Настало время поговорить про плагиат, проклятый плагиатор. Скажешь, не плагиатор? А кто берёт чужие шутки и фразы и выдаёт их за свои? Только не надо нервничать и нелепо оправдываться, мол, это заимствование, и никто не против. Документальное разрешение на их использование имеется? То-то и оно. Если так посмотреть, то плагиат везде и всюду, это необъяснимая часть жизни и в рекламе, и в магазинных вывесках. Я уже про музыку с интернетом и телевидением не говорю. Хотя телевидению проще, у них это называется «снимать по франшизе», а сам материал именуется адаптацией. У нас любят тыкать пальцем в заемщиков, требовать, чтобы им отрубили руки. Судя по комментариям, каждый мечтает раздеть их донага и провести позорной тропой под плевки, тумаки и возгласы: «Позор!» Только, увы, смотреть, к примеру, на голого Стаса Барецкого не так приятно, как на Серсею Ланнистер.
Муза улетает очень быстро, каким бы ты творческим или сумасшедшим ни был. Даже у Дали были длительные простои. Алкоголь и секс выматывают и не всегда оставляют силы и желание на креатив. Писатель Владимир Сорокин и авторский состав BroDude заверяют тебя, юный соискатель интересного чтива и истины, что писать в состоянии, известном как «Борис Ельцин упал с трапа самолета», не всегда полезно для творчества. Читаешь по утру и думаешь: «Твою мать, что за придурок это написал?» – потом вспоминаешь кто и плачешь. Нет, есть, конечно, пара интересных мыслей и словесных связок, но не более того. МЫ ведь не Хэмингуэи и не Есенины. Ни Сорокин, ни, к сожалению мы
И в тот момент, когда становится понятно, что все идеи в голове банальны и второсортны, словно поп-музыка, приходится вдохновляться идеями коллег по цеху. И по большому секрету скажем: так делают все и каждый, даже на подсознательном уровне. Услышал ты песню, и тебе так понравилась музыкальная связка в одном моменте, что всю неделю ходишь, завороженный мелодией и рифом, что подсознательно наигрываешь похожее. Фанатея от Гюго и Достоевского, ты будешь стараться писать о том же, о чем и они. Мы всегда будем делать то же самое, что и наши учителя, наши вдохновители, но в рамках собственной гениальности. А разве может быть иначе? МЫ ведь учимся на чужих творениях, в музыкальных школах тебя просят играть чужие произведения, а не сочинять своё. В школах ты пишешь сочинения на основе прочитанной классики, а не только на свободную тему. Но это, от чего-то принято называть плагиатом, пускай даже если он получился гениальнее «оригинала». Правда, особенно ленивые и бесхитростные люди выкупают право на использование мелодии или вовсе делают кавер, потому что кавер ты всё равно сыграешь по-своему и заодно денег накопишь. Всеми творческими процессами двигают рынок и элементарная жажда наживы.
Вот, всё ругают Иньярриту, мол он копирует Тарковского, которого называл своим учителем. Но ведь копирует, не ворует у него сюжет. А Тарантино, тот вообще вырывал целые фрагменты и кадры из общеизвестной классики мирового кинематографа. Причем, так дерзко, как он этого не делал никто. И не смотря на подобное «воровство» его фильмы поражают самобытностью, фирменный Тарантиновский почерк виден издалека.
И не стоит забывать про то, что нашей планете уже много-много лет, и человечество прибегает к благородному заимствованию примерно столько же, сколько оно существует. Все песни и мелодии, речевые связки давно придуманы, даже про смерть, даже про трупное разложение. Все проблемы описаны, все тревоги и личностные переживания раскрыты. Наблюдается хорошая преемственность поколений во всех жанрах, и никто не брезгует слямзить идею-другую у своих предшественников. Остаётся разве что дополнить и облачить материал в бахрому собственных идей.
На телевидении всё точно так же. Если бы все были такими гениальными и умными, то выдавали бы каждый месяц новые шоу нового формата, совершенно непохожие друг на друга. Но не стоит забывать о том, что успешность продукта, особенно телевизионного, определяет потный кучерявый дяденька продюсер, и если ты сам привык смотреть банальщину с кривляющимся Светлаковым и вездесущим Нагиевым, то никто тебе не будет показывать новый «Монти Пайтон». Ты же любишь, чтобы было весело, угарно, чуть пошловато, значит, получай русскую версию «Прожарки». Она, конечно, не такая «горячая», как в западном образце, если там well done, то здесь где-то medium rare, но тоже имеет право на существование. Те, кому что-то не нравится, пусть идут в интернет. Хотя… хотя там как раз то же самое. Блогеры просто берут идею западных интернет-творцов, разумеется, не платя за неё ни копейки. И вроде надо возмущаться, но все привыкли. Да и удобно, большинство ведь в силу незнания языка никогда не видели и даже не будут смотреть западный вариант, так что нечего возмущаться. С сериалами, конечно, похуже, но опыт «Обратной стороны луны» и «Метода» дает надежду на счастливое будущее.
Окунёмся в закрытый мир науки и исследований. То и дело высокопоставленных лиц обвиняют в том, что их диссертации на 90% состоят из плагиата. Понятное дело, вспомни, как ты писал свой диплом, ты ничем не лучше этих высокопоставленных пиратов научных трудов. Но дело в том, что подобно тому, как одежда из весенней коллекции не обязана быть красивее одежды из прошлогодней осенней (она обязана только быть дороже), так и диссертации, статьи и прочий научный продукт не должны содержать в себе что-то новое, а должны лишь удовлетворять критериям, созданным в обществе потребления. Эта мысль коллумниста газеты «Взгляд» Михаила Соломатина, но она, чёрт возьми, идеально передаёт суть проблемы.
Вот такая печальная правда. Увы и ах, но ты, да я, да мы с тобой как раз и являемся основной причиной и стимулом плагиатить, наши потребности, наша требовательность и наши предпочтения. А художники – простые ремесленники, которые под эти предпочтения подстраиваются. Так же, как и в музыке, главная проблема – это мы.
Но прежде чем ты пойдешь переводить выступление Луиса Си Кея для своего первого стендапа, прежде чем ты рискнёшь сделать логотип своей привокзальной закусочной похожим на логотип KFC, прежде чем ты украдешь мелодию и ритм секции для своего альбома у Cure и The Smiths, учти, что всему есть разумные пределы. Делать всё украдкой и «под копирку» неправильно и бесталанно. Ты можешь взять за основу какой-то фрагмент, идею, суть, но не имеешь права копировать. Не имеешь морального права их копировать, иначе обязательно найдутся те, кто раскроет твой хитрый замысел, как это было с группой Killing Joke, обвинившей Nirvanna в плагиате (правда, оказалось, что они сами сплагиатили), или с Coldplay, которая откупилась от Джо Стариани, угрожавшего рассказать всем и каждому, что их Viva la vida – ни что иное, как плагиат. Да и вообще, если хочешь сделать мир чище и войти в историю как новатор, старайся делать что-то свое.
Ну и как можно написать статью про плагиат без примера? Вот один из миллиарда. Но разве это делает представленные музыкальные коллективы плохими?
Комментарии
(2)Nirvanna?
Тот же Дали по-моему сказал: «Кто ничего не копирует – тот ничего не создаёт». Что-то вроде того.
Вот восхитительный видосик на эту тему. Там по этому поводу сказано вообще всё. Возможно, Тео, ты им «вдохновлялся» при написании:
https://www.youtube.com/watch?v=P2bAuzuLSa4