Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Уловка памяти: почему, когда узнаешь что-то новое, начинаешь видеть это повсюду

Может быть, ты замечал такое странное совпадение: как только узнаешь что-то новое, начинаешь видеть это повсюду. Например, услышав от друга о газировке, которую еще не пробовал, то и дело встречаешь ее на полках магазина, хотя раньше попросту ее не замечал. Или ты выучил сложное английское слово, а затем с удивлением обнаруживаешь, что оно есть в каждой третьей песне в твоем плейлисте.

Такое явление называется феноменом Баадера — Майнхоф, и время от времени с ним сталкивается каждый человек. Так почему он возникает?

Он обусловлен эволюцией

В эволюционном смысле нам нужно реагировать на то, что происходит в окружающей среде, чтобы оставаться в безопасности. Но в то же время, если мы не можем игнорировать наше окружение, нам не удается сосредоточиться на выполнении определенной задачи.

Феномен Баадера — Майнхоф показывает взаимодействие факторов, направляющих внимание: то, о чем ты думаешь, бессознательно приводит к поиску релевантной информации вокруг. То есть наша способность функционировать в нашем сложном мире в решающей степени зависит от умения выбирать то, что имеет значение, и игнорировать то, что неважно. А так как мозг считает значительной новую информацию, которую узнаешь, ты начинаешь видеть ее отголоски повсюду.

Он задействует избирательное внимание

Когда ты узнаешь что-то новое, мозг работает в полную силу. Запускается множество психологических процессов, и одним из них является избирательное внимание. От него зависит, на чем ты фокусируешься, причем как сознательно, так и бессознательно.

Избирательное внимание заставляет тебя сосредоточиваться на том, что кажется важным именно для тебя. Когда ты узнаешь что-то новое, оно тут же попадает под эту категорию, поэтому ты и сталкиваешься с этим все чаще и чаще.

К примеру, когда ты покупаешь себе новые часы, узнав все их характеристики, ты начинаешь замечать, что множество людей носят точно такую же модель. Или, услышав от друга присказку, которая тебе понравилась, замечаешь, что сам невольно используешь ее в речи, как и множество твоих собеседников.

Пока информация свежа, избирательное внимание работает на полную катушку, вспыхивая как лампочка каждый раз, когда вокруг появляется вещь, о которой ты недавно узнал. Но чем «старее» становится знание о ней, тем меньше становится твой интерес и концентрация.

Он является спусковым крючком для предвзятости подтверждения

Возможно, ты замечал, как просто находить факты или примеры для объяснения того, в чем ты уверен. Это когнитивное искажение называется предвзятостью подтверждения.

В большинстве случаев оно возникает потому, что нам так проще жить. Не всегда мы склонны рассматривать ситуации с разных сторон или пробовать взглянуть на них «чужими глазами», так как это бывает довольно сложно.

Именно из-за того, что гораздо легче поддаться предвзятости подтверждения, мы и становимся ее заложниками, постоянно ища факты, которые помогут подкрепить собственное мнение.

Сам посуди: ты только что узнал о феномене Баадера — Майнхоф и, возможно, уже представил несколько ситуаций, которые могут подтвердить, что ты сталкивался с ним лицом к лицу. И чем больше этих ситуаций приходит на ум, тем сильнее ты уверен в том, что он является реальностью.

А если добавить к этому социальные сети и персонализированную контекстную рекламу, которая всплывает после твоего запроса в поисковике, то высока вероятность попадания в своеобразную «эхокамеру», возникающую именно из-за предвзятости подтверждения и эффекта Баадера — Майнхоф. Она способствует распространению дезинформации или продвижению сомнительных мнений с невероятной скоростью. Так что всегда нужно быть осторожным в том, чему ты веришь, и время от времени проверять свои убеждения.

Он задействует рабочую память

Представь, что ты смотришь на экран компьютера, где показывается картинка со множеством разных предметов. Сначала тебе говорят, что на изображении есть пианино, и ты невольно начинаешь его искать глазами. Но затем задание резко меняется, и тебя просят найти среди изображений кошку. Как ты думаешь, мысли о каком предмете будут тебя постоянно отвлекать?

Именно пианино будет мешать тебе найти кошку, так как твоя рабочая память сохраняет информацию о нем. Это хорошая иллюстрация феномена Баадера — Майнхоф, то есть бессознательного влияния на то, куда направляется твое внимание.

Он помогает мозгу создавать шаблоны

Наш мозг достаточно ленив, и ему нравится создавать «шаблоны», то есть предвзятости. Из-за новой информации он может формировать их даже там, где их раньше не было.

Например, если ты поверил, что два типа карт всегда появляются, когда ты играешь в покер, ты увидишь, что это происходит на самом деле. В реальности такое совпадение может проявляться не слишком часто, но, поскольку ты акцентируешь на этом свое внимание, тебе кажется, что это закономерность.

К слову, именно из-за этого чувства многие люди проигрывают миллионы в казино. Но в целом, когда ситуация не касается азартных игр или потенциально опасных моментов, когда шаблон мышления может навредить как своему обладателю так и другим людям, феномен Баадера — Майнхоф является скорее безвредным.

Он нужен нам для обучения

Не стоит считать, что феномен Баадера — Майнхоф однозначно плох. В конце концов, он помогает нам выйти в мир и увидеть новые закономерности, которые открывают больше возможностей.

Узнавая что-то новое и сталкиваясь с ним все чаще и чаще, ты скорее закрепишь это в памяти, а также проникнешься любопытством, чтобы собрать как можно больше информации о том, что видишь.

Однако проблема феномена Баадера — Майнхоф в том, что, если ты застрянешь в одной точке и просто зациклишься на определенной вещи, ни о каком росте не может быть и речи. Но это можно преодолеть: нужно лишь стремиться познавать новое каждый день, развивая любознательность и задавая больше вопросов.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)