемент, но далеко не определяющий. И сейчас мы попытаемся тебя в этом убедить.

Лошадиная сила — это, в первую очередь, маркетинговый инструмент

Первым делом давай поговорим о том, что это за сила такая на самом деле. В реальности это не более чем число, определяющее мощность работы двигателя. Сравнивать двигатель со зверятами придумал Джеймс Уатт — великий инженер и изобретатель, стоявший у истоков промышленной революции. Было это аж в 1700-х годах, во время работы над паровым двигателем. Кстати, единица измерения мощности названа его именем. Уатту нужно было завлечь народ своим паровым двигателем, но простой люд понятия не имел, как измеряется сила парового двигателя, что это вообще такое и как эта железная махина двигается с места с помощью пара. Вот и решил хитрый инженер использовать привычную всем скотину и таким образом показать, что его двигатель заменит столько-то лошадок. Наблюдая за традиционным источником энергии — лошадью, Уатт пришел к выводу, что бочку массой 180 кг могут вытягивать из шахты две лошади со скоростью 2 мили в час (3,6 км/ч). В этом случае лошадиная сила в английских мерах принимает вид 1 л.с. = 1/2 барреля, 2 мили/ч = 1 баррель-миля/ч (здесь баррель принят за единицу силы, а не массы). То же самое в более мелких единицах составляет 380 фунтов на 88 футов/мин. Округлив расчеты в фунто-футах за минуту, он решил, что лошадиная сила будет равна 33 000 фунто-футов в минуту. А весь мир понял, что одна машина заменяет, скажем, 20 лошадей. Все, казалось бы, так просто, но маркетологи сделали из нее золотую жилу, на которую клюют автовладельцы. С лошадиным навозом, конечно, но жила.

Самый мощный —  не всегда самый быстрый

Лошадиная сила — это просто число, и это число много может рассказать о том, насколько быстро автомобиль способен ускоряться. Но это только один кусок пирога. Крутящий момент двигателя, передачи, дифференциал, шины, аэродинамика и масса автомобиля — все это играет большую роль в производительности автомобиля.

Для большинства автомобилей, а также их владельцев, главным показателем является ускорение по прямой линии. И на этой прямой линии зачастую выигрывает машина с меньшим количеством лошадок. Просто нужно учитывать все факторы.

Если тебе довелось сидеть за рулем одного из современных спорткаров, то ты можешь разогнаться от нуля до сотни за 3,8 секунды. Однако это вовсе не гарантирует того, что на поворотах она будет вести себя послушно. Как это бывает с Camaro SS. Вроде «лошадей» много, а толку? Очень многое, даже слишком, зависит от мастерства водителя, и сколько «лошадей» в машину не суй, если голова дурная — то далеко не уедешь.

«Мини» vs «Мустанг»

brodude.ru_28.06.2016_aCE2PF8mgVkr1

Давайте поговорим о массе. Даже наличие зажигалки в автомобиле, этих жалких нескольких граммов, влияет на скорость. Уменьшение веса автомобиля улучшает не только его прямолинейное ускорение, но и торможение, как и езду на поворотах. Если ты хочешь увидеть, как легкий автомобиль с маленькой мощностью нахлобучивает тяжелый автомобиль с большой мощностью, то посмотри на битву двух титанов, американского и английского автопрома — «Мини Купера» и «Мустанга».

Оригинальный Мини выигрывал легендарное ралли Монте-Карло три раза, дважды — Европейский чемпионат среди кузовных машин и пять раз чемпионат Британии. Так что легковые автомобили, как показывает практика, это быстрые автомобили.

Уже не впечатляет

Когда впервые оказываешься за рулем автомобиля, где под капотом спряталось 700 «лошадок», это сравнимо с прыжком в гиперпространство. Щемит грудь, организм пытается найти баланс, а мозг старается не отставать от курса, при котором пейзаж становится все более размытым. Дух захватывает! Второй раз? Все в порядке, но чем чаще ты это делаешь, тем быстрее это надоедает. Это раньше прежде чем сесть в такую машину, нужно было запастись порцией подгузников и пакетиков для рвотных масс. Сейчас технологии безопасности, управляемости и комфорта дошли до такого совершенства, что чувствуешь себя как в самолете. Поначалу восхищаешься ревом мотора, вибрацией, ощущением скорости, а потом становишься как Джереми Кларксон, которого нечем впечатлить. 640 «лошадей» Cadillac CTS-V кажутся совершенно безмятежными при разгоне от ста до двухсот.
Вот и сидишь за рулем, выжимаешь газ в пол и понимаешь, что есть в мире вещи поважнее всяких там конских сил. Совсем разбаловались.